Цели:
- познакомить учащихся со стилем рококо, выявить его отличительные особенности, проследить, как проявляет себя данный стиль в разных видах искусства: музыке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, живописи;
- прививать навыки исследовательской и аналитической работы, учить ребят сравнивать, выделять главное, делать обобщения, выводы;
- развивать способности к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности, способствовать формированию коммуникативных умений через работу в группах;
- воспитывать чувство прекрасного через знакомство с произведениями искусства, работу с красками.
Оборудование урока:
для учителя: презентация, запись музыкальной пьесы Ф. Куперена «Маленькие ветряные мельницы», иллюстрации с изображением архитектурных памятников, интерьера зданий, репродукции картин художников, эскизы контуров предметов мебели;
для учащихся: бумага формата А 4, краски, кисти.
Французы более обижаются, когда порицают их вкус, нежели ум.
Франсуа де Ларошфуко
Ход урока.
Звучит музыкальная пьеса Франсуа Куперена «Маленькие ветряные мельницы».
I. Беседа с учащимися.
- Какое впечатления произвела на вас эта музыкальная композиция? Какие чувства она пробуждает?
- Какие картины встают перед глазами, когда вы слушаете это произведение?
- Когда и в какой стране могла быть написана пьеса?
- На каком инструменте она исполняется? Как он звучит?
Учитель: Действительно, эта музыкальная пьеса под названием «Маленькие ветряные мельницы», написанная в 1717 году, предназначена для клавесина, автором её является французский композитор Франсуа Куперен (1667 – 1773) . Он украсил каждую ноту пьесы мелизмами - изысканными мелодическими фигурами, и сухой и отрывистый звук клавесина зазвучал переливчато и роскошно, как бы отливая серебром.
- Как вы понимаете слова Ф. Куперена из трактата «Искусство игры на клавесине»: «То, что трогает меня, я предпочитаю тому, что поражает…»? (Искусство должно возбуждать лёгкие приятные эмоции, развлекать, ласкать слух, радовать глаз причудливым узором линий, изысканным сочетанием светлых нарядных красок, а не удивлять и поражать, как это было в эпоху барокко).
- Для чего, на ваш взгляд, предназначены подобные музыкальные произведения? (Для отдыха, приятного времяпрепровождения).
Учитель: Изящные пьесы Ф. Куперена звучали во французских аристократических салонах в первой половине XVIII века и являлись олицетворением стиля, зародившегося во Франции во времена регентства (1715-1723) и достигшего расцвета при Людовике XV, стиля, обозначаемого в истории искусств по-разному: «стиль Людовика XV», «королевский стиль», «галантный стиль» и, наконец, рококо. (Приложение1, слайд № 1).
II. Историческая справка.
Дать краткую характеристику исторической эпохи может учитель или заранее получивший задание ученик.
- С началом нового, XVIII столетия, совершенно очевидно обозначился процесс разложения французской абсолютной монархии. Смерть в 1715 году «короля- солнца», Людовика XIV, была завершающим событием в длинном ряду явлений, которые подготавливали приход нового века, а с ним и новых веяний в искусстве.
Начало регентства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Людовика XV, ознаменовано сменой строгого придворного этикета совершенно противоположной атмосферой: легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений, роскоши, не столь тяжеловесной, как в ушедшую пору, и жизненного распорядка, не столь торжественного. Но в этом бурном веселье, желании успеть насладиться всем была и доля бравады, тревоги, предчувствия краткости мгновения, надвигающихся грозных бедствий.
Многое меняется в искусстве. Король перестаёт быть единственным заказчиком произведений искусства, а двор единственным коллекционером. Появляются частные коллекции и салоны. На долгие десятилетия Франция превращается в центр художественной жизни Западной Европы, в законодательницу всех художественных нововведений, она становится во главе всей духовной жизни Европы.
Учитель обращает внимание учащихся на слайд с изображением интерьера в стиле рококо. (Приложение1, слайд № 2).
- Что вы можете сказать о данном интерьере? Подберите эпитеты, характеризующие этот стиль. (Изысканный, изящный)
- А теперь внимательно прочитайте слова, вынесенные в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку. Как они, на ваш взгляд, связаны с темой урока? (Стиль рококо представляет собой доказательство этого безупречного вкуса).
III. Этимологическая справка.
Учитель: Слово рококо произошло от французского rocaille, что значит раковина.
- Обратите ещё раз внимание на слайд с изображением интерьера и, отталкиваясь от этимологии слова рококо, попытайтесь сделать вывод об основных чертах стиля. (Основные черты - пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям, во многом напоминающим силуэт раковины).
IV. Рококо и барокко: сравнительная характеристика стилей.
- Многие искусствоведы считают, что рококо – лишь ответвление позднего барокко, потерявшее монументальность великого стиля. Давайте проведём самостоятельное исследование, в ходе которого попытаемся выяснить, что же такое рококо – продолжение барокко или новый стиль в искусстве. Для этого нам необходимо проследить, каким образом проявлялись эти стили в разных видах искусства.
