Пояснительная записка
Приобщение школьников к проектной деятельности является одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развивать интеллектуальные, исследовательские, творческие способности индивидуально у каждого учащегося. Проектная технология личностно ориентирована, и в ней осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Это приоритетная форма организации работы учащихся.
Проектная образовательная технология предполагает самостоятельную деятельность учащихся, использование исследовательских приемов, наличие проблемы, требующей интегрированных знаний: это переход от авторитарного стиля обучения к взаимодействию «учитель – ученик». Важно также, что проектная технология позволяет развивать коммуникативные навыки и образность мышления учащихся. Огромную роль при этом играет постоянное общение с учителем, советы и консультации которого способствуют становлению и развитию ученика как исследователя – это подтверждает актуальность проекта.
Кардинальное отличие проектного обучения от классических методов заключается в том, что в основном на разных этапах учащиеся действуют самостоятельно. Ставят цели и определяют пути их достижения, осуществляют поиск, отбор, анализ и обобщение необходимой им информации.
Сформировать глубокие познавательные интересы к выполнению проекта у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом занятии было интересно, тогда у многих из них первоначальная заинтересованность перерастает в глубокий и стойкий интерес к науке. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Занимательность – внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но он может снять равнодушие, а это в работе по активизации исследовательской деятельности факт немаловажный. В роли приема, входящего в методы формирования интересов к исследованию, выступают аналогии, например, при рассмотрении разнообразия видов орнамента проводятся аналогии между формой орнамента и его значением, что делает легенду о возникновении символов оберега еще более занимательной. При исследовании формы и силуэта одежды учащиеся находят связь между названием формы и силуэта и геометрической фигурой. Занимательность присутствует когда учащиеся знакомятся с историей развития рукоделия, основными орнаментальными элементами, применяемыми в народном декоративно – прикладном творчестве с помощью виртуальной экскурсии по залам Музея этнографии или Русского музея в Санкт – Петербурге, проходящей в режиме on-line или выполненной преподавателем или ученицей как творческий проект презентацией. Помимо данного программного продукта с целью активизации исследовательской и познавательной деятельности учащихся можно использовать и другие средства ИКТ.
В начале обучения максимальное внимание уделяется раскрытию творческих возможностей учениц в конкретных видах декоративно – прикладных искусств. В основу эксперимента был положен личностно – ориентированный подход, в соответствии с которым развитие учащихся происходит в процессе учебно-познавательной и творческой деятельности. В основу мотивационно – ценностного компонента легло формирование, воспитание качеств личности, определяющих направленность творческой деятельности.
Программа обучения построена с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их потребностей и интересов, что позволяет целенаправленно поэтапно развивать творческие способности. Отрадно, что новое поколение делает переоценку взглядов нравственных и этических и интересуется историей края, его природой, его населением и культурой, самобытными традициями Севера.
Данный проект учитывает возрастные и психологические особенности учащихся, связывает трудовое воспитание с духовными корнями, историей народной культуры, традициями и обрядами. Эта позиция находит свое отражение и развитие во многих проектах, разработанных учащимися: «Декоративно – прикладное искусство в костюмах народов Крайнего Севера», «Орнамент в костюмах, традициях и обрядах народов Крайнего Севера», «Вышитая картина», «Вышивка в интерьере жилого дома», «Вышивка бисером», «Элементы классики в современной молодежной моде», «Многообразие русского народного костюма». Темы творческих проектов, выполненных учащимися в рамках образовательного проекта, были подобраны с учетом социального заказа учителей и учащихся гимназии (использование национальных костюмов на уроках краеведения, истории, литературе, на праздничных мероприятиях, оформление рекреаций гимназии вышивками, оформление кабинета технологии).
