Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения. С другой – школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника и развивает накопленные им потенциал.
Традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее: выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Физическая готовность включает состояние здоровья будущего школьника: телосложение, осанку, двигательные навыки и качества (в особенности тонкой моторной координации), физическую работоспособность. Следует заметить, что требования систематического обучения, новый режим не должны быть обременительны для ребёнка и, тем более, не ухудшать его здоровье.
В школе ведется комплексная подготовка детей к школе. Для осуществления преемственных связей мы ставим следующие задачи:
1. Укрепление здоровья детей:
- обеспечение эмоционального благополучия каждому ребёнку;
- организация двигательной активности детей.
2. Формирование положительной мотивации:
- проведение занятий с учётом принципа соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности – игре.
3. Формирование предпосылок учебной деятельности:
- восприятие инструкций;
- планирование деятельности;
- умение выполнять задания до конца;
- способность выполнять задание сосредоточенно в течении определённого в времени.
4. Развитие познавательных функций: речь, внимание, память, восприятие,
воображение, мышление.
5. Организация разнообразных форм занятий «неурочного типа»: наблюдение,
работа парами, организация досуга.
6. Активизация любознательности и инициативности детей:
- умение задавать вопросы;
- высказывание собственных суждений;
- умение делать простые практические выводы.
7. Организация партнёрского сотрудничества детей и педагогов.
8. Осуществление педагогической пропаганды среди родителей и широкой общественности по разъяснению задач воспитания и образования на каждом
возрастном этапе развития ребёнка.
9. Создание развивающей предметной среды.
10. Разработка специального содержания занятий с учётом функциональных
возможностей и возрастных особенностей детей.
Успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей.
Вопрос о психологической готовности ребёнка к школьному обучению, её
сущности, структуре, ведущих показателях, а также её влиянии на успешность обучения как на начальном, так и на последующих этапах всегда интересовал психологов и
педагогов. В настоящее время в науке существует множество разнообразных подходов к
исследованию этой комплексной проблемы, что свидетельствует о её важности и очевидной сложности. Ей посвящено много исследований (Е.Е. Кравцова, В.С.Мухина, А.Л. Вегтер, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова, Т.И. Бабаева и др.).
Общепринятой является точка зрения о том, что готовность к школьному обучению предполагает разностороннее развитие личности ребёнка.
Психологическая готовность к школе – это и индивидуальная характеристика. При одинаковом паспортном возрасте поступающих в школу детей интервал
индивидуальных вариантов психологического развития может быть достаточно широк.
Психологическая готовность к школе формируется постепенно в общении со взрослыми и сверстниками, в игре, в дошкольном обучении, в посильном труде, т.е. подготавливается всем ходом жизни ребёнка. Однако главная цель изучения готовности
не сводится к оценке успешности развития ребёнка в дошкольном возрасте. Изучение
готовности – это попытка спрогнозировать возможности, особенности ребёнка в
следующем возрастном периоде – младшем школьном возрасте. Таким образом, готовность к обучению – это не только и не столько итог дошкольного развития, сколько исходный уровень развития младшего школьника.
Готовность к обучению целесообразно рассматривать как сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью. Это позволяет рассматривать структуру готовности по аналогии со структурой учебной деятельности в единстве мотивационного, операционного и регулирующего компонентов.
Индивидуальные различия детей, поступающих в школу, в пределах нормы могут быть достаточно существенны. Эти различия затрагивают все сферы детской личности и проявляются во всех компонентах психологической готовности к обучению. Комбинаций различного сочетания разных показателей готовности может быть бесконечно много – нет и не может быть двух абсолютно одинаково готовых к школе детей.
Кода перед учителем для повышения развивающего эффекта обучения встаёт проблема адаптации учебной программы к особенностям детской группы, возникает необходимость свести все индивидуальные варианты детского развития к некоторой типологии. Для этого сочетания можно выделить три условных обобщённых уровня психологической готовности к обучению, каждый из которых характеризуется особым сочетанием показателей.
Низкий уровень. Отсутствие желания учится или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний. Учебную задачу принимает лишь частично, может не сохранить её в принятом объёме до конца занятий. Допускает ошибки не по невнимательности, а так как не запомнил правила. Ошибки не замечает и не исправляет ни по ходу занятия, ни в конце. Преобладают непроизвольное внимание и восприятие. Бедный запас представлений памяти. Не сформированы действия анализа и сравнения, может выделить признаки только при опоре на восприятие. Поведение с трудом поддаётся волевой регуляции. С удовольствием вступает в эмоциональное общение со взрослыми, деловые контакты полностью организуются взрослыми. В тесное общение со сверстниками не вступает, так как нет соответствующих социальных действий. Эмоциональное общение со сверстником протекает при поддержке взрослого.
