Формирование и совершенствование навыков чтения

Разделы: Начальная школа


Современный человек, человек будущего не может жить без книги.
Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования.
Ш. А. Амонашвили

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно. Настоящая литература учит любить людей, возвышает душу, учит добру. Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он овладевает умением читать, т. к. чтение книг прямо пропорционально результатам читательской обученности, желанию и умению взять из книги все, что она умеет дать.

Система обучения школьников предусматривает три категории уроков: уроки обучения грамоте, уроки классного и внеклассного чтения. На каждом уроке чтения организую учебную деятельность так, чтобы она была направлена на достижение цели: научить детей читать художественную литературу, подготовить к систематическому изучению ее в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  • формирование и совершенствование техники чтения и приемов понимания текста на базе интереса к чтению;
  • приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов;
  • развитие устной и письменной речи;
  • развитие творческих способностей детей;
  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.

На начальном этапе обучения основное внимание уделяю формированию навыков чтения. По мере их совершенствования все больше места на уроках отвожу работе с текстом, формированию приемов понимания прочитанного на уровне смысла. Ребенок, неовладевший навыками чтения в начальных классах, не в силах освоить программу в среднем звене. Нечитающий ребенок - проблема школы.

Как же сформировать навык чтения, чтобы обеспечить в дальнейшем успешное обучение? С чего начать?

Прежде всего определяю факторы, мешающие быстрому чтению:

1. Регрессия - возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространенный.

2. Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию)

3. Артикуляция.

4. Неумение найти главное в тексте.

5. Отсутствие внимания.

Работа по преодолению этих трудностей начинаю с первых уроков обучения грамоте, на которых идет формирование навыков чтения, и продолжаю в последующих классах на уроках чтения. В процессе обучения применяю специальные приемы и упражнения, влияющие на технику чтения, осмысление, выразительность:

  • упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
  • упражнения, вырабатывающие внимание к слову, правильное чтение;
  • упражнения, развивающие скорость чтения.

Задания на развитие артикуляционной подвижности речевого аппарата.

Цели: тренировать артикуляционный аппарат, работать над дыханием и дикцией, совершенствовать произношение гласных и согласных звуков.

Урок обучения грамоте и урок чтения начинается с фонетической зарядки. В фонетическую зарядку включаю упражнения на выделение ударного слога голосом, чистоговорки, скороговорки, игры "Лесенка", "Дополни до слова", Упражнения на правильное произношение звуков.

Этап 1. Работа с отдельными звуками.

Упражнение 1.

Дети сначала просто прочитывают текст, а затем читают, обращая внимание на ударение.

Упражнение 2.

Дети читают, начиная с О, а затем с И. При чтении желательно менять громкость звучания и темп чтения.

Упражнение 3. Работа с согласными звуками.

Дети должны четко произносить каждый звук, а затем произносить их как можно быстрее.

Этап 2. Чтение чистоговорок.

Троекратное повторение слога в начале чистоговорки помогает правильно его произнести в конце фразы.

Шо-шо-шо

Все будет хорошо.

Шпри-шпря-шпра-шпро-шпре-шпру

Начинаем мы игру.

Этап 3. Чтение скороговорок.

В скороговорках необходимо выяснить ее смысл, затем преодолеть все трудности звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам в медленном темпе, без каких-либо затруднений. Проговаривать каждую скороговорку нужно сначала беззвучно, артикулируя, затем переходить на шепот, и лишь потом - вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром. Необходимо помнить о четкости произношения. Работая со скороговоркой, отрабатывается чистота звука и интонация.

Развитие техники чтения (комплекс приемов и упражнений).

Для того чтобы повысить технику чтения, пользуюсь методом динамического чтения. Динамическое чтение - это чтение глазами. Поэтому начинать работу нужно с развития зрительной памяти, внимания, поля зрения. Этому способствует упражнение "Фотоглаз". За короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение, "сфотографировать" столбик слов и ответить на вопрос. Можно предлагать задания: "Найди лишнее слово", "Раздели слова на две группы".

Задания на увеличение поля зрения.

1. Посмотри внимательно в центр первой строки. Не отводя взгляда от центра, назови, какие буквы ты видишь слева направо.

2.При чтении объёмных произведений средней линией делятся трудные для восприятия слова, которые необходимо прочитать с доски.


3. "Путешествие в слово".

Последняя буква одного слова является началом следующего.

4. Путаница "Найди начало и конец слова".

Найди линию, которая соединяет слоги и буквы в целые слово, прочитайте составленное слово.

5. "Собери слово".