Общие сведения
- сроки реализации проекта - сентябрь 2006 – май 2008гг. По продолжительности проект относится к долгосрочному. Вся работа по реализации данного проекта проводится в рамках ученических научных обществ, уроков технологии, элективов, факультативов
- этапы реализации образовательного проекта –
- Сентябрь 2006 года – март 2007 года «Декоративно – прикладное искусство в костюмах народов Крайнего Севера», «Роль костюма и орнамента в традициях и обрядах народов Таймыра»
- Апрель 2007 – ноябрь 2007 – «Элементы классики в современной молодежной моде»
- Ноябрь 2007 –май 2008 – «Многообразие русского национального костюма»
- Май 2008 года – подведение итогов работы по образовательному проекту.
- участники проекта - 5 учителей гимназии, 2 учителя других образовательных учреждений района Кайеркан, 153 ученика
- гипотеза проекта заключается в предположении, что
реализация образовательного проекта будет эффективной, если:
- создаются благоприятные условия для творческого роста и получения обучающимися нравственных, этических знаний и предметных компетентностей по истории края, природы, населения и культуры народов Севера;
- соблюдается личностно-ориентированный подход в практической деятельности учащихся
- объект проекта - проектная деятельность обучающихся по декоративно – прикладному искусству и народному творчеству на уроках технологии, элективных курсах, факультативных курсах, научных обществах учащихся с использованием цифровых образовательных ресурсов;
- предмет проекта – создание, апробирование, внедрение информационных продуктов и информационных педагогических технологий в образовательный процесс;
- цель проекта – создание условий для повышения мотивации учащихся на самостоятельное изучение и анализ направлений народного творчества, разработку и представление собственных проектов
задачи проекта |
содержание |
---|---|
развивающие |
развитие умений: - поисковых (самостоятельно генерировать идеи, привлекая знания из различных областей, самостоятельно находить недостающую информацию, находить несколько решений одной проблемы); - коммуникативных (отстаивать свою точку зрения, общаться в процессе групповой работы); - презентационных ( умения использовать различные средства наглядности в ходе выступления); - менеджерских (планировать деятельность, анализировать результат собственной деятельности) |
обучающие: |
знакомство с историей народного творчества, направлениями народного творчества, материалами и техникой исполнения, художественной выразительностью, цветовым и фактурным решением |
воспитательные: |
развитие сотруднических умений и навыков, воспитание чувства ответственности, понимания ценности и значимости народного творчества и искусства в жизни человека |
практические: |
обмен и анализ информацией, сбор информации с помощью средств информационно – коммуникативных технологий и Интернет |
Результат проекта (продукт) – умение учащихся создавать:
- творческие проекты с исходным продуктом в форме готовых изделий, полностью отвечающих всем технологическим требованиям;
- цифровые образовательные ресурсы
Мероприятия, осуществляемые в ходе проекта
- Проведение семинаров и творческих мастерских по теме проекта для учителей и учащихся района Кайеркан.
- Сетевое взаимодействие образовательных учреждений района Кайеркан (межшкольные профильные лаборатории, межшкольные творческие мастерские)
- Подготовка учебных материалов (инструкционные карты, готовые образцы, презентации)
- Методическая работа с преподавателями других образовательных учреждений по использованию материалов на различных носителях (Интернет - ресурсы, магнитные и лазерные носители, печатные материалы), подготовленных в рамках проекта.
