Урок русского языка в 6-м классе по теме "Мой друг - словарь"

Разделы: Русский язык


Концептуальная цель преподавания русского языка: Развитие языковой личности и воспитание любви к русскому языку, его многообразию.

Тема урока: Мой друг  – словарь.

Стратегическая цель: Формирование познавательной компетенции.

Задачи:

  1. Расширить словарный запас учащихся.
  2. Формировать коммуникативные качества.
  3. Приобщить к работе со специальной литературой.

Проблема: Учащиеся не умеют правильно использовать справочную литературу, получать из неё максимум информации.

Проблемный вопрос: Какой источник информации можно считать достоверным?

Тезис: “Словарь – это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные”.

А.Франс.

Оборудование и материалы: SMART-доска, словари для работы в группах.

Ход урока

1. Приветствие.

2.  

– Друзья! Вы конечно же не раз слышали о том, что мы живём в эпоху информации. А задумывались ли вы, что значит слово “информация”?

(Варианты ответов)

– Откуда, из каких источников мы получаем информацию?

(Книги, телевидение, Интернет, друзья, родители, словари)

– Какой источник информации можно считать самым точным, достоверным?

(Самым достоверным источником информации можно (и нужно) считать словари, т.к. издания, рекомендации и т.д.)

– Хорошо, давайте мы с вами сейчас и посмотрим в словаре, что значит слово “информация”. Толковый словарь в этом нам поможет.

(Запись на доске)

1-й слайд – тезис

– Ну что ж, посмотрим, какие бывают словари, что они нам смогут о себе рассказать. Отправимся в гости к словарям и постараемся стать их друзьями

3. Тема: Мой друг  – словарь.

2-й слайд – тема

(К уроку учитель готовит с группой учеников материал: используя словари, рассматривает какое-либо значимое слово. Это может быть слово честь, правда, добро и др.)

Толковый словарь.
Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля.
Словарь синонимов.
Словарь антонимов
.
Словообразовательный.
Этимологический словарь.
Орфографический словарь.
Афоризмы.
( Названия словарей дублируются слайдами 3-10)

4.  

– Благодарю. Я думаю, что эти замечательные словари обязательно станут нашими друзьями. А для этого мы ещё раз с вами повторим их назначение.

5. Работа в группах (с использованием словарей и SMART-доски для проверки).

Класс делится на команды, которые придумывают себе название. За каждое задание команда получает баллы, которые в конце урока переводятся в оценки.

6.

Назначение словарей (закрепление материала) ученики записывают на заранее приготовленных листах. Названия отпечатаны.

7. Рефлексия:

Я научился(лась)…
Я умею…
Я могу…

8. Домашнее задание: составить несуществующий словарь

а) любимых слов
б) важных слов

9. Учитель подводит итог, всех благодарит за урок.

Презентация