Развитие креативных способностей учащихся с помощью внеурочной деятельности (математика)

Разделы: Математика


Математика как самостоятельный предмет начинает изучаться в школе уже с первого класса. Во-первых, математика является универсальным языком всех наук, и этим обусловлено ее особое положение в школьной программе. Во-вторых, способности в изучении математики определяют и способности учащихся в точных науках. Об этом свидетельствует, в частности, включение экзаменов по математике в конкурсные испытания всех вузов естественно-математического профиля. Математические способности - это не просто усвоенный набор знаний, умение запоминать и воспроизводить конкретные факты, а способности к логическому осмыслению знания, к умению абстрагироваться от конкретного, к обобщению частного. Любое эмпирическое знание становится научным фактом только после того, как оно облечено в числа и формулы и найдено логическое рассуждение, обосновывающее верность этих формул. Поэтому математика, фактически является языком науки, занимает центральное место в системе не только естественнонаучных, но и гуманитарных знаний. И успешность в любой науке требует владение математическим аппаратом. В то же время в математике часто возникают (и имеют  практический смысл) объекты, весьма далекие от реального мира. А потому круг логических конструкций, возникающих в математике, очень широк. 
Разумеется, каждый ученик должен хорошо усваивать все то, что излагает учитель, тщательно выполнять упражнения. Но для того, чтобы в дальнейшем можно было бы овладеть специальностью, так или иначе связанной с математикой, ее методами, ее применениями, этого недостаточно. Необходимы самостоятельная работа и сознательное отношение к изучению этого предмета.
Ученик - индивидуальность, он неповторим, своеобразен и этим интересен. И задача учителя - не формировать личность с заранее заданными свойствами, не манипулировать ею, а помочь ей познать себя, самоопределиться и по возможности самореализоваться. Задача учителя состоит в том, чтобы увлечь учеников, развить начала математического и логического мышления, расширить кругозор учащихся, пробудить работе желание заниматься изучением одной из интереснейших наук. Я убедилась, что желание это зависит не только от качества учебной работы на уроке, но и от продуманной системы внеурочных занятий, досуговых мероприятий.
В своей работе большое внимание уделяю проблеме мотивации. Для этого использую различные методические приемы, которые максимально стимулируют развитие творческой активности. Чтобы привить устойчивый интерес к предмету, веду факультатив и внеурочную работу.
Одна из причин сравнительно плохой успеваемости детей, на мой взгляд, - это слабый интерес учащихся (а иногда и отсутствие всякого интереса) к предмету. Это зависит, прежде всего, от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес детей к предмету. Внеклассная работа создает большие возможности для решения воспитательных  задач и развития настойчивости, инициативы, воли, смекалки, чувства коллективизма у детей, способности в проектно-исследовательской деятельности. Все учителя, работающие в школе, знают, как важно для успешной работы преподавателя доверие, дружелюбное отношение  учащихся. Чем скорее мы сблизимся с учащимися, тем успешнее пойдет учебная и воспитательная работа. Хорошо налаженная внеурочная работа обычно содействует такому сближению.
«Предметные декады» в школе мне и моим коллегам предоставляют большие возможности для решения этих задач. Проводя ежегодно в нашей школе «предметную декаду», мы используем праздничный эмоциональный настрой детей, стараемся достичь определенных воспитательных целей - вызвать интерес к предмету; восхищение школой; желание учиться в ней, укрепить гражданское отношение к своей школе как «второму дому»; показать, что знание - это великое благо, которое дается упорной учебой.
План проведения «математической декады» я, как руководитель школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла, разрабатываю вместе со всеми членами  нашего объединения. «Математическая декада» включает:
1. Научно-исследовательскую конференцию, в которой участвуют
все члены школьного научного общества учащихся «Омега». Объединение учащихся «Омега» было инициировано и организовано впервые в нашей школе мною в 2007 - 2008 учебном году. Основным фактором личностного развития в моей практике является особая форма организации педагогического процесса в виде учебно-исследовательской деятельности. В процессе такой деятельности учащиеся воспроизводят не только знания и умения, но и те возникающие способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления: рефлексию, анализ, синтез, планирование, эксперимент и т. д. Чтобы успешно вести научно-исследовательскую работу с учащимися учитель, прежде всего, должен научиться формировать у школьников следующие качества личности:

  • умение видеть проблему и соотносить с ней имеющийся фактический материал по предмету;
  • умение самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
  • умение самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
  • умение грамотно работать с информацией, т.е. умение собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения проблем и построить программу исследования;
  • умение работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;
  • умение самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

