Цель:
- Познакомить учащихся с верованиями, зародившимися еще в первобытные времена
- Дать представление об особенностях религиозного мировоззрения, появление которых стало возможным только в классовом обществе.
- Продолжить воспитание у детей интереса к религии Древнего Египта.
Оформление доски
Тема «Религия древних египтян»
Главное
|
Религия – это вера в бога и поклонение ему.
Ход урока
І. Опрос домашнего задания.
ІІ. Объяснение нового материала.
ІІІ. Закрепление.
Так как тема урока сложна, целесообразно провести фронтальный опрос.
- Как называется страна Древнего Востока, которую мы изучаем? (Египет)
Ученик рисует меловую схему
- Египет – так называется страна, которая располагалась… (С – В Африке)
- Какие два моря омывают Египетское государство? (Средиземное и Красное моря)
- Первой столицей Египта был город…(Мемфис)
- Царей древнего Египта называли… (Фараон)
- Когда образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н.э.)
- Подсчитайте, сколько лет назад это было?
- Самые крупные завоевания совершил фараон… (Тутмос ІІІ) около…(1,5 тыс.) лет до н.э.
- Войсками фараонов были завоеваны в Африке… (Нубия) богатая золотом, в Азии богатые залежами медной руды… (Синайский) полуостров и страны (Палестина, Сирия, Финикия)
- У Египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из… (бронзы). Так называется сплав… (меди + олова)
Входит фараон (во всем черном, на голове корона, блестящий ворот и повязка – шарф на поясе. В руках кнут и жезл).
Учитель – Кто Вы? И что Вы делаете здесь?
Фараон – Как смеешь ты смертный, обращаться к фараону Египта, с столь не пристойной речью?
Учитель (обращается по всем правилам) – «Да поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости. Не казни, О лучезарный, позволь слово молвить…»
Фараон (кивает)
Учитель – Что привело Вас, О блистательный, в наш мир, недостойный Ваших очей?
Фараон – Я ищу недостойного, который посмел написать свой труд, в котором более 10 ошибок по истории моей страны!
Письмо в виде свитка, обратная сторона которого оформлена иероглифами
«Когда я попал в эту страну, то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд… Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу – горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой как это всем известно, похоронен фараон Тутанхомон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхомона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась.»
ІІ
Учитель – Сегодня мы приступаем к изучению темы «Религия Древнего Египта». Как вы думаете, а что такое религия?
Далее определение записывается в тетрадь:
План объяснения нового материала
а) Отражение природы и жизни древних египтян в религии.
б) Вера в загробную жизнь.
в) Храмы и жрецы в Древнем Египте.
г) Живой бог – фараон.
а) Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Наряду с ними у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.
Задание:
В ІІІ тыс.л. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Как одно связано с другим? ( Египтяне поняли, что солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Однако они не знали, что солнце раскаленное небесное тепло и верили в то, что солнце – это бог.)
Работа с аппликацией. Прикрепляют изображение богов, по мере рассказа о нем.
Учитель – Весной у нас расцветает вся природа. А в Египте май и июнь – худшее время года 50 дней подряд дует из пустыни ветер, несущий с собой раскаленный песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи, воспаляются глаза у людей и животных. От жары все гибнет. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, в чем причины этого ежегодного повторяющегося явления природы, египтяне придумали сказание.
(Миф о Осире – в книге для чтения по Истории Древнего Мира и в книге «История» из серии «Я познаю мир»)
Вопросы: Почему египтяне, изображая Осириса, окрашивали его тело в зеленый цвет? Почему они часто изображали Осириса сидящим среди деревьев или же с виноградной лозой, обвивающей фигуру?
б) Рассматриваем рисунки на странице 52 (рисунок на папирусе изображает суд Осириса)
Описание в книге «Мифы народов мира»
Т І с 267 – 268.
Работа с документами в учебнике с 53.
Учитель – Ребята, вы познакомились с египетской «Книгой мертвых» ответьте на вопрос: где – нибудь, в какой – либо религии Вы встречались с такими заповедями? ( Коран, Библия)
Учитель – Верно, ребята, все эти религии учат прежде всего «не чинить зла людям…не поднимать руку на слабого»
в) Египтяне считали, что жилища нужны не только людям, но и богам. В глубокой древности храмы – «жилища богов» - из тростника и глины, как и хижины людей. Эти храмы не сохранились: тростник сгнил, а глина распалась. Позже храмы стали строится из камня, они напоминали дворцы. Их развалины можно видеть и в наши дни.
Картина «Храмовой хозяйство в Древнем Египте»
Словарная работа: мумия, саркофаг.
г) Египтяне обожествляли фараона. Они верили, что он не просто человек, а земной бог, и называли его сыном Солнца. Бог солнца – царь среди богов, а его сын, фараон, царь среди людей.
Решаем задачу №72 (из задачника по Истории Древнего Мира стр. 7)
Обобщение и закрепление.
Учитель - Итак, мы изучили тему «Религия». Как вы поняли, что такое религия?
А сейчас сделаем опорный сигнал, работаем в тетрадях и помогаем мне.
Выставление оценок.
Домашнее задание &10,вопросы, опорный сигнал.