Открытый урок "Социальные проблемы рынка труда"

Разделы: Экономика


Цели урока:

  • обучающие: ознакомить с особенностями и основными проблемами рынка труда;
  • развивающие: закрепить знания, умения, навыки по курсу «Рынок», научить применять их на практике;
  • воспитывающие: формировать делового человека, умеющего ориентироваться в сфере занятости  и в окружающей действительности, воспитать конкурентоспособную личность.

Форма проведения урока – деловая игра «Аукцион знаний».

Тип урока: комбинированный урок с применением компьютерных технологий.

Оборудование:

  1. Правила проведения  аукциона (на каждой парте)
  2. Лицевые счета (для каждого ученика).
  3. Компьютер с презентациями: «Аукцион», «Социальные проблемы  рынка труда».

Ход урока

Организационный момент

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы будем изучать особенности и основные социальные проблемы рынка труда. Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте еще раз вспомним ране изученный материал, который нам поможет раскрыть суть новой темы и послужит дополнением к сегодняшнему уроку.

Актуализация

Учитель: Для этого я предлагаю вам сыграть в деловую игру «Аукцион»

(демонстрируется слайд с изображением аукциона)

А что же такой аукцион?

Предполагаемый ответ: Аукцион – продажа с публичного торга. Способ продажи товаров на основе конкурса покупателей, при котором покупателем является тот, кто предложил за товар большую сумму.

Учитель: Правильно. На аукционе продаются ценные товары, например, антиквариат, драгоценности, недвижимость и т.д. А я хочу вам предложить «Аукцион знаний», где вместо ценных товаров, на продажу выставляются конкретные вопросы.

У каждого на столе лежат правила ведения  аукциона и лицевые счета, давайте ознакомимся с ними.

(Высвечивается слайд с правилами аукциона)

Учитель: (читает правила аукциона)

  1. На продажу выставляется конкретный вопрос (в первом туре) или определенная тема по которой будет задан вопрос (во втором туре), то есть участник узнает вопрос только после того, как он купит выставленный лот.
  2. Право на ответ может купить любой участник аукциона, имеющий номер и заплативший определенную сумму.
  3. Аукционист объявляет первоначальную стартовую цену лота.
  4. Участник, называя цену, должен поднять и показать номер, который он получил перед началом аукциона.
  5. За правильный ответ участник получает вознаграждение – балл. В количестве названной ставки.
  6. Ответивший неверно лишается возможности получить лот, и лот снимается с торгов.
  7. При проведении торгов используется вариант безналичных расчетов (каждый участник заполняет свой лицевой счет)
  8. Аукцион проходит в 3 тура.

1 тур: открытый – вопрос продается только после его оглашения.

2 тур: полуоткрытый - оглашается тема, по которой будет задан вопрос, и выставляется на продажу, только после покупки вопроса покупатель узнает его содержание.

Учитель: Объявляю начало первого тура.

- На продажу выставляется лот №1 со стартовой ценной 50 баллов.

Озвучиваю вопрос: Что изучает макроэкономика?

(Вопрос продается тому, кто назвал самую высокую ставку)

Ответ ученика : Макроэкономика изучает экономические процессы на уровне общества, такие как инфляция, безработица, государственный бюджет и т.д.

Учитель: Ответ правильный. Спасибо за покупку. Сумму вашей ставки запишите на лицевой счет.

Учитель: Продается лот №2 со стартовой ценой 50 баллов. Вопрос: Что такое деньги?

Ответ ученика: Деньги - особый товар, который применяется всеми в обмен на любые другие товары и услуги.

Учитель: На продажу выставляется лот №3 с вопросом «Что такое доход?» Стартовая цена лота 50 баллов.

Ответ ученика: Доход - деньги или другие материальные ценности, получаемые от предприятия или от какого – либо рода деятельности.

Лот №4 с вопросом: Что такое инфляция?

Ответ: Инфляция – рост цен и падение покупательной способности денег.

Лот №5 с вопросом:  Дать объяснение понятию рыночная система.

Ответ: Рыночная система – экономическая система, при которой капитал и земля находится в собственности отдельных лиц, а ограниченнее ресурсы распределяются с помощью рынка.

Учитель: На этом открытый тур аукциона закончен. Объявляю начало 2ого- полуоткрытого тура, напоминаю,  в этом туре оглашается лишь тема, по которой будет задан вопрос, а его содержание будет озвучено только после покупки.

На продажу выставляется лот №1 со стартовой ценой 100 баллов. Тема вопроса : Безработица.

(право на ответ получает покупатель назвавший самую высокую ставку)

Внимательно слушаете вопрос. Что такое безработица и какие виды безработицы вы можете назвать?

Ответ: Безработица – наличие в стране людей, которые способны и желают трудиться по найму при сложившемся уровне оплаты труда, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще. Существует 4  вида безработицы: фрикционная, структурная, циклическая, сезонная.

Лот №2 стартовая цена 100 баллов. Тема: Профсоюзы.

Вопрос: Каковы основные задачи, решаемые профсоюзами?

Ответ: Улучшение условий труда, обеспечение его безопасности и повышение заработной платы.

Лот №3 стартовая цена 100 баллов. Тема: Ресурсы- факторы производства.