Средний уровень. Мотивация учения положительная, осознанная. Преобладает направленность на формально-внешние моменты обучения и социальные мотивы. Учебную задачу принимает полностью, но может не удержать в полном объёме до конца. По ходу работы допускает не многочисленные ошибки, которые не замечает, но при указании на них может исправить сам. Появляются элементы произвольного внимания и восприятия. Хорошо развита образная память. Ребёнок принимает установку на запоминание, но способы запоминания несовершенны. Выделяет, сравнивает признаки на основе представлений, может объединить на основе выделенного признака. Появляются элементы волевой регуляции поведения. Деловое общение со взрослыми чередуется с эмоциональным. Помощь взрослого принимает при сосредоточении на деловых контактах. Эпизодические ребёнок налаживает деловое общение со взрослыми по своей инициативе. В партнёрские отношения со сверстником вступает только с помощью взрослого, предпочтение отдаётся эмоциональным контактам.
Высокий уровень. Ребёнок владеет развёрнутой системой мотивов, присутствуют элементы познавательных мотивов. Выражена мотивация успеха. Учебную задачу принимает и удерживает полностью без дополнительного предъявления. Отсутствие или незначительные ошибки при выполнении. Оценивает результаты работы на основе сравнения с учебной задачей. Преобладает произвольное внимание и восприятие. Появляется наблюдение. Мышление наглядно-образное: ребёнок может выделять, анализировать, сравнивать признаки, выделять существенный признак, сделать несложное обобщение на соответствующем опыту материале. Появляется смысловое запоминание. Ребёнок правильно понимает позицию «нового взрослого» - учителя, внимательно слушает задание, вступает в контакт, принимает помощь взрослого при высокой собственной активности. Вступает в партнёрские отношения со сверстником: учебная задача воспринимается как общая, совместно планируется деятельность и распределяются роли. Взаимный контроль сочетается с самоконтролем.
Эти уровни позволяют не только определить исходные возможности ребёнка, но и спрогнозировать, спланировать направление индивидуального продвижения его в подготовке к обучению в школе.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведёт их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций. Значит, работа с родителями потребует от педагогов умения по-новому подойти к родителям, внушить им доверие и уважение.
Необходимо тщательно готовить к школе не только детей, но и их родителей. Вместе с учителем они могут продумывать будущий режим дня, интерьер классной комнаты, набор дополнительных занятий для детей, оговаривать свои действия по поддержке учебного процесса и т.д.
Какова основная миссия родителей, чьи дети приходят учиться в начальную школу? Что могут сделать родители и педагоги, чтобы получить на выходе желаемый результат? Построенный вместе с родителями замысел становится их перспективным планом, а значит, появляется интерес, усиливается ответственность и родительская инициатива.
Поступление ребёнка в школу – радостное и волнующее событие в жизни семьи. В этот ответственный момент ребёнок из беззаботного малыша превращается в школьника. Теперь у него, так же как и у взрослого, есть свои важные дела и обязанности. Весёлые игры, которым дошкольник посвящает почти всё своё время, сменяются необходимостью ежедневно учится в школе в течение 3 – 4 часов и дома прилежно готовить уроки. Это требует от ребёнка усидчивости, внимания, напряжения памяти. Без подготовки это даётся с большим трудом. И первоначальные успехи его будут зависеть в значительной мере от того, как его воспитывали в семье до поступления в школу.
Успеваемость, умственное развитие школьников, интерес к учению, несомненно, возрастают в связи с использованием развивающих программ. В курсе начального обучения высокий уровень теоретических знаний, которые даются детям. Ребят знакомят со многими математическими, грамматическими, природоведческими понятиями, обозначенными терминами. В лексикон первоклассника входят слова: сумма, слагаемое, равенство, корень, гласный, твёрдый звук и т.д. От родителей подчас доводится слышать, что эти слова только обременяют детскую память, но это не так. Слова дети запоминают без труда, но важно, конечно, чтобы они не оказались пустыми. Каждое слово должно быть связано с конкретным представлением. Ребёнок как будто знает треугольник, но нередко, оказывается, знает узко, ограниченно, только один какой-то вид, скажем, равнобедренную форму с углом кверху – основанием внизу. Но стоит перевернуть фигуру основанием вверх и дети теряются. Значит, обобщённое представление об этой геометрической фигуре у них не сложилось.
