Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчёркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования заложены основные направления модернизации общего образования.
В том числе:
- деятельностный характер образования,
- направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности.
На уроке по теме: «Решение задач» представлены приёмы формирования общеучебных умений и навыков учащихся.
Вступление в урок
1. Тема урока: «Решение задач»;
Место урока: сквозная линия всего курса математики 6 класса;
Используемые учебники: «Математика 6 класс» И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович;
2. Сложность темы: уровень – базовый;
3. Тип занятия: комплексное применение знаний.
4. Общедидактическая цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять ЗУН и осуществлять их перенос в новые условия;
5. Триединая дидактическая цель (см. Приложение 1).
6. Оборудование: папка с памятками, карточки с заданиями, маркеры, плёнка для кодоскопа, кодоскоп, информационные таблицы.
7. Информационная карта урока (см. Приложение 2).
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
---|---|---|
Организация начала занятий, мотивация |
Учитель раздаёт ученикам карточки и даёт задание объединиться в группы. (индивидуальные карточки см. приложение 3) Учитель предлагает выбрать лидера в группе и ознакомиться с правилами работы в группе (см. приложение 4) и с инструкцией лидеру (приложение 3). Памятки. Смотри приложение 4. Учитель предлагает наклеить свои карточки на большой лист бумаги и подумать о принципе формирования группы. |
Ученики получают карточки, соотносят задание своей карточки с заданиями других и объединяются в группы. Ученики отдают свои карточки тому, кого хотели бы выбрать лидером. (Получивший наибольшее количество карточек - лидер). Лидер знакомится с инструкцией лидеру (памятка), а группа знакомится с правилами работы в группе (памятка) Ребята наклеивают карточки на ватман и прикрепляют его к доске (см. приложение 6.) |
Подготовка к основному этапу занятия. |
Учитель предлагает дать обоснование принципу формирования группы. |
Представители групп обосновывают свой принцип формирования группы. |
Мотивация и целеполагание. |
Учитель задёт ребятам вопрос о типах задач известных им. По ходу беседы делает рисунок на доске (см. приложения 7) |
Ребята отвечают на вопросы учителя и ставят цель урока. |
Закрепление знаний и способов действий учащихся. |
Учитель предлагает ребятам карточки (см. приложение 8) и предлагает сделать рисунок и составить план решения задачи на черновике, а одному из группы на плёнке для кодоскопа. |
Каждый делает рисунок к задаче, составляет план решения, обсуждают в группе, общее решение записывают на кодоплёнке. В работе используют схему решения задач (приложение 9). |
|
Учитель предлагает представителю одной из групп показать свой план решения по кодоскопу и объяснить его. |
Слушают, дополняют, задают вопросы. |
|
Предлагает записать решение в тетрадь. Одному из группы предлагают работать на плёнке для кодоскопа. |
Выполняют записи в тетради, на плёнке. |
|
Учитель предлагает проверить решение, продемонстрировав одной из групп решение через кодоскоп. |
Выполняют самопроверку, дополняют. |
|
Учитель предлагает изменить условие задачи, используя решение задачи №1, таким образом, чтобы изменился тип задачи, внести изменения в рисунок (сделать новый), составить план решения (устно). |
Обсуждают в группе, высказывают свои варианты текста задачи и план её решения. Рисунок демонстрируют на доске. |
Обобщение систематизация знаний. |
Учитель предлагает подумать и предложить группам другой способ решения задачи (план на плёнке для кодоскопа, а затем решение) |
Думает каждый, обсуждают в группе и предлагают свой способ решения. |
|
Учитель предлагает решить ребятам задачу №2, сделав краткую запись условия задачи. |
Решает каждый, обсуждают, общее решение задачи записывают на плёнку для кодоскопа и в тетрадях. |
|
Учитель предлагает группам высказать своё мнение о решении задачи. |
Одна из групп предлагает свой способ решения остальные проверяют, дополняют, задают вопросы. |
Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. |
Учитель даёт инструктаж о выполнении домашнего задания. |
Ученики получают карточку и слушают инструктаж (см. приложение 10). |
Рефлексия. |
Учитель проводит рефлексию урока. Раздаёт ребятам вопросы (см. приложение 11). |
Ребята работают индивидуально, подсчитывают баллы и делают вывод о достижении цели урока каждый. |
|
Заключительное слово учителя о работе группы. |
|
Литература
1. Саранцев Г.И. Методология методики обучения математики [Текст] /Г.И.Саранцев. Саранск, 2001 г.
2. Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта [Текст] ; М.: Дрофа, 2006 г.
3. Епишева О.Б. Крупич В.И. Учить школьников учиться математике [Текст] О.Б.Епишева, В.И.Крупич ; Москва. : Просвещение, 1990г.
4. Формирование учебной деятельности школьников [Текст] / В.В.Давыдова [и др.]; М.: Педагогика, 1982г.
5. Опыт формирования общеучебных умений и навыков учащихся [Текст] серия Инновационная практика г. Киров, 2006г. (опыт работы МОУ СОШ с УИОП пгт Опарино Кировской обл.).
6. Камертон (советы и рекомендации формированию общих учебных умений) г. Киров, 2000г. (Средняя общеобразовательная школа № 46 с лицейскими классами).
7. Газета «Математика» № 34, 2000г.