1. Особенности архитектуры барокко и рококо.
- Начнём своё исследование с разговора об архитектуре.
Известный искусствовед Б.Р. Виппер одним из критериев определения полноценного стиля выдвинул его проявленность именно в архитектуре: «Если признаки стиля не находят своего полного, недвусмысленного выражения в архитектуре, это значит, что в данном случае нельзя говорить о стиле времени».
- Каковы же главные особенности архитектуры барокко? Вспомните творения Л. Бернини, Ф. Борромини, В.В. Растрелли и сделайте вывод. (Работа с иллюстрациями, на которых изображены архитектурные памятники барокко).
Среди черт архитектуры барокко ребята называют подвижный облик зданий, напряжённость, тяжеловесность, вызванную сосредоточием декоративных элементов наверху сооружений, масштабность, фасадность, тяготение к ансамблю.
- А что вы можете сказать об архитектуре рококо? (Приложение1, слайд №3).
(Богатые городские особняки, которые во Франции именовали «отелями» - строги, классицистичны по экстерьеру, в них мы не увидим никаких новых конструктивных элементов, как правило, высокая ограда отделяла особняк от центра города, скрывая частную жизнь владельцев дома).
- Но можно ли судить о стиле по тому, как он проявляет себя в одной отдельно взятой стране?
Учитель: Перенесёмся из Франции в Германию. Перед нами резиденция Сан-Суси, находящаяся в Потсдаме, пригороде Берлина. Каковы архитектурные особенности этого сооружения? (Приложение1, слайд № 4).
(Оно отличается лёгкостью, игривостью, отсутствием строгой симметрии, прямых линий, плоских поверхностей, строгих ордеров (колонны то удлиняются, то укорачиваются, их капители искажаются кокетливыми прибавками, пилястры и кариатиды подпирают выступы с сильно выдающимися вперёд карнизами); крышу опоясывает балюстрада с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы, статуи; всюду присутствует орнамент, состоящий из завитков, напоминающих листья растений, цветочных гирлянд, раковин).
Вывод: Несмотря на то, что родиной рококо является Франция, этот стиль намного ярче проявляет себя в архитектуре Германии: лёгкость, приветливость и игривость сооружений немецких зодчих противостоит тяжелой напыщенности и холодной парадности барокко.
2. Своеобразие интерьера.
- Но всё же центром формирования нового стиля становится не экстерьер, как в барокко, а интерьер: салоны аристократов, будуары и спальни очаровательных женщин. Первоначально рококо возникло как декоративный стиль. В эту эпоху складывается представление об интерьере, как о целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т.д.
- Охарактеризуйте интерьер «отелей», дворцов эпохи Людовика XV. Что представляют собой комнаты? Как они расположены? Какие тона преобладают в колорите? (Приложение1, слайд № 5,6)
(Комнаты, как правило, имеют криволинейные очертания, они не располагаются анфиладой, как было принято в особняках XVII века, а образуют весьма изящные ассиметричные композиции. В центре помещений находится парадный зал – так называемый салон. Комнаты становятся поменьше и пониже, создавая атмосферу интимности, характерную для будуаров. Вместо карниза, отделяющего плоскость стены от потолка, плавный, полукруглый переход, украшенный вызолоченным рельефным узором из гипса. Углы комнат закругляются, все стены украшаются резными помелями, живописью на фантастические темы, позолоченным орнаментом и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределённость. В колорите преобладают нежные пастельные тона. Наиболее популярные цвета – белый, голубой, зелёный, розовый и, конечно, золотой).
- Чем ещё отличаются интерьеры в стиле рококо? (Огромным количеством искусно подобранных предметов.)
Учитель: Все предметы интерьера изготавливаются с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. В светских домах мебель стала расставляться определёнными группками (обычно – стол, диван и несколько стульев), создавая «центры тяготения» для собравшегося общества. Мебель не загромождала помещения, являлась элементом украшения. Стены, зеркала, мебель, камины были декорированы в едином стиле лепным орнаментом, чаще всего виде бронзовых накладок. Самым ходовым материалом для изготовления мебели были бук, орех, для дворцовых экземпляров применялись самшит, дикая вишня, лимон, красное и чёрное дерево, палисандр и др.
Поле перевода на французский язык сказок «Тысяча и одна ночь» мода на всё экзотическое, китайское буквально захлестнула Париж. Наряду с китайским фарфором приобрели популярность лаковые панно, искусно вмонтированные в европейскую мебель, шёлковые обивочные ткани с изображением пагод, китайцев и китаянок, зонтиков, попугаев, обезьян. (Приложение1, слайд №7).
Ученик выступает с сообщением на тему «Ассортимент мебели в эпоху рококо».
