Цели урока:
Оборудование: колбы с пробкой и трубками, мензурки, различные жидкости, песок, таблицы, видеофильм "Давление в природе и технике"
Ход урока
1. Актуализация знаний - фронтальный опрос:
- Что такое гидростатическое давление?
- От каких величин зависит гидростатическое давление ?
2. Проверка домашнего задания.
Решение тестовых заданий (10 минут) Приложение №1.
После сдачи письменных ответов проверка через кодоскоп.
3. Решение экспериментальных задач: Приложение №2.
Учащиеся делятся на группы. Работают 5-6 групп. Задание группам: обсудить задание, данное на карточке, выполнить его, объяснить.
4. Решение расчетных задач.
Проверка домашнего задания № 86. ответ 113,5 МПа (решение у доски)
Устно: почему пловец , нырнувший на большую глубину, испытывает шум в ушах?
Решение у доски : подводная лодка "Курск" затонула на глубине 100 метров. Смог бы человек открыть люк лодки, если его площадь 0,2 м 2 ? (сила давления 206000 Н, а мы знаем , что штангист , толкая штангу, развивает силу до 3000 Н ). Вы видите, что с глубиной давление увеличивается.
5. Работа над новой темой.
Издавна человек хотел узнать, что там под водой и начал исследовать глубины.
Как можно изучать глубины? (Ответы учащихся: просто ныряя и наблюдая за природой подводного мира).
Далее при просмотре видеофильма "Исследование глубин морей и океанов", мы заполним небольшую таблицу, которая покажет нам этапы изобретений для исследования глубин морей и океанов.(Такую таблицу можно заполнить каждому учащемуся в тетради или на доске).
Чертим таблицу "Этапы изобретений для исследования глубин"
Изобретение | Дата изобретения | Изобретатель | Исследуемая глубина |
Трубка | 1,5 м | ||
Акваланг | 1943 | Ж.И. Кусто Э Гальян |
40м |
Скафандер | 300 м | ||
Батисфера | 1892 | Бальзамелло | 165-1000 м |
Батискаф | 1948 | Пиннар | До 11 км |
6. Просмотр видеофильма "Давление в природе и технике" и заполнение таблицы.
7. Работа по таблице "Исследование глубин морей и океанов".
Посмотрите на таблицы и скажите: почему стены батисферы и батискафа делают очень прочными? (Ответы учащихся :эти устройства работают на глубине, а там очень большое давление. Чтобы предохранить от большого давления исследователей, находящихся в батисфере или батискафе.)
Представление книги "Корабли".
Дополнительный материал : водолазы из погружения возвращаются очень медленно, так как при погружении наступает перенасыщение крови азотом и может наступить кессонная болезнь- потеря сознания, ориентации. Чтобы азот в крови заместился кислородом, водолазы очень медленно поднимаются с глубины.
Сообщения учащихся по теме урока. "Исследования глубин", "Изобретение акваланга".
8. Домашнее задание: параграф 38 - читать, подготовить пересказ, ответить на вопросы.
- № 89,90
- Задача на смекалку:
Чему равно давление и сила давления на дно отсеков?