Авторами этой педагогической технологии являются Ривин Александр Григорьевич (1877-1944) – русский советский педагог-новатор, и Дьяченко Виталий Кузьмич – профессор, заведующий кафедрой педагогики Красноярского института повышения квалификации работников образования, современный теоретик КСО.
По В.К. Дьяченко, обучение есть общение обучающих и обучаемых. Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах и группах, где каждый учит каждого.
Некоторые классификационные параметры технологии.
- по уровню применения: общепедагогическая;
- по характеру содержания: обучающая, общеобразовательная;
- по типу управления: "репетитор" + система малых групп;
- по подходу к ребенку: сотрудничество;
- по преобладающему методу: диалогическая, объяснительно-иллюстративная;
- по категории обучаемых: массовая.
Целевые ориентации.
- усвоение ЗУН;
- развитие коммуникативных качеств личности.
Особенности методики ГСО.
- Организационные:
- четкость, упорядочение;
- говорит один.
- Дидактические:
- обучает профессиональный педагог;
- усвоение и применение материала;
- сотрудничество.
- Развивающая:
- учатся выступать;
- учатся объяснять друг другу;
- развитие педагогических способностей.
- Воспитательная:
- каждый работает на коллектив;
- коллектив работает на каждого.
Групповые способы обучения имеют много интересных особенностей и характеристик, сейчас я обозначу только то, что наиболее важно для нашей сегодняшней работы. Мы применим способ обучения – дидактическую игру; уровень коллективной учебно-познавательной деятельности – межгрупповая работа, т.е. каждая группа имеет свое задание в общей цели.
Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Для этого предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике, и, наконец, представить найденный совместный результат. Эта форма работы обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.
Сейчас мы с вами опробуем особенности данной технологии на практике. Группы уже сформированы, лидеры обозначились, осталось получить задание.
Я предлагаю выполнить работу по созданию сочинения – описания животного. Вид сочинения – клише, т.е. вы получили заготовку текста, в котором на место пропуска нужно вставить подходящее прилагательное – эпитет. Когда каждая группа выполнит свою часть текста, мы выразительно прочитаем получившееся сочинение.
Сочинение – это упражнение высшего порядка.
Ф.И. Буслаев
Сочинение – описание животного.
Вид сочинения: сочинение-клише.
Тип речи: описание.
Главный вопрос описания: какой?
Задание:
- На место пропуска вставить подходящее по смыслу прилагательное-эпитет.
- Выразительно прочитать сочинение.
клише + прилагательные (эпитеты) = сочинение
Задание для группы 1.
клише | прилагательные-эпитеты |
У нас был кот. Звали его Рыжий. Когда-то брат нашел его в лопухах под стеной ____________________ здания. Котенку тогда, наверное, и месяца не исполнилось. Он сидел под лопухом и орал в небо, широко разевая ____________________ - ____________________ пасть с ____________________ ____________________ язычком и ____________________ зубками. Все его ____________________ тело содрогалось от крика и просто удивительно было, как уместился в таком ____________________, ____________________ теле такой ____________________ ____________________ голос. | тощем жалком крохотными тщедушное маленьким чистеньким напористый деревянный старого маленький бледно-розовую |
Задание для группы 2.
клише | прилагательные-эпитеты |
Мы принесли котенка домой и пустили его на пол. Он сразу же пошел к маме, задрав свой ____________________ хвостик. Походка у него была ____________________ и тоже ____________________, как и голос. Он шел, смотрел на маму и орал, при каждом шаге потряхивая ____________________ ногами, словно у него на лапы налипло что-то и мешало ходить. Он был ____________________, со ____________________ полосами, ____________________, ____________________ и ужасно ____________________. И еще он был какой-то ____________________ и ____________________ настолько, что ребра торчали даже под ____________________ ____________________ шерсткой. Но к этому ____________________, ____________________ тельцу были приделаны ____________________ ноги и венчала все огромная треугольная голова. А на голове сидели огромные треугольные уши. Даже непонятно было, как такая голова держится на такой ____________________ слабой шейке. Только усы у него были ____________________. Прямо генеральские усы, взрослому коту впору. Странный котенок и со странным деревянным голосом. | коротенький задними неуверенная деревянная грязный жалкий худой блекло-рыжий угловатый светлыми жалкому тощему свалявшейся жидкой тоненькой замечательные длинные облезлый |
Задание для группы 3
клише | прилагательные-эпитеты |
Ого, как он рос, мой Рыжий! Через год он стал взрослым котом. Лапа у него стала ____________________, когти ____________________ и ____________________, а клыки, как у ____________________ тигра, про которого я читал в энциклопедии. Руку он мне этими своими ____________________ клыками прокусил до кости, гад ____________________, а потом пришел вечером за молочком как ни в чем не бывало, такой ____________________, такой ____________________ сидел над блюдечком, так сладко облизывался и жмурил свои ____________________ ____________________ буркалы. ____________________ ____________________ шерсть блестит, ____________________ тело изгибается на ходу, ____________________ полосы шевелятся на боках. Красив он стал: ____________________, ____________________, ____________________, с ____________________ спиной и ____________________ усами. Только усы больше, чем нужно, но это ему даже шло. | саблезубого саблезубыми железная огромное острые бесстыжие зеленые милый невинный сильное светлые короткая гладкая поджарый мощный длинноногий гвардейскими пружинистой ползучий |
Задание для группы 4
клише | прилагательные-эпитеты |
Мы с братом разделили наше молоко пополам и налили котенку в блюдце, ткнули его в молоко носом. Он было рванулся, но тут же и притих, укрепился попрочнее на ногах и принялся лакать ____________________ его язычок быстро-быстро мелькал в ____________________ молоке и слышалось ____________________ бульканье. Было удивительно, как быстро он перекачивал таким ____________________ языком молоко из блюдца в живот. Живот у него раздулся, стал ____________________ и ____________________, словно мячик проглотил. Под тяжестью этого ____________________ живота его шатало, он сделал несколько ____________________ шагов и повалился набок. Он еще поднял голову, с недоумением посмотрел на свой живот, но тут же ____________________ глаза его закрылись, голова с легким стуком упала на пол и он заснул ____________________ сном. Мы положили его на подстилку, а он даже не шелохнулся, спал как ____________________. Растянулся на спине, голову закинул и только бока ходуном ходят, да усы шевелятся. Он был во сне, как ____________________. Ребенок, в общем. | осоловелые счастливые розовый легкое белом крохотным раздутого неуверенных круглый тугой симпатичный убитый |
/Группы работают. Читают сочинение./
Думаю, что заключением нашего сочинения послужит стихотворение Владимира Гудимова "Рыжий Билл".
Рыжий кот по кличке Билл
Много птичек погубил,
И ему, на хвост, на кончик
Привязали колокольчик.
Налетел на птичек Билл –
Колокольчик зазвонил,
Разлетелись мигом птички –
Да, пора менять привычки…
Подведение итога.
Я думаю, что во время творческого процесса вы ощутили преимущества именно группового способа обучения, т.к. совместный труд на общее благо всегда плодотворен.
Хочу сказать в заключение, что какую бы технологию в нашей работе мы не использовали, главным остается одно – воспитать человека, разбудить душу ребёнка для восприятия чувства прекрасного, чувства жалости и сострадания к слабому, потому что тот, кто не умеет жалеть и любить другого – калека, душа у него увечная, жестокая. Не экономьте, раздавайте свою щедрость душевную и теплоту.