Концептуальная цель преподавания русского языка: Развитие языковой личности и воспитание любви к русскому языку, его многообразию.
Тема урока: Мой друг – словарь.
Стратегическая цель: Формирование познавательной компетенции.
Задачи:
- Расширить словарный запас учащихся.
- Формировать коммуникативные качества.
- Приобщить к работе со специальной литературой.
Проблема: Учащиеся не умеют правильно использовать справочную литературу, получать из неё максимум информации.
Проблемный вопрос: Какой источник информации можно считать достоверным?
Тезис: “Словарь – это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные”.
А.Франс.
Оборудование и материалы: SMART-доска, словари для работы в группах.
Ход урока
1. Приветствие.
2.
– Друзья! Вы конечно же не раз слышали о том, что мы живём в эпоху информации. А задумывались ли вы, что значит слово “информация”?
(Варианты ответов)
– Откуда, из каких источников мы получаем информацию?
(Книги, телевидение, Интернет, друзья, родители, словари)
– Какой источник информации можно считать самым точным, достоверным?
(Самым достоверным источником информации можно (и нужно) считать словари, т.к. издания, рекомендации и т.д.)
– Хорошо, давайте мы с вами сейчас и посмотрим в словаре, что значит слово “информация”. Толковый словарь в этом нам поможет.
(Запись на доске)
1-й слайд – тезис
– Ну что ж, посмотрим, какие бывают словари, что они нам смогут о себе рассказать. Отправимся в гости к словарям и постараемся стать их друзьями
3. Тема: Мой друг – словарь.
2-й слайд – тема
(К уроку учитель готовит с группой учеников материал: используя словари, рассматривает какое-либо значимое слово. Это может быть слово честь, правда, добро и др.)
Толковый словарь.
Толковый словарь живого великорусского языка
В. Даля.
Словарь синонимов.
Словарь антонимов.
Словообразовательный.
Этимологический словарь.
Орфографический словарь.
Афоризмы.
( Названия словарей дублируются слайдами 3-10)
4.
– Благодарю. Я думаю, что эти замечательные словари обязательно станут нашими друзьями. А для этого мы ещё раз с вами повторим их назначение.
5. Работа в группах (с использованием словарей и SMART-доски для проверки).
Класс делится на команды, которые придумывают себе название. За каждое задание команда получает баллы, которые в конце урока переводятся в оценки.
6.
Назначение словарей (закрепление материала) ученики записывают на заранее приготовленных листах. Названия отпечатаны.
7. Рефлексия:
Я научился(лась)…
Я умею…
Я могу…
8. Домашнее задание: составить несуществующий словарь
а) любимых слов
б) важных слов