6. Чтение по таблице.

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги.

7. "Шифрограмма"

Какое слово спрятано?

АОРТМУБЛИСАМЕШУЛОВЦЮ

СВОСНЕГОРШМОИНЕЙЧУВЖС

Совершенствуется навык чтения выполнением следующих упражнений:

"Буксир"

Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путем внезапной остановки на каком-нибудь слове.

"Чтение-спринт"

Учащиеся на максимальной для них скорости, читают про себя текст, после прочтения отвечают на вопросы, сформированные перед чтением учителем. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Читают незнакомый текст.

"Чтение "Кенгуру"

Под счет 1. 2. 3 фиксируем взгляд на начале, середине, конце строки. Читаем абзац. Что запомнили? Чтение вслух. Используется для расширения зоны восприятия на начальном этапе, затем тренируем учащихся на счет раз, два, три, фиксируя взгляд на начале и конце строки.

"Чтение "Слалом"

В течение 20 с, перемещая взгляд вертикально-слаломно,пытаемся найти существенную информацию. Это упражнение является тренировкой в скорочтении.

Чтение "Разведка".

Дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Т.о. учащиеся учатся вертикальному чтению, умению ориентироваться в тексте, находить главное.

"Молния"

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому ученику скорости чтения про себя, с чтением вслух. Переход на чтение в масимально ускоренном режиме осуществляется по команде "Молния!" и продолжается с 20 секунд до 2 минут.

Чтение со счетом слов.

Учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные вопросы к тексту.

Развитие навыка чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Работа над оперативной памятью веду с помощью зрительных диктантов И.Т.Федоренко. Каждый из 18 наборов зрительного диктанта имеет 6 предложений. Особенность такова: длина предложения увеличивается постепенно, по одной- две букве, с первого по шестое.

Ребята молча читают предложение (4-7 с) и стараются запомнить. По истечении этого времени учитель стирает предложение и предлагает его записать. И так с каждым предложением из набора. Переходить к следующему набору рекомендуется только после того, как дети успевают запомнить и правильно записать экспонируемые предложения.

Для работы над скорочтением из системы И.Т.Федоренко заимствовала упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть.

Значительно расширяют поле зрения широко известные таблицы Шульте. При работе с ними учащиеся, сконцентрировав взгляд в центре таблицы, должны видеть всю ее целиком и найти все видимые цифры в порядке возрастания за 15 секунд. Для тренировок используются 8 таблиц в любом порядке.

Правила работы с таблицами Шульте;

  • Включает два этапа: подготовительный и исполнительный.

Подготовительный: перед началом работы взгляд фиксируется в ее центре.

Задача: видеть всю таблицу целиком. Отыскивать цифры - не главное. Главное - при взгляде в центр видеть одновременно с центральной цифрой верхние цифры левую и правую, нижние - левую и правую.

  • Исполнительный этап предполагает последовательный поиск всех цифр от 1 до 25 без пропуска. При работе с таблицей необходимо удерживать взгляд в центральной зоне таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены, вертикальные допустимы.
  • Каждая найденная цифра фиксируется только взглядом без проговаривания.
  • Для тренировки используются все 8 таблиц в любом порядке.

Главное условие такой работы - ее систематичность, т.е. зрительные диктанты, работа с таблицами Шульте, элементы динамического чтения должны проводиться ежедневно.

Задания на развитие мышления, внимания, восприятия.

Цели: овладеть комплексом упражнений, воздействующих на развитие внимания, мышления, восприятия.

  • Сколько спряталось слов?

Волчишкоткрытоященокночь

  • Поставь слоги на место.

РА     КО     БЛИК

    РЕ         МО

РО МАТ СЫ

3. Найди слова, в которых спрятался слог КРА:

краска кран
искра крапива
красота украл
красный краб

4. Расшифруй слова:

МАшиКАн ткВыа огЕЦуР роДога ЧОКсунДУ ЗИНАкор

5. Прочитай слова с права налево. Из какой сказки данные персонажи? Кого здесь не хватает?

ьдевдем цяаз клов асил комерет

6. Прочитай предложения слева направо.

! ьтатич ьтему ошорох каК

При использовании приведенных упражнений и видов работ процесс формирования оптимальной техники чтения идет легче и быстрее, совершенствуется устойчивость внимания, оперативная память. При ежедневном использовании фонетической зарядки формируется культура звуковой речи, вырабатывается зрительная память и умение читать без напряжения. В результате работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность учащихся, сокращается количество ошибок при чтении, улучшаются показатели навыков чтения.