В процессе научно-исследовательской работы  ученик учится вырабатывать новые знания, при этом развивается его познавательная способность, т. е. во время исследования ученик находится все время в поиске истины.
Научно-исследовательская работа  является особым подходом к обучению. Этот подход построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.  И  здесь нельзя не заметить, что главной целью научно-исследовательской работы является формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере культуры.
Так как исследовательская работа тесно связана с прогнозированием, то она может, служит инструментом развития интеллекта и креативности  школьника в обучении.
Исследование в школе имеет ряд особенностей:
1. Субъектами научно-исследовательской работы являются школьники и учителя. Администрация школы устанавливает деловую связь с Республиканским домом творчества, организует учителей на постоянный поиск инноваций и преобразований воспитательно-образовательного процесса, привлекает к исследовательской работе учащихся, объединяя их в научное общество учащихся.
2. Исследования направлены на повышение результативности процесса обучения, воспитания и развития учащихся.
3. Итоги ученических научно-исследовательских работ не претендуют на выявление научных закономерностей и отличаются простотой оформления, что позволяет каждому желающему попробовать свои силы и получить первый опыт научно-исследовательской деятельности.
Важнейшим признаком научно-исследовательской деятельности школьника является самостоятельная работа учащихся. Здесь каждый ученик имеет возможность проявить свои способности.
Другой важной стороной научно-исследовательской деятельности учащихся является креативность, которая связана с постановкой проблемы и поисками путей ее решения, которые инициируют активную мыслительную  деятельность.
Таким образом, научно-исследовательская работа является действенным фактором воспитательно-образовательного процесса, способствующим развитию ученика, формирующим высокий уровень общественной культуры и современного образования. Пока в школе  работает секция по математике. В декабре 2007 года была проведена школьная научная конференция «Первые шаги в науку», где принимали участие все члены научного объединения. Победители школьной конференции стали участниками республиканской конференции «Малые чтения НОУ «СИГМА», где одна наша ученица  получила Диплом III степени. Мероприятие вызвало интерес и отклик у  учащихся, родительской и педагогической общественности, думаю, в следующем году оно найдет продолжение и откроются еще новые секции.

1. Олимпиаду по математике.
Внутри школы олимпиаду проводим в два тура: заочный тур и очный. Заочный тур проводим раньше, в нем принимают участие все желающие. Одной из важных целей проведения заочного тура олимпиады является развитие интереса учащихся к занятиям в математических кружках. У учащихся имеется большое желание  проверить свои силы, математические способности, умение решать нестандартные задачи. Их привлекает возможность добровольного участия в соревновании, необычность всей обстановки на олимпиаде.
Заочный тур олимпиады способствует выявлению и развитию математических способностей  учащихся. Часто на уроках ученик получает, и вполне объективно, только тройки, изредка четверки и двойки. Приходит на заочный тур школьной олимпиады  попробовать свои силы. Ведь это так интересно! И вдруг мы замечаем, что он неплохо решает задачи «на  соображение», задачи с «изюминкой», при  решении которых встают в тупик некоторые отличники. После заочного тура олимпиады такие ученики более серьезно начинают заниматься математикой. И мы стараемся этим ученикам помогать в их занятиях, находим пути развития математических способностей таких учеников, порекомендуем математическую литературу, задачи и т. д.
На заочном туре школьной олимпиады даем в каждой параллели 5 нестандартных задач: 2 задачи - нетрудные для большинства учеников, а 3 - потруднее,  «на соображение», с «изюминкой». Расчет такой: большинство учеников могут справиться как минимум с двумя. Вместе с тем должно быть лишь несколько абсолютных победителей, решивших все задачи. Эти ребята и становятся участниками очного тура школьной олимпиады по математике, который и проводится в рамках «математической декады». Победители его  - это представители нашей школы на районной олимпиаде по математике.

2. Конкурс математических газет (в них используется математическая занимательная литература, помещаются задачи, примеры, головоломки, интересные события из жизни математиков, материалы об открытиях в математике, о древних математиках и т. д.), который проходит  в начале декады и настраивает детей на «математический лад».

3. Внеклассные мероприятия.
Во время «математической декады » проводятся в классах  «Турнир веселых и смекалистых знатоков математики, физики и химии», «Математические КВНы», «Умники и умницы», викторины, «Математический аукцион» и т. д. К таким мероприятиям ребята готовятся с удовольствием. К проведению таких мероприятий мы привлекаем и самих ребят. Каждая параллель готовит свое мероприятие. И здесь фантазии ребят нет границ.

4.   Выставку математического творчества учащихся.
В школе мы проводим выставку математического творчества учащихся. Для этого в начале учебного года все учителя математики делают соответствующие объявления в каждом классе. В период подготовки вывешиваются призывы и рекомендации о подготовке к выставке математического творчества учащихся. На выставку поступают модели различных фигур, изготовленные учащимися для иллюстрации математических понятий, теорем, формул, изучаемых в курсе математики, модели, раскрывающие смысл той или иной задачи и принцип ее решения. Также на выставку представляют и проектные  работы учащихся, различные доклады на математические темы, наиболее интересные задачи, составленные самими учащимися и т. п. материалы.

     5. И завершает «математическую декаду» математический вечер «Математика полна неожиданностей». Его программа включает итоги научно - исследовательской конференции «Первые шаги в науку», олимпиады, конкурса математических газет, выставки математического творчества учащихся, а также песни о математике, сценки из жизни классов, занимательные задачи, математические фокусы и софизмы, игры, инсценировки задач и многое другое.
В настоящее время перед школой стоит большая задача профориентации учащихся. В решении этой задачи принимают участие все учителя, в том числе  и учителя математики. Проведение внеурочной работы является составной частью этой работы. Принимая активное участие в «математической декаде», во внеклассной работе по математике, ученик лучше, более объективно определяет  свое отношение к математике как предмету будущей профессии. Есть немало случаев, когда наши ученики в результате участия в математических олимпиадах выбирали математику или какой-нибудь вид математической деятельности в качестве своей будущей профессии.
Внеурочные занятия приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, приходится постоянно расширять свои познания по предмету. Это благотворно сказывается и на качестве уроков.