Порой забывают родители о развитии у ребёнка наблюдательности, простейших умений сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. А это так необходимо для успешного усвоения программы. Учебная деятельность детей является умственным напряжённым трудом, но она интересна ученикам и ведёт к развитию умственных сил.
Надо до школы готовить ребёнка к активной мыслительной деятельности. Очень важно упражнять детей в умении различать и изображать линии: толстые и тонкие, длинные и короткие, прямые и ломаные, волнистые, косо и прямонаправленные, вертикально и горизонтально, учить ребят проводить линии по сторонам клетки или линейки, изображать круги, вырабатывать точность, координацию движений руки и глаз. Всё это понадобится первокласснику при овладении письмом, на уроках труда и рисования. Надо учить детей слушать вопросы, замечания, рассказы. Чаще всего они слышат не всё, а только то, что им интересно. Поэтому при пересказе прослушанного, ребята произвольно опускают некоторые детали, подробности, имеющие прямое отношение к главной мысли. Часто дети выборочно слушают указания родителей. Они быстро отвлекаются и ограничиваются обычно первыми или последними указаниями. На уроках такие дети ожидают повторных разъяснений, при этом теряют время, выключаются из общего ритма работы и начинают отставать.
В подготовке к школе большую роль играет развитие разговорной речи ребёнка. Надо учить детей говорить связно. Но важно также приучать их слушать себя, останавливаться, закончив предложение. Подчас в пересказах и рассказах дети нарушают последовательность излагаемых событий. Они могут начать пересказ с конца, нарушая логику временных связей. Сам ребёнок этого часто не замечает, родителям следует помочь ребёнку исправить ошибку. Навыки логического мышления необходимы первокласснику для усвоения новой учебной программы буквально по всем предметам. Родители учат детей счёту, и они быстро усваивает числовой ряд. Но нередко такое знание похоже на выученный стишок или считалочку.
Чтобы подготовить детей к усвоению основных математических понятий, с которыми они встретятся в школе, к понятию структуры десятка, равенства и неравенства, полезно упражнять их не только в порядковом счёте или в определении «большего» или «меньшего» числа, но и работать с этими понятиями. Например, превращать равенство в неравенство и обратно. Поставить перед ним задачи: как сделать, чтобы было поровну пирамидок? Как сделать, чтобы зелёных квадратов было меньше, чем красных? Следует учить детей решать простые задачи, пользуясь наглядностью.
Учение – это сложный труд. Сложный и ответственный. Надо учить ребёнка читать ещё до школы. Не спеша, как бы играя, удовлетворяя естественную детскую любопытность, изо дня в день знакомьте ребёнка с буквами, слогами, показывайте, как составлять из них слова. Для этого годятся и кубики, и разрезная азбука. Учите, узнавая знакомые буквы, запоминать новые. Чаще покупайте интересные книжки с картинками – и успех обеспечен. Важно только проводить эти занятия систематически, используя и дорогу в детский сад, и просто прогулки, и полчаса – час вечером. В раннем чтении заложены основы будущих, на много лет вперёд, успехов и творческих радостей детей. Раннее чтение решает множество важнейших проблем. Одна из них: привитие любви к книге. Ребёнку, освоившему букварь, потребуется не менее года постоянных, ежедневных тренировок, чтобы усовершенствовать технику чтения, чтобы суметь прочесть «с листа» любую несложную книжку. И вот тут – то подстерегают его главные муки, которые зачастую не прививают любовь к книге, а, напротив, отвращают от неё. Одно дело, когда ребёнок учится читать, потому что ему очень хочется узнать, что написано в этой книжке, и совсем другое – когда ему надо читать, чтобы получить завтра оценку. Ребёнок не любит книгу. Техника чтения у него слабая, он не понимает смысл читаемого; пока осилит одно слово, забывает предыдущее, а не может он долго научиться читать, тат как не любит читать.
Существует прямая зависимость между начитанностью и успеваемостью ребёнка. Почти всегда начитанные дети грамотны. У них уже отработана цепкая зрительная память, они интуитивно чувствуют, как нужно писать то или иное слово. Если родители научат детей читать и любить книгу, снимут с плеч детей много трудностей в будущем. Очень важно воспитывать у детей усидчивость и внимание. Дети 6 – 7 лет вследствие возрастных особенностей могут с интересом заниматься каким-нибудь делом в течение непродолжительного времени 20 – 25 минут, затем их внимание рассеивается. А в школе дети должны подчиняться строгому режиму учебных занятий: спокойно сидеть на уроке в течение 35 минут, внимательно слушать учителя и точно выполнять его задания.