Ассортимент мебели в эпоху рококо весьма разнообразен и представлен следующими типами мебели:
- покрытыми лаком и расписанными в китайском духе «пузатыми» комодами со вздутыми к центру формами и изогнутыми в виде завитков ножками (приложение1, слайд № 8);
- несколькими типами столов, различными по назначению (приложение1, слайд № 9):
- столами-консолями, над которыми находилось зеркало, заключённое в богатую резную рамку,
- декоративными столами, перегруженными резьбой с накладками из раковин, гирлянд, гербовых щитов (на них обычно ставили часа и канделябры),
- письменными столами, отличающимися удобством и практичностью,
- миниатюрными столиками для карт и кофе;
- невысокими каминами, покрытыми мраморной плитой, заставленными различными украшениями;
- лёгкой мебелью: ширмами, небольшими стульями, креслами со спинками, как бы облегающими тело, банкетками, шезлонгами, диванами, кушетками, приобретшими необычные формы, носящими новые причудливые названия (канапе, бертер, маркиза, дюшесса, пастушка и т.д.), обитыми единой тканью и образующими гарнитур (приложение1, слайд №10).
Беззаботная жизнь светских салонов сосредотачивалась вокруг женщины, капризы великосветских жеманниц (особенно фавориток короля) задают тон: изящно-декоративный и легкомысленный. Появляются чисто женские предметы мебели (приложение1, слайд № 11):
1) картоньерка – шкафчик для бумаги;
2) секретер с наклонно расположенной откидной доской и множеством отделений;
3) разнообразные тумбочки;
4) платяные и книжные шкафы.
Комнаты наполняются огромным количеством «безделушек»-багателей, делающих интерьер более нарядным: фарфоровыми статуэтками, подсвечниками, шкатулками, вазами и т.д.
Вывод:Пышность, величие, пространственный размах барокко уступают место изящности рококо. При Людовике XV интерьеры гораздо уютнее, перенасыщены предметами в отличие от более сдержанной в этом отношении эпохи барокко.
Практическая работа
Учитель делит класс на 6 групп: учащимся первых трёх групп предлагается побыть в роли декораторов – расписать с помощью красок на бумаге заранее подготовленные эскизы контуров предметов мебели в соответствии с декоративными особенностями стиля рококо; остальные пытаются на бумаге воссоздать облик женщины эпохи рококо, как стилисты-модельеры, обращая особое внимание на одежду, причёску, макияж.
Затем ребята обсуждают работы, выбирают наиболее удачные образцы.
3. Каноны красоты и моды в эпохи Людовика XIV и Людовика XV.
Учитель знакомит учащихся со слайдами, составленными из картин и рисунков, на
которых изображены женщины двух эпох: барокко и рококо (приложение1, слайд № 12).
Просмотрев слайды, учащиеся делают вывод о том, какие перемены произошли в моде
в период расцвета «галантного стиля», как изменились представления о женской красоте.
Вывод: Женский силуэт в эпоху Людовика XV меняется. Теперь женщина должна напоминать хрупкую фарфоровую статуэтку. Торжественную парадность барокко, проявляющуюся в пышной, вычурной одежде, сменяет грациозность, игривость. А вот театральность из моды не выходит, по-прежнему и женщины, и мужчины выглядят неестественно, приобретают кукольный облик.
4. Живопись.
Учащиеся выступают с небольшими сообщениями о творчестве Антуана Ватто (приложение1, слайды №13,14) и Франсуа Буше (приложение1, слайды № 15-17) , знакомят аудиторию с самими яркими произведениями художников.
Вывод: В живописи рококо наблюдается уход в область «чистого искусства», в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов с обязательным налётом эротизма. Произведения художников не поражают накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой, как в эпоху барокко, а представляют собой идиллические картины жизни. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов – лёгкие пастельные тона.
V. Проверочная работа.
Для того чтобы проверить уровень усвоения материала, учитель может предложить учащимся определить стилевую принадлежность художественных произведений, представляющих различные виды искусств, наиболее ярко проявивших себя в эпохи: барокко и рококо.
VI. Подведение итогов урока.
Учитель: Каковы же результаты проведённого нами исследования? Попытайтесь сделать вывод самостоятельно. (Хотя многие исследователи считают рококо ответвлением позднего барокко, очевидно, что во Франции и во многих других странах Европы в первой половине «галантного века» оно складывается в определённую стилевую систему, только лишь отчасти продолжающую черты, унаследованные от барокко, давшую новые грани, новое развитие выразительным средствам искусства).
Учитель: Хотелось бы закончить урок словами немецкого архитектора и дизайнера XX века Петера Беренса, который писал: «Стиль эпохи определяют не особые формы какого-либо особого искусства,… всякое искусство – это лишь часть стиля. Стиль же – это символ общего ощущения, символ охвата всей жизни эпохи в целом, являющий себя в универсуме всех искусств». Для характеристики стиля эпохи рококо, как уже было отмечено нами ранее, больше всего подходят определения «изящный», «изысканный». Рококо – это поистине «королевский стиль».
VII. Домашнее задание (по выбору учащихся).
1. Написать сочинение на тему «Экскурсия по салону эпохи рококо» или «Будуар фаворитки Людовика XV».
2. Представьте, что вы дизайнер и получили заказ слегка стилизовать интерьер загородного дома в стиле рококо. Что вам понадобится, для того чтобы передать атмосферу того давнего времени?