По теме «Глагол» разработаны презентации:
- «Значение и грамматические признаки глагола»;
- «Правописание личных окончаний глаголов»;
- «Разбор глагола по составу»;
- «Трудности устной речи» – практикум.
В основу этих презентаций положена задача на исследование связи между:
- спряжением и правописанием безударных личных окончаний глаголов;
- морфемным разбором и формой глагола;
- различение грамматических и морфологических признаков глагола.
Такой подход позволяют ученику осознать необходимость в применении правила, но не известным способом запоминания, а осознанно, опираясь на алгоритм. Освоение содержания учебного материала происходит за счёт постоянного осознания мыслительных действий (анализ, планирование, схематизация, обобщение, действие по алгоритму и т.д.). Следовательно, ЦОР в данном случае выполняет исследовательскую функцию.
Использование ЦОР повышает наглядное восприятие, поддерживает интерес к изучаемому материалу. При создании слайдов учитывала научность, логичность, ясность и возрастные особенности учащихся. Дети активно и с интересом работают, грамотно выполняют задания, пользуются алгоритмом и образцами рассуждения. Следовательно, ЦОР в данном случае выполняет иллюстративную функцию.
Формируя позитивную мотивацию к дальнейшему овладению компьютером, использую различные виды тестов: контрольные и тренинговые. Дети особенно любят работать в программе knowing, так как сразу получают ответ «Верно» или «Неверно», и компьютер в итоге сам ставит отметку. Ученики показывают хороший результат при выполнении контрольных тестов. Следовательно, ЦОР в данном случае выполняет функцию контроля и тренинга, являясь новой формой системного контроля общеучебных умений и навыков.
Использование ЦОР позволяет:
- вовлечь в творческое сотрудничество младших школьников;
- организовать поэтапную работу над осознанным процессом выявления закономерностей и его обобщения;
- стать дополнительной информацией к учебнику;
- разбудить интерес к предметам русского языка и информатики.
Тема: Разбор глаголов по составу.
Цели:
- развивать умения видеть в слове его части;
- учить объяснять условия выбора орфограмм;
- воспитывать интерес к родному языку.
Задачи урока: использовать ИКТ для организации учебного сотрудничества с учащимися с целью выявления и запоминания способа морфемного разбора глагола.
Проблема: Почему перед тем, как разбирать глагол по составу, нужно определить, в какой он форме?
Оборудование:
- презентация «Разбор глагола по составу»;
- тест: Орфографическая разминка №3;
- тест: Определить форму глагола.
ХОД УРОКА
1. Психологический настрой на деятельность. Введение в тему
(Приложение 1. Слайд № 1). Сообщение темы урока, целеполагание, постановка проблемы. За урок можно заработать 20 баллов: орфографическая разминка, контрольный тест, самооценка, оценка учителя.
2. Работа на компьютере по группам: орфографическая разминка №3.
(Учащиеся ставят отметку в зачетный лист).
3. Открытие нового знания
(Приложение 1. Слайд
№ 2). Определить по окончаниям и суффиксам форму
глагола.
(Приложение 1. Слайд № 3).
Запомни суффиксы, которые не входят в основу.
(Приложение 1. Слайд № 4).
Рассуждаем, разбираем образец записи. Сравниваем
алгоритм с правилом в учебнике и делаем вывод,
какое правило легче запомнить и применить?
Почему?
4. Задания на закрепление изученного:
Задание 1 – по группам, используем образец.
(Приложение 1. Слайд № 5).
Самопроверка: Кто самый внимательный?
Задание 2 – дополни!
(Приложение 1. Слайд № 6).
Самопроверка.
5. Физминутка
6. Работа на компьютере по группам
Контрольный тест «Определить форму глагола». (Учащиеся ставят отметку в зачетный лист)
7. Самостоятельная работа: задания №3-4.
(Приложение 1. Слайд
№ 7). Продолжить ряды слов (по какому признаку?)
(Приложение 1. Слайд № 8).
Как определили спряжение глагола?
(Приложение 1. Слайд № 9).
В стихотворение Жуковского вставь пропущенные
глаголы.
(Приложение 1. Слайд №
10). Фразеологизмы с глаголами н.ф. дать, взять,
выйти, держать.
8. Рефлексия. Самооценка
– Сколько баллов удалось заработать?
9. Итог урока
– Какие открытия сделали?
– Что нового узнали?
– Над какой проблемой работали?
– Почему при морфемном разборе глагола сначала
определяют, в какой форме он стоит?
– Что самое главное нужно запомнить?
– Что понравилось?
10. Домашнее задание
– Выполнить задания из другой группы на выбор.