Поэтому детей заранее надо приучать к ежедневным систематическим занятиям. Дети могут заниматься чтением книги, рассказыванием, заучиванием небольших стихов, способствующих развитию речи, математическими заданиями, рисованием, лепкой, конструированием. Длительность занятия должна быть не более 30 минут. Давая ребёнку задание, нужно показать ему, как его выполнить, и проверить выполнение. Необходимо требовать, чтобы всякое начатое дело было доведено до конца и получило справедливую
оценку со стороны взрослого. Это повышает заинтересованность ребёнка, вселяет веру в собственную силу. Ребёнок должен быть приучен после занятий убрать в определённое место карандаши, тетради, альбомы, книги и т.д. Это вырабатывает у него привычку аккуратно обращаться со своими вещами. Можно дома играть в игры, тренирующие внимание. Ребёнок должен иметь товарищей, с которыми он мог бы играть, делиться игрушками, смотреть рисунки в книгах, смотреть детские передачи. Тогда ребёнок станет общительным, будет считаться с интересами товарищей, пользоваться их авторитетом и любовью.
Не нужно забывать и о необходимости воспитания вежливого отношения ко взрослым: ребёнок всегда должен здороваться и прощаться со взрослыми, стоя выслушивать старшего, не перебивать разговаривающих, охотно выполнять их поручения, уступать место, благодарить. Не следует неумеренно хвалить ребёнка, внушать ему, что он лучше других. Такие дети привыкают быть в центре внимания, переоценивают себя. А это также будет мешать ребёнку установить правильные взаимоотношения с другими детьми. Постоянно упражнять детей в правильном поведении – это задача каждого дня. Включение ребёнка а школьную жизнь – это постепенный и трудный процесс. Задача родителей – помочь ребёнку преодолеть этот путём постепенной его подготовки к школе. Важно создать ребёнку правильный режим для и строго его соблюдать. При выполнении режима дня у ребёнка образуется последовательные условные рефлексы на время. Привычка вставать и ложиться в одни и те же часы способствует быстрому засыпанию и пробуждению. Регулярные прогулки на свежем воздухе вырабатывают привычку гулять в определённое время, что благотворно сказывается на его настроении и самочувствии. Не следует забывать, что выполнение режима дня имеет огромное воспитательное значение. Если в семье установлен и соблюдается чёткий порядок, то у детей вырабатываются привычки к нему, аккуратность. Это дисциплинирует детей и воспитывает чувства ответственности. Необходимо за 2-3 месяца до школы изменить режим дня. Надо постепенно приучить ребёнка вставать в 7 часов утра, тогда ему не так трудно будет привыкать вставать рано, когда он пойдёт в школу. В режим дня следует включить утреннюю гимнастику. Постоянное соблюдение режима, правильное питание и сон будут содействовать правильному развитию ребёнка.
Заповеди для мамы и папы будущего первоклассника
1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребёнок маленький.
Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.)
2. Определить общие интересы.
Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Не отказывайте детям в общении, дефицит общения – один из самых главных пороков семейной педагогики.
3. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка, особенно в присутствии посторонних.
Уважайте чувства и мнения ребёнка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности («ты сможешь», «у тебя обязательно получится», «я в тебя верю»).
4. Научите ребёнка делиться своими проблемами.
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребёнка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.
5.Чаще разговаривайте с ребёнком.
Развитие речи – залог хорошей учёбы. Были в театре (кино, цирке) – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые разные фантастические истории – о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребёнок должен быть фантазёром!
6. Отвечайте на каждый вопрос ребёнка.
Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же время прибегайте чаще к справочной литературе. Приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.
7. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребёнка.
Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. А это означает – считаться с индивидуальностью ребёнка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!
8. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребёнком.
На жалобы о том, что что-то не получилось, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребёнок может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь.
9. Не стройте ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах.
Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем.
Родителям следует уделить большое внимание подготовке детей к школе. Конечно, качества необходимые ученику, воспитываются в процессе жизни и деятельности ребёнка в школе. Но формировать заранее у дошкольника определённые навыки, привычки, умения, дать ему необходимый багаж знаний – значит подготовить его к быстрому овладению «профессии» ученика, облегчить переход к качественно новому периоду его жизни, сделать учение радостным.