Тема: «Повторение и систематизация материала с элементами комплексного анализа текста на тему: «Обособленные члены предложения.»
Цели:
- закрепить навыки правописания «н» и «нн» в суффиксах прилагательных и причастий;
- повторить условия обособления определений и обстоятельств;
- отработать постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами;
- определить роль обособленных членов предложения в тексте;
- найти выразительные средства языка в отрывке;
- формировать речевые навыки и умения учащихся;
- продолжить формирование навыков работы с текстом.
Оборудование урока: на доске заранее приготовлен орфографический диктант; предложения, где пропущены знаки препинания, из повести А.Грина «Алые паруса»; внутри доски представлен портрет писателя А.Грина, отрывок из повести и иллюстрации к произведению).
Ход урока.
…человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса.
К.Г. Паустовский
1. Слово учителя (чтение отрывка из повести А.Грина «Алые паруса»):
«Тем временем море, обведенное по горизонту золотой нитью, ещё спало; лишь под обрывом, в лужах береговых ям, вздымалась и опадала вода. За золотой нитью небо, вспыхивая, сияло огромным веером света; белые облака тронулись слабым румянцем. На черной дали легла уже трепетная снежная белизна; пена блестела, и багровый разрыв, вспыхнув средь золотой нити, бросил по океану алую рябь».
- Понравился вам отрывок? О чем он? (Описание природы, моря).
- Что помогает более конкретно и широко увидеть красоту моря? (Наличие предложений с обособленными членами).
- Какие члены предложения называются обособленными, как выделяются на письме и какую роль играют в тексте предстоит нам выяснить на сегодняшнем уроке.
Начнем занятие с написания орфографического диктанта на закрепление и повторение правописания н и нн в суффиксах прилагательных и причастий. (К доске выходит ученик и в тексте, написанном на доске, комментируя, вставляет пропущенные орфограммы, класс записывает в тетради.).
В это время два ученика у доски самостоятельно работают над предложениями, которые заранее написаны на доске. Они должны расставить знаки препинания в предложениях.
Текст орфографического диктанта.
Медле…о повернуть, стра…ое в…дение, утре…ий час, дли…ая дорога, прониза…ых у края, растрепа…ые волосы, завале..ый прилавок, смеша…ые оттенки, стари…ое представление, пламе..ое р…стение, глаза зажмуре…ы, увеша…а коврами, потрясё… случившимся, изъеде…ы червём, драгоце…ая минута, гране…ый стакан, обведе…ое по г…ризонту.
После написания орфографического диктанта проверяем самостоятельную работу учеников, которые расставляли пропущенные знаки препинания в предложениях, написанных на доске. (Ученики объясняют постановку знаков препинания в предложениях и графически комментируют их, остальные записывают в рабочие тетради).
- Туман ещё не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля медленно повертывающегося к устью реки.
- Был белый утренний час; в огромном лесу стоял тонкий пар полный странных видений.
- Внезапный звук пронесся среди деревьев с неожиданностью тревожной погони; это запел кларнет.
- Звук дрожал как голос скрывающий горе; усилился, улыбнулся грустным переливом и оборвался. (Первый ученик).
- Музыкант выйдя на палубу сыграл отрывок мелодии полной печального, протяжного повторения.
- Береговой ветер пробуя дуть лениво теребил паруса; наконец тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилиями, рассеял туман и вылился по реям в лёгкие алые формы полные роз.
- Его свёрнутые паруса ожили свисая фестонами расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок. (Второй ученик).
- Вспомним пройденный материал и ответим на теоретические вопросы:
- Какие члены предложения называются обособленными?
- Какие члены предложения могут обособляться?
- Условия обособления определений. А когда не обособляются?
- Условия обособления обстоятельств.
2.
- Ребята, посмотрите внимательно на те предложения, которые мы записали. Можно ли их назвать текстом? (Нет).
- Почему? (Они не связаны между собой по смыслу и грамматически).
- Ребята, перечитайте предложения и самостоятельно составьте связанный текст. (Ученики составляю текст, а потом его читают).
- Определите стиль текста и тип речи. (Художественный стиль, повествование с элементами описания).
- Вспомните, из какого произведения этот отрывок? ( А.Грин «Алые паруса»).
- Назовите главных героев повести ( Ассоль, Грей, Лонгрен и другие).
- А теперь поработаем с текстом и ответим на ряд вопросов:
- Скажите, каких предложений больше простых или сложных? (4 сложных и 3 простых).
- Чем осложнены простые предложения? ( Обособленными определениями, обстоятельствами и однородными членами).
- Как вы думаете, для чего писатель использует обособленные члены предложения? (Для более полного создания образа, показать как можно больше действий, добавит красочности).
- Если убрать обособленные члены предложения, теряется ли образ, созданный писателем? (Да. Ученики читают текст без обособленных членов предложения).
- Можно ли обособленные члены предложения назвать выразительными средствами языка? (Да).
- Есть ли в тексте другие выразительные средства языка? (Эпитеты (белый утренний час, грустные переливы), олицетворение (звук дрожал, улыбнулся и оборвался), сравнение (звук дрожал, как голос.))
- Найдите в толковом словаре лексическое значение слова «фестоны». (Фестон - один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья).
3.
- Обратите внимание на то, как мы проанализировали текс. В русском языке это называется комплексным анализом текста, но мы взяли лишь некоторые элементы этого анализа. А теперь допишем текст под диктовку (учитель диктует отрывок):
Пока «Секрет» шёл руслом реки, Грей стоял у штурвала, не доверяя руля матросу: «…я прихожу к той, которая ждет и может ждать только меня…благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».
- Посмотрите на доску. Перед вами отрывок из повести А.Грина «Алые паруса». Прочитаем его выразительно. (Ученик читает отрывок).
Был белый утренний час; в огромном лесу стоял тонкий пар, полный странных видений.
Внезапный звук пронесся среди деревьев с неожиданностью тревожной погони; это запел кларнет. Музыкант, выйдя на палубу, сыграл отрывок мелодии, полной печального, протяжного повторения. Звук дрожал, как голос, скрывающий горе; усилился, улыбнулся грустным переливом и оборвался.
Туман ещё не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свёрнутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок. Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса; наконец тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилиями, рассеял туман и вылился по реям в лёгкие алые формы, полные роз.
Пока «Секрет» шёл руслом реки, Грей стоял у штурвала, не доверяя руля матросу: « …я прихожу к той, которая ждет и может ждать только меня…благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.».
- Ребята, скажите, какая главная мысль содержится в этом отрывке? («Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».)
- Согласны ли вы с героем повести? Свои ответы вы дадите письменно в форме сочинения – рассуждения к следующему уроку. Тезис у вас есть, а аргументы и вывод напишите сами.
- Посмотрите на иллюстрации, представленные на доске. Вспомните эпизоды, изображенные на них: рождение Ассоль, героиня в городе, Ассоль на берегу моря, Грей выбирает ткань для парусов, встреча Грея и Ассоль.
4.
- Ребята, я очень надеюсь, что сегодняшний урок помог вам не только повторить орфографию и отработать постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами, но и на примере отрывка из повести А.Грина «Алые паруса» показать их роль и использование в тексте писателем. Сегодня вы вспомнили текст повести, которую читали и обсуждали на внеклассном уроке по литературе, ее героев, сюжет и ещё раз представили корабль с алыми парусами, который увёз Ассоль в мир счастья и любви.
Домашнее задание:
написать сочинение – рассуждение, используя обособленные члены предложения.
Иллюстрации к произведению А.Грина.