Цель: познакомить учащихся с тремя разными типами склонений существительных.
Задачи урока:
- Образовательные: сформировать у учащихся представление о понятии «склонение»; показать, что у существительных одного склонения одинаковый набор падежных окончании; познакомить учеников с распределением существительных по трем типам склонений.
- Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, творческую мысль учащихся; орфографическую зоркость; развивать психические процессы, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
- Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня мы вместе с Анишит Айкоповной (герой учебника – Тишина и Покой) отправимся в путешествие по стране знаний и постараемся собрать как можно больше сведений об имени существительном.
Звучит музыка.
II. Актуализация знаний учащихся.
Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном (у детей на столе индивидуальные карточки с вопросами)
- Что обозначает? (конкретные предметы, явления природы, абстрактные понятия, события, процессы, действия)
- На какие вопросы отвечает? (кто?, что?)
- Как изменяется? (по числам и падежам)
- Какого рода могут быть имена существительные? (женского рода, мужского рода, среднего рода)
III. Работа над новым материалом.
Аптека, картина, облако, чувство, дядя, январь, памятник, мебель, кровать, дедушка
– Распредели и запиши эти существительные в три группы по родам: ж.р., м.р., ср.р.
– Выделите у каждого слова окончание.
Ж.р. | М.р. | Ср.р |
аптека | картина | дедушка |
памятник | кровать | чувство |
облако | январь | |
мебель | дядя |
– Существительные каких двух родов имеют в И.п. окончания -а, -я?
– У существительных каких двух родов в И.п. нулевое окончание?
– У существительных какого рода в И.п. окончания -о, -е?
А теперь распредели эти слова в другие три группы так, чтобы:
В первой группе были слова м.р. и ж.р. с окончаниями -а, -я;
Во второй группе – слова ср.р. с окончаниями -о, -е и слова м.р. с нулевым окончанием;
В третьей группе – слова ж.р. с нулевым окончанием.
Запишите столбиком, окончания выделите.
I скл. | II скл. | III скл. |
аптека | январь | кровать |
картина | памятник | мебель |
дядя | чувство | |
дедушка | облако |
Над каждым столбиком запиши с помощью римских цифр: I скл., II скл., III скл.
Чтение правила
Склонение – это изменение слова по падежам и числам. В русском языке различаются три разных типа склонений существительных. Слова, относящиеся к одному и тому же склонению, одинаково изменяются по падежам и числам. |
Таблица 1.
Чтобы подтвердить правило, просклоняйте письменно в единственном числе существительные.
- Из 1-го столбика склоняют слова ребята первой команды;
- Из 2-го столбика склоняют слова ребята второй команды;
- Из 3-го столбика склоняют слова ребята третьей команды.
Выделите окончания во всех словах. Поставьте ударение.
Вы заметили, что окончания слов одного и того же склонения могут быть ударными и безударными?
Безударные окончания слов, которые принадлежат к определенному склонению, пишутся точно так же, как окончания, стоящие под ударением! У слов, принадлежащих к определенному склонению, в одном и том же падеже должны быть сходные окончания. |
Таблица 2.
Проверь, действительно ли это так: просмотрите еще раз сделанную вами работу!
Ученики заметили, что в каждом падеже попадаются разные окончания.
И.п. ска[ла], зем [ля],
Р.п. ска[лы], зем [ли].
Окончания здесь одинаковые, но на письме они передаются разными буквами, чтобы обозначить твердость или мягкость предыдущего согласного.
Просклоняйте слова, сделав звуковую запись конца слов (слова должны быть с ударными окончаниями)
IV. Самостоятельное выполнение практических заданий (работа по группам).
Жил да был Ермил:
В решете квас цедил,
В речку квас сливал,
Лаптем пашню пахал,
Шилом сено косил;
Долотом дрова рубил
И на курице возил,
Дрова печью топил.
1 группа учащихся. Найди в небылице и выпиши существительные, поставив их в начальную форму, в три группы: I скл., II скл., III скл. Выдели окончания.
2 группа учащихся. Найди в небылице и выпиши существительные, поставив их в начальную форму, в три группы: I скл., II скл., III скл. С помощью Обратного словаря допиши слова в группы I склонения и III склонения так, чтобы в группах было одинаковое количество слов. Выдели окончания.
3 группа учащихся. Найди в небылице и выпиши существительные, поставив их в начальную форму, в три группы: I скл., II скл., III скл. С помощью Обратного словаря допиши слова в группы I склонения и III склонения так, чтобы в группах было одинаковое количество слов. Выдели окончания.
Найди в небылице глаголы с орфограммой №1 (Безударная гласная в корне слова). Подчеркни орфограмму. Выпиши глаголы, рядом пиши проверочные слова.
V. Итог урока.
Чтобы обобщить знания о склонениях существительных, учащимся предлагается вставить пропущенные слова в правило.
К I склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в начальной форме. Ко II склонению относятся существительные среднего рода с окончаниями - о, - е, а также существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме. К III склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме. |
– Что вы сегодня на уроке вспомнили о существительном?
– Что нового узнали об этой части речи?
– Что вам поможет определить склонение у существительных?
VI. Домашнее задание.
- Стр. 55 – выучить правило.
- упр. 80, стр.74 в рабочей тетради
VII. Рефлексия.
У вас на столе лежат рисунки: солнышко, тучка, капельки дождя.
Если у вас хорошее настроение после нашего урока, вам все понравилось – прикрепите к тетради солнышко.
Если вы что-то не поняли на уроке или вам что-то не понравилось – прикрепите к тетради тучку.
Если у вас после урока плохое настроение, и совсем ничего не понятно – прикрепите капельки дождя.