Урок русского языка в 4-м классе по теме "Разбор глагола по составу" с использованием ИКТ

Разделы: Начальная школа


По теме «Глагол» разработаны презентации:

  • «Значение и грамматические признаки глагола»;
  • «Правописание личных окончаний глаголов»;
  • «Разбор глагола по составу»;
  • «Трудности устной речи» – практикум.

В основу этих презентаций положена задача на исследование связи между:

  • спряжением и правописанием безударных личных окончаний глаголов;
  • морфемным разбором и формой глагола;
  • различение грамматических и морфологических признаков глагола.

Такой подход позволяют ученику осознать необходимость в применении правила, но не известным способом запоминания, а осознанно, опираясь на алгоритм. Освоение содержания учебного материала происходит за счёт постоянного осознания мыслительных действий (анализ, планирование, схематизация, обобщение, действие по алгоритму и т.д.). Следовательно, ЦОР в данном случае выполняет исследовательскую функцию.

Использование ЦОР повышает наглядное восприятие, поддерживает интерес к изучаемому материалу. При создании слайдов учитывала научность, логичность, ясность и возрастные особенности учащихся. Дети активно и с интересом работают, грамотно выполняют задания, пользуются алгоритмом и образцами рассуждения. Следовательно, ЦОР в данном случае выполняет иллюстративную функцию.

Формируя позитивную мотивацию к дальнейшему овладению компьютером, использую различные виды тестов: контрольные и тренинговые. Дети особенно любят работать в программе knowing, так как сразу получают ответ «Верно» или «Неверно», и компьютер в итоге сам ставит отметку. Ученики показывают хороший результат при выполнении контрольных тестов. Следовательно, ЦОР в данном случае выполняет функцию контроля и тренинга, являясь новой формой системного контроля общеучебных умений и навыков.

Использование ЦОР позволяет:

  • вовлечь в творческое сотрудничество младших школьников;
  • организовать поэтапную работу над осознанным процессом выявления закономерностей и его обобщения;
  • стать дополнительной информацией к учебнику;
  • разбудить интерес к предметам русского языка и информатики.

Тема: Разбор глаголов по составу.

Цели:

  • развивать умения видеть в слове его части;
  • учить объяснять условия выбора орфограмм;
  • воспитывать интерес к родному языку.

Задачи урока: использовать ИКТ для организации учебного сотрудничества с учащимися с целью выявления и запоминания способа морфемного разбора глагола.

Проблема: Почему перед тем, как разбирать глагол по составу, нужно определить, в какой он форме? 

Оборудование:

  • презентация «Разбор глагола по составу»;
  • тест: Орфографическая разминка №3;
  • тест: Определить форму глагола.

ХОД УРОКА

1. Психологический настрой на деятельность. Введение в тему

(Приложение 1. Слайд № 1). Сообщение темы урока, целеполагание, постановка проблемы. За урок можно заработать 20 баллов: орфографическая разминка, контрольный тест, самооценка, оценка учителя.

2. Работа на  компьютере по группам: орфографическая разминка №3.

(Учащиеся ставят отметку в зачетный лист).

3. Открытие нового знания

(Приложение 1. Слайд № 2). Определить по окончаниям и суффиксам форму глагола.
(Приложение 1. Слайд № 3). Запомни суффиксы, которые не входят в основу.
(Приложение 1. Слайд № 4). Рассуждаем, разбираем образец записи. Сравниваем алгоритм с правилом в учебнике и делаем вывод, какое правило легче запомнить и применить? Почему?

4. Задания на закрепление изученного:

Задание 1 – по группам, используем образец.
(Приложение 1. Слайд № 5). Самопроверка: Кто самый внимательный?
Задание 2 – дополни!
(Приложение 1. Слайд № 6). Самопроверка.

5. Физминутка

6. Работа на компьютере по группам

Контрольный тест «Определить форму глагола». (Учащиеся ставят отметку в зачетный лист)

7. Самостоятельная работа: задания №3-4.

(Приложение 1. Слайд № 7). Продолжить ряды слов (по какому признаку?)
(Приложение 1. Слайд № 8). Как определили спряжение глагола?
(Приложение 1. Слайд № 9). В стихотворение Жуковского вставь пропущенные глаголы.
(Приложение 1. Слайд № 10). Фразеологизмы с глаголами н.ф. дать, взять, выйти, держать.

8. Рефлексия. Самооценка

– Сколько баллов удалось заработать?

9. Итог урока

– Какие открытия сделали?
– Что нового узнали?
– Над какой проблемой работали?
– Почему при морфемном разборе глагола сначала определяют, в какой форме он стоит?
– Что самое главное нужно запомнить?
– Что понравилось? 

10. Домашнее задание

– Выполнить задания из другой группы на выбор.

Зачетный лист ученика