"Управление формированием общеучебных умений и навыков учащихся на уроках математики"

Разделы: Математика


Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года  определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчёркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных  и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной  деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования заложены основные направления модернизации общего образования.

В том числе:

  • деятельностный характер образования,
  • направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности.

На уроке  по теме: «Решение задач» представлены  приёмы формирования общеучебных умений и навыков учащихся.

Вступление в урок

1. Тема урока: «Решение задач»;

Место урока: сквозная линия всего курса математики 6 класса;

Используемые учебники: «Математика 6 класс» И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович;

2. Сложность темы: уровень – базовый;

3. Тип занятия: комплексное применение знаний.

4. Общедидактическая цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять ЗУН и осуществлять их перенос в новые условия;

5. Триединая дидактическая  цель (см. Приложение 1).

6. Оборудование: папка с памятками, карточки с заданиями, маркеры, плёнка для кодоскопа, кодоскоп, информационные таблицы.

7. Информационная карта урока (см. Приложение 2).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организация начала занятий, мотивация

Учитель  раздаёт ученикам карточки и даёт задание  объединиться в группы.

(индивидуальные карточки см. приложение 3)

Учитель предлагает выбрать  лидера в группе и ознакомиться  с правилами работы  в группе (см. приложение 4) и с инструкцией лидеру  (приложение 3). Памятки.

Смотри приложение 4.

Учитель предлагает  наклеить свои карточки  на большой лист бумаги и подумать о принципе формирования группы.

Ученики получают карточки, соотносят задание  своей карточки  с заданиями других  и объединяются в группы.

Ученики отдают свои  карточки тому, кого хотели  бы выбрать  лидером. (Получивший  наибольшее количество  карточек  - лидер). Лидер знакомится с инструкцией лидеру (памятка),  а группа знакомится  с  правилами  работы в группе (памятка)

Ребята наклеивают карточки на ватман и прикрепляют его к доске

(см. приложение 6.)

Подготовка к основному  этапу занятия.

Учитель  предлагает дать обоснование  принципу  формирования группы.

Представители групп обосновывают свой принцип формирования группы.

Мотивация и целеполагание.

Учитель  задёт ребятам  вопрос  о типах  задач известных им. По ходу беседы делает рисунок на доске (см. приложения 7)

Ребята  отвечают на вопросы учителя и ставят цель урока.

Закрепление  знаний  и способов  действий учащихся.

Учитель предлагает  ребятам  карточки (см. приложение 8) и предлагает  сделать рисунок и составить план решения  задачи на черновике, а одному  из группы  на  плёнке для кодоскопа.

Каждый делает  рисунок к задаче, составляет план решения, обсуждают в группе, общее решение  записывают на кодоплёнке.

В работе используют схему решения задач (приложение 9).

 

Учитель предлагает  представителю  одной из групп показать свой план решения по кодоскопу  и объяснить его.

Слушают, дополняют, задают вопросы.

 

Предлагает записать  решение в тетрадь. Одному  из группы предлагают работать на  плёнке для кодоскопа.

Выполняют записи в тетради, на плёнке.

 

Учитель предлагает проверить решение, продемонстрировав одной из  групп  решение через  кодоскоп.

Выполняют самопроверку, дополняют.

 

Учитель предлагает  изменить условие  задачи, используя решение задачи №1,  таким образом, чтобы изменился тип задачи, внести изменения в рисунок (сделать новый), составить план решения  (устно).

Обсуждают в группе, высказывают свои варианты текста  задачи   и план её решения. Рисунок  демонстрируют на доске.

Обобщение  систематизация  знаний.

Учитель предлагает  подумать  и предложить группам   другой способ решения задачи (план на плёнке для кодоскопа, а затем решение)

Думает каждый, обсуждают в группе и предлагают свой способ решения.

 

Учитель предлагает решить  ребятам задачу №2, сделав краткую запись условия задачи.

Решает каждый, обсуждают,  общее решение задачи  записывают на плёнку для кодоскопа и в тетрадях.

 

Учитель  предлагает  группам высказать  своё мнение  о решении задачи.

Одна из групп предлагает  свой способ  решения остальные  проверяют, дополняют, задают вопросы.

Информация о домашнем  задании, инструктаж о его выполнении.

Учитель  даёт  инструктаж   о выполнении домашнего  задания.

Ученики  получают  карточку  и слушают инструктаж (см. приложение 10).

Рефлексия.

Учитель  проводит рефлексию урока. Раздаёт ребятам вопросы (см. приложение 11).

Ребята работают индивидуально, подсчитывают  баллы и  делают вывод о  достижении цели урока  каждый.

 

Заключительное  слово учителя о работе группы.

 

Литература

1. Саранцев Г.И. Методология методики обучения математики [Текст] /Г.И.Саранцев.  Саранск,   2001 г.

2. Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта [Текст] ; М.:  Дрофа, 2006 г.

3. Епишева О.Б. Крупич В.И. Учить школьников учиться математике [Текст] О.Б.Епишева, В.И.Крупич ; Москва. : Просвещение, 1990г.

4. Формирование учебной деятельности школьников  [Текст]  / В.В.Давыдова [и др.];   М.: Педагогика, 1982г.

5. Опыт формирования общеучебных умений и навыков учащихся [Текст] серия Инновационная практика г. Киров, 2006г. (опыт работы МОУ СОШ с УИОП пгт Опарино Кировской   обл.).

6. Камертон (советы и рекомендации формированию общих учебных умений) г. Киров, 2000г. (Средняя общеобразовательная школа № 46 с лицейскими классами).

7. Газета «Математика» № 34, 2000г.