Идея создания социально-педагогического проекта «Школьный информационный телерадиоканал «Юность» возникла в результате реализации разработанной мною «Комплексной программы гражданского и патриотического воспитания учащихся, формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья школьников на основе социального партнерства» (опубликована на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» в 2007-2008 учебном году). Это одна из современных инновационных форм гражданско-патриотического воспитания молодежи.
Тема проекта: «Формирование опыта социально-значимой деятельности как одно из условий решения проблемы воспитания гражданина-патриота».
Актуальность проблемы.
Методы и формы патриотического воспитания видоизменяются и обновляются по мере происходящих политических, экономических и социальных перемен в стране и мире. Особенно настоятельна необходимость в эффективной системе патриотического воспитания в современной России, находящейся на крутом историческом переломе. В национальной доктрине образования в Российской Федерации и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве приоритетного направления деятельности современной школы названо гражданское образование и воспитание. В государственной программе «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на период до 2010 г.» поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения и развития чувства гордости за свою страну, воспитания личности гражданина-патриота Родины.
Сегодня имеется ясное понимание того, что образование на любом его уровне должно не только включать узкоспециальную подготовку, но и формировать личность. Воспитывать гражданские качества, учить человека современным формам общения. Готовить к жизни в быстро изменяющемся мире. Развивать у него способность осваивать новую информацию и принимать эффективные решения.
Структура и организация данного проекта строится с учетом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.
Российская Федерация – это демократическое государство. Одним из проявлений демократии является свобода. Свобода распоряжаться своими способностями, свобода определять свой жизненный путь, проявления гражданских и патриотических чувств, свобода выбирать информацию. Газеты, журналы, телевидение обрушивают ее потоком на нас. Как ориентироваться в этом море информации? Как выбрать главное, существенное? Как сформировать патриотическое сознание и гражданское поведение? Как воспитать чувство причастности к судьбе и делам страны? Ответить на эти и многие другие вопросы поможет телерадиоканал.
Цели телерадиоканала «Юность»:
- расширить кругозор учащихся;
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;
- помочь проследить за происходящими в обществе политическими и социальными изменениями;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать полученные данные;
- осознание своего места в обществе;
- привитие учащимся гражданских и патриотических чувств;
- включение школьников в социально-значимые дела и акции, чтобы возникло чувство причастности к судьбе и делам страны;
- развитие коммуникативной культуры;
- взаимодействие и партнерство школы и социальных институтов воспитания.
Задачи:
- создание условий для гражданского и патриотического воспитания в школе;
- развитие духовно-нраственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными;
- воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному краю, своей Родине, традициям, обычаям своего народа;
- способствовать социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности учащихся.
Механизм реализации проекта.
Деятельность по выполнению Комплексной программы наткнулась на ряд сложностей:
- удаленность школы от социальных партнеров;
- невозможность, в силу занятости, представителей общественных и государственных организаций придти в школу;
- отсутствие у школы своего транспорта, недостаток финансовых средств для выезда учащихся школы в районный центр.
Эти и другие причины затрудняют сотрудничество школы с социальными
партнерами. Поэтому возникла идея создания телерадиоканала. Небольшая группа, состоящая из корреспондентов и оператора, снимает сюжет на заданную тему, в школе отснятый материал изучается, анализируется, монтируется. На основе собранного материала пишется сценарий. Затем, в специально оборудованной студии, ведущие телерадиоканала доводят подготовленный материал до зрителя.
Деятельность телерадиоканала – это организация творческой, исследовательской работы учащихся, направленная на реализацию основных векторов «Комплексной программы гражданского и патриотического воспитания, формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья школьников на основе социального партнерства». Подготовкой материала, сбором информации в СМИ, проведением социального опроса, интервьюированием, анализом документов и Интернет-ресурсов, обработкой анкетных данных, разработкой заданий для групп, подбором литературы, разработкой и реализацией проекта, оформлением результатов занимается Редакционный совет. В Редакционном совете сформированы творческие группы: сценаристы, режиссеры, корреспонденты, ведущие, операторы, художники и фотографы. Учащиеся выступают в роли режиссера, корреспондента, ведущего, сами снимают и монтируют фильм.
