Урок русского языка в 3-м классе "Склонения имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с тремя разными типами склонений существительных.

Задачи урока:

  1. Образовательные: сформировать у учащихся представление о понятии «склонение»; показать, что у существительных одного склонения одинаковый набор падежных окончании; познакомить учеников с распределением существительных по трем типам склонений.
  2. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, творческую мысль учащихся; орфографическую зоркость; развивать психические процессы, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
  3. Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня мы вместе с Анишит Айкоповной (герой учебника – Тишина и Покой) отправимся в путешествие по стране знаний и постараемся собрать как можно больше сведений об имени существительном.

Звучит музыка.

II. Актуализация знаний учащихся.

Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном (у детей на столе индивидуальные карточки с вопросами)

  1. Что обозначает? (конкретные предметы, явления природы, абстрактные понятия, события, процессы, действия)
  2. На какие вопросы отвечает? (кто?, что?)
  3. Как изменяется? (по числам и падежам)
  4. Какого рода могут быть имена существительные? (женского рода, мужского рода, среднего рода)

III. Работа над новым материалом.

Аптека, картина, облако, чувство, дядя, январь, памятник, мебель, кровать, дедушка

– Распредели и запиши эти существительные в три группы по родам: ж.р., м.р., ср.р.

Выделите у каждого слова окончание.

Ж.р. М.р. Ср.р
аптека картина дедушка
памятник кровать чувство
облако январь  
мебель дядя  

– Существительные каких двух родов имеют в И.п. окончания -а, -я?

У существительных каких двух родов в И.п. нулевое окончание?

– У существительных какого рода в И.п. окончания -о, -е?

А теперь распредели эти слова в другие три группы так, чтобы:

В первой группе были слова м.р. и ж.р. с окончаниями -а, -я;

Во второй группе – слова ср.р. с окончаниями -о, -е и слова м.р. с нулевым окончанием;

В третьей группе – слова ж.р. с нулевым окончанием.

Запишите столбиком, окончания выделите.

I скл. II скл. III скл.
аптека январь кровать
картина памятник мебель
дядя чувство  
дедушка облако  

Над каждым столбиком запиши с помощью римских цифр: I скл., II скл., III скл.

Чтение правила

Склонение – это изменение слова по падежам и числам.
В русском языке различаются три разных типа склонений существительных.
Слова, относящиеся к одному и тому же склонению, одинаково изменяются по падежам и числам.

Таблица 1.

Чтобы подтвердить правило, просклоняйте письменно в единственном числе существительные.

  • Из 1-го столбика склоняют слова ребята первой команды;
  • Из 2-го столбика склоняют слова ребята второй команды;
  • Из 3-го столбика склоняют слова ребята третьей команды.

Выделите окончания во всех словах. Поставьте ударение.

Вы заметили, что окончания слов одного и того же склонения могут быть ударными и безударными?

Безударные окончания слов, которые принадлежат к определенному склонению, пишутся точно так же, как окончания, стоящие под ударением!
У слов, принадлежащих к определенному склонению, в одном и том же падеже должны быть сходные окончания.

Таблица 2.

Проверь, действительно ли это так: просмотрите еще раз сделанную вами работу!

Ученики заметили, что в каждом падеже попадаются разные окончания.

И.п. ска[ла], зем [ля],
Р.п. ска[лы], зем [ли].

Окончания здесь одинаковые, но на письме они передаются разными буквами, чтобы обозначить твердость или мягкость предыдущего согласного.

Просклоняйте слова, сделав звуковую запись конца слов (слова должны быть с ударными окончаниями)

IV. Самостоятельное выполнение практических заданий (работа по группам).

Жил да был Ермил:
В решете квас цедил,
В речку квас сливал,
Лаптем пашню пахал,
Шилом сено косил;
Долотом дрова рубил
И на курице возил,
Дрова печью топил.

1 группа учащихся. Найди в небылице и выпиши существительные, поставив их в начальную форму, в три группы: I скл., II скл., III скл. Выдели окончания.

2 группа учащихся. Найди в небылице и выпиши существительные, поставив их в начальную форму, в три группы: I скл., II скл., III скл. С помощью Обратного словаря допиши слова в группы I склонения и III склонения так, чтобы в группах было одинаковое количество слов. Выдели окончания.

3 группа учащихся. Найди в небылице и выпиши существительные, поставив их в начальную форму, в три группы: I скл., II скл., III скл. С помощью Обратного словаря допиши слова в группы I склонения и III склонения так, чтобы в группах было одинаковое количество слов. Выдели окончания.

Найди в небылице глаголы с орфограммой №1 (Безударная гласная в корне слова). Подчеркни орфограмму. Выпиши глаголы, рядом пиши проверочные слова.

V. Итог урока.

Чтобы обобщить знания о склонениях существительных, учащимся предлагается вставить пропущенные слова в правило.

К I склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в начальной форме.
Ко II склонению относятся существительные среднего рода с окончаниями - о, - е, а также существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме.
К III склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме.

– Что вы сегодня на уроке вспомнили о существительном?

– Что нового узнали об этой части речи?

– Что вам поможет определить склонение у существительных?

VI. Домашнее задание.

  1. Стр. 55 – выучить правило.
  2. упр. 80, стр.74 в рабочей тетради 

VII. Рефлексия.

У вас на столе лежат рисунки: солнышко, тучка, капельки дождя.

Если у вас хорошее настроение после нашего урока, вам все понравилось – прикрепите к тетради солнышко.

Если вы что-то не поняли на уроке или вам что-то не понравилось – прикрепите к тетради тучку.

Если у вас после урока плохое настроение, и совсем ничего не понятно – прикрепите капельки дождя.