- Проведение экспериментальных занятий в разновозрастных группах
- Распространение опыта, полученного в результате работы над проектом
Ожидаемые результаты
- Использование педагогами новых технологий в своей работе
- Повышение квалификации учителей технологии
- Использование национальных костюмов на уроках краеведения, истории, литературе, на праздничных мероприятиях
- Оформление рекреаций гимназии вышивками
- Оформление кабинета технологии
- Повышение интереса к проблемам популяризации технологического образования в обществе
- Доступная для широкого круга педагогов и учащихся база материалов по трудовому образованию (Интернет - ресурсы, магнитные и лазерные носители, печатные материалы, статьи в периодических педагогических изданиях)
Кому адресован проект
Преподавателям и учащимся школ, учреждениям дополнительного образования, занимающимся вопросами трудового обучения, обладающим возможностями пользоваться материалами ЦОР
Подпроекты образовательного проекта:
«Декоративно – прикладное искусство в костюмах народов Крайнего Севера»
Цель проекта |
Возрастная категория |
Результат |
---|---|---|
Знакомство с историей народного творчества, направлениями народного творчества, материалами и техникой исполнения, художественной выразительностью, цветовым и фактурным решением. Изготовление сценических костюмов народов Таймыра. |
13-17 лет |
1. НПК г.Норильск – Диплом Лауреата 2. Региональный конкурс «Северное сияние» - Диплом Лауреата, приз Главы г.Дудинка 3. Выставка творческих работ учащихся СЮТ – Диплом 1 степени 4.Всероссийский конкурс «Первые шаги» - Диплом 5.Всероссийский конкурс «Одаренные дети» - участие, публикация 6. Выставка творческих работ учащихся ДДТ, Кайеркан – Диплом 1 степени 7. Выставка творческих работ учащихся в Картинной галерее г.Норильск– Диплом 1 степени, сертификат |
«Роль костюма и орнамента в традициях и обрядах народов Таймыра»
Цель проекта |
Возрастная категория |
Результат |
---|---|---|
Знакомство с историей народного творчества, направлениями народного творчества, материалами и техникой исполнения, художественной выразительностью, цветовым и фактурным решением. Ролью костюмов и орнамента в нем, в традициях и обрядах народов Крайнего Севера. Изготовление сценических костюмов народов Таймыра. |
14-17 лет |
1. НПК г.Норильск – Диплом Лауреата 2. Региональный конкурс «Северное сияние» - Диплом Лауреата, приз Главы г.Дудинка 3. Выставка творческих работ учащихся СЮТ – Диплом 1 степени 4.Всероссийский конкурс «Первые шаги» - Диплом 5.Всероссийский конкурс «Одаренные дети» - участие, публикация 6. Выставка творческих работ учащихся ДДТ, Кайеркан – Диплом 1 степени 7. Выставка творческих работ учащихся в Картинной галерее г.Норильск– Диплом 1 степени, сертификат |
«Элементы классики в современной молодежной моде»
Цель проекта |
Возрастная категория |
Результат |
---|---|---|
Выбор, конструирование, моделирование и пошив одежды в соответствии со своим представлением о себе. |
15-17 лет |
1. Лауреаты НПК г. Норильск, Диплом 2.Всероссийский конкурс «Портфолио», Диплом 3. Городской конкурс творческих работ учащихся ДДТ, Кайеркан, Диплом |
«Многообразие русского национального костюма»
Цель проекта |
Возрастная категория |
Результат |
---|---|---|
Способствовать формированию эстетического отношения к окружающему предметному миру, показать им место и значение художественного оформления одежды при создании современных изделий, раскрыть творческие способности учащихся. |
14-17 лет |
1. НПК, г.Норильск – Диплом 1 степени 2. Всероссийский конкурс «Портфолио» - Диплом 3. Выставка творческих работ учащихся СЮТ – Диплом Лауреата 4. Выставка творческих работ учащихся ДДТ – Диплом 1 степени |
Критерии оценок учебных проектов
Критерии |
Диапазон оценок (баллы) |
---|---|
Актуальность |
1-5 |
Новизна |
1-5 |
Практическая и научная значимость |
1-5 |
Определение потребности |
1-5 |
Формулирование задачи проекта |
1-5 |
Уровень выполненных исследований |
1-5 |
Разработка и анализ идей проекта, выбор лучшей идеи |
1-5 |
Проработка лучшей идеи |
1-5 |
Технология изготовления, реализации идеи |
1-5 |
Самооценка проекта учащимися |
1-5 |
Защита проекта |
1-5 |
Овладение навыками обработки материалов |
1-5 (оценивается на заключительном этапе) |
Владение правилами безопасности работы |
1-5 (оценивается на заключительном этапе) |
Итоговая оценка |
|