Главная задача участников проекта не только в поиске, отборе и анализе материала, но и в доступной, интересной, наглядной форме довести его до зрителей.
Рубрики канала
- Месяц в истории
- Новости культуры
- Региональные вести
- Школьная жизнь
- Судьба человека
- Человек в истории и др.
Содержанием деятельности учащихся при подготовке и проведении телеканала является:
- изучение детьми исторического и культурного наследия своей страны, села, знакомство с местными и национальными традициями;
- включение школьников в активное освоение достижений отечественной культуры, национального достояния, духовных ценностей своего народа, жителей села;
- вклад учащихся в обогащение национальных и местных традиций, активное участие детей в созидательном преобразовании окружающей жизни, развитие культуры села;
- использование в деятельности воспитательного потенциала местных музеев, библиотеки, учреждений культуры, общественных организаций и других социальных институтов воспитания;
- обеспечить сменяемость социальных ролей, постоянно расширяя диапазон и повышая уровень освоения социальных ролей школьниками;
- деятельность детей в составе творческих групп;
Этапы работы над проектом.
Этап разработки проекта:
- определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности;
- выбор средств и методов выполнения;
- обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания;
- выбор способа оформления результатов и сценария презентации;
- выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.
Реализация проекта:
- сбор, анализ и обобщение информации из разных источников;
- проведение исследования, выполнение заданий;
- подготовка наглядного материала (таблиц, схем, фотографий, видеоматериалов);
- оформление материалов для презентации (фотовыставка, видеопрезентация);
- контроль и коррекция промежуточных результатов.
Завершение проекта:
- общественная презентация проекта;
- экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями;
- рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.
Составной частью работы телерадиоканала является организация встреч с представителями социальных институтов воспитания: членами районного совета ветеранов войны и труда, воинами-интернационалистами и участниками боевых действий на Северном Кавказе, представителями военкомата, правоохранительных органов, библиотеки, центра противопожарной безопасности и др
Великий французский мыслитель Жан Жак Руссо писал: «Молодость – это время для усвоения мудрости, старость – время для ее применения». Наш канал рассчитан на широкую аудиторию. Одни готовы воспринять информацию, другие поделиться ею
Работа над проектом помогает ученику:
- приобретать коммуникативные навыки и умения;
- самостоятельно приобретать знания и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
- участвовать в проектной деятельности, овладеть практическими навыками исследовательской работы: собирать необходимую информацию, анализировать факты, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения;
- обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- формулировать полученные результаты;
- пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Компьютер, мультимедийный проектор, видеопрезентация «Школьный телерадиоканал «Юность», видеоматериалы выпусков телеканала «Юность», учебно-методический материал.
ЛИТЕРАТУРА
- Конституция Российской Федерации.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы» М.:ТЦ Сфера, 2006.
- Концепция патриотического воспитания граждан РФ. М.: ТЦ Сфера, 2006 .
- Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Постановление «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Районная программа «Патриотическое воспитание населения м.о. «Киреевский район» на 2005 - 2007 годы. Приложение к решению районного собрания представителей м.о. «Киреевский район» Тульской области от 24.11.04 г. №36-275.
- Е.В.Усатова и др. Гражданско-патриотическое воспитание. Волгоград: Учитель, 2006.
- Т.А.Орешкина. Героико-патриотическое воспитание в школе. Волгоград: Учитель, 2007.
- Л.В. Байбородов, А.П. Чернявская. Воспитание в сельской школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
- Е.М.Беляков, Н.М.Воскресенская Проектная деятельность в образовании. ООО «Преподавание истории в школе», 2007, №4.
- А.К.Колеченко энциклопедия педагогических технологий. СПб.: КАРО, 2008.
- Н.К.Беспятова. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. М.: Айрис-пресс, 2006.
- В.И.Бачевский. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан. Учебно методическое пособие «Основы военной службы». М.: ООО «редакция журнала «Военные знания», 2001.
- Воронин А.В. Боевые традиции Вооруженных сил. Символы воинской чести. М.: Армпресс, 2001.
- Марков М. Ю. Воинская безопасность. Военнослужащий – защитник своего Отечества. М.: Арм – пресс, 2001.
- Шатохин В. Н. Вооруженные силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества. М.: Арм- пресс, 2001.