Вопрос: Какие три фактора производства вы можете назвать?

Ответ: Природные ресурсы, трудовые и производственные.

Лот №4 стартовая цена 100 баллов. Тема: Коммерческое предпринимательство.

Вопрос: Какие виды бирж вы можете назвать?

Ответ: Валютные биржи, биржа труда, фондовые биржи, товарные биржи.

Учитель: Второй тур аукциона подошел к концу. А сейчас по количеству баллов определим самых активных участников игры. По своим лицевым счетам подсчитаете количество заработанных баллов.

Учитель: Третий тур аукциона отличатся по своему содержанию от двух предыдущих. Может быть, это далеко от реальности, но я хочу вам предложить на аукцион вакансии рабочих мест, которые будут пользоваться спросом на рынке труда в нашей республике в ближайшие годы.

На аукцион выставляются профессии, в том числе и рабочие, соизмерьте эти профессии  со своими интересами и потребностями и купите себе профессию.

И так, начинаем торги.

Лот №1 на продажу выставляется рабочее место каменщика со стартовой ценой 500 рублей.

(учащиеся называют ставки)

Лот №2  Продается место учителя иностранного языка. Стартовая цена 800 рублей.

Лот № 3  Продается вакансия инженера – технолога. Стартовая цена 1000 рублей.

Лот №4  Продается вакансия педиатра. Стартовая цена 1000 рублей.

Лот № 5 Продается вакансия менеджера-экономиста. Стартовая цена 1000 рублей.

Учитель: Все вакансии проданы. На этом завершаем сегодняшний аукцион вакансии.

Как показывает итог 3 тура игры, среди всех востребованных на рынке труда рабочих мест вы предпочли профессии менеджера – экономиста и педагога. На что вы ориентировались, когда выбирали ту или иную профессию?

Ответы учащихся

Учитель: Под влиянием различных факторов. Человек готов взяться за выполнение той или иной работы. К этим факторам относятся высокая заработная плата, престижность профессии, душевное удовлетворение.

Все мы собственники своего труда, и можем продать его тому, кто в нем нуждается. Вот таким образом формируется рынок труда, который имеет свои особенности и социальные проблемы, связанные с личностью человека – наемного рабочего.

- А какие социальные проблемы рынка труда вы можете отметить?

Ответы учащихся

(Слайд социальные проблемы)

1 проблема: Различие интересов наемных работников и работодателей по отношению к заработной плате.

2 проблема: Прожиточный минимум выше минимальной заработной платы.

3 проблема: В стране армия безработных, которые имеют образование, опыт, квалификацию, но не имеют место работы.

Учитель:

Первая проблема связана с различием интересов наемных работников и работодателей. Для работодателя основная задача заключается в максимизации прибыли и минимизации затрат. Это не сочетается с желанием рабочих о повышении заработной платы и улучшения условий труда. Ведь каждый наемный рабочий желает работать в хороших условиях и получить большую плату за выполнение определенного вида работы.

Вторая проблема связана с тем, что на рынке труда есть предел падения цен. Это граница определяется суммой, которую надо уплатить за приобретение минимальной корзины благ, которые необходимо человеку, чтобы выжить, эта сумма называется прожиточным минимумом.

Минимальная зарплата- это плата за неквалифицированный, самый простейший труд. В странах, где бушует экономический кризис, где несформирован рынок труда минимальная зарплата может быть ниже прожиточного минимума.

Слайд (Вакансии на рабочие места)

На экране вы видите вакансии на рабочие места нашего района,  данные центром занятости труда. Как вы уже заметили, вакантными в основном являются рабочие места с минимальной зарплатой, или с очень тяжелыми условиями труда. Как показывает практика, на вакансии с более высокой оплаты труда требуются работники с большим стажем, со знаниями компьютера, или с  другими особыми условиями – причем такие вакансии быстро закрываются. Хочу отметить, что зарплата зависит и от образования, от стажа, от квалификации, от стабильности предприятия и других факторов.

Третья проблема связана с безработицей. Безработица- это социальное бедствие и личная трагедия. Для того, чтобы не оказаться дипломированным специалистом с высшим образованием, в числе армии безработных надо заранее изучать востребованность профессий на рынке труда.

Скоро вы будите выбирать себе будущую профессию. Как показывает 3 тур аукциона, вы выбрали профессии, которыми данный момент рынок труда перенасыщен, значит, если даже вы получите хорошее образование, это  не будет гарантией того, что вы найдете работу по специальности. Не достаточная информированность, не знание различных видов профессий ведут к тому, что молодые люди, получив образование, не могут найти работу по специальности.

Итог урока

И так, мы подтвердили свою гипотезу, что рынок труда имеет социальные проблемы. И поэтому поведение людей на рынке труда определяется не только экономическими интересами, но и социальными, психологическими, идеологическими.

Заключение

Ребята, скоро вы вступите на рынок труда. Поэтому, чем правильными и глубокими будут ваши представления о нем, тем лучше вы будете чувствовать себя в условиях этого рынка. Важно получить образование, опыт работы, быть целеустремленным. Важно составить свой жизненный план, где должны быть зафиксированы ваши представления о собственной жизни через год, через пять лет и то, что для этого надо делать. Пусть составление такого жизненного плана будет вашим домашним заданием.