1.Приветствие. Теоретическая разминка.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас!
Сегодня у нас гости. Постарайтесь работать слажено и внимательно.
Для начала проверим, не растеряли ли вы на каникулах знания. Начнём с разминки.
Посмотрите на доску… Что такое? Ничего не понимаю: всё перепутано…
Кто же это натворил?
-(слышится кашель ) - Кто кашляет?
Медвежонок: Извините, но это я кашляю, и натворил тоже я. Просто я же давно к вам не
приходил. Вы меня, наверное, и не помните?.. Ребята, я вас ещё колыбельную учил
петь – «Баю. Баю, Мишку я качаю»
Может поможете тут всё распутать?..
У: Придётся помочь. Давайте посмотрим, ребята, что тут можно поправить?
(На магнитной доске перемешаны карточки ключевых знаков, названий тональностей, трезвучий (До,Соль,Ре,Фа мажор), нотные попевки и знаковые символы трихордов, тетрахордов, пентахордов, нотные и цифровые карточки различных интервалов и др.)
Нужно по соответствию соединить названии , нотные , цифровые и карточки-символы)
- Гульнара, займись ключевыми знаками.
- Ира, всё про трезвучия собери в одном месте.
- Вадим, Артём, вас ждут части гаммы.
- Маша, собери всё, что относится к интервалам.
- Гоша, Маша. Проследите за правильностью выполнения заданий.
Дети выполняют задание. Проверяют и обсуждают правильность выполнения..
М: Просто чудеса! И как это ребятам удалось всё распутать?
У: Они уже кое-чему научились, если хочешь, и тебе помогут.
Ребята, давайте споём Мишке наши песенки про гаммы, чтобы он больше никогда и
ничего не путал.
Дети поют песенки «Про гаммы», «Части гаммы»
М: Вы знаете, ТИ, мне почему-то показалось, что вот эти самые части гаммы, интервалы, аккорды как кубики или мозаика, - из них что угодно сложить можно. А ещё они на конструктор похожи.
2. Распевка.Интонацианные упражнения.
У: Хвалю тебя за наблюдательность. Сейчас мы воспользуемся твоей подсказкой и соорудим
для распевки музыкальную конструкцию: секвенция называется. Секвенция – важное средство развития, в ней одновременно сочетаются повторность и изменение. А для обучения она просто незаменима: и мышление развивает, и различные навыки закрепляет.
Секвенция трихордов №1 в До мажоре.
Учитель предлагает по карточке-образцу определить и спеть с закрытым ртом начальный
мотив. На доске из карточек-символов выстроена схема секвенции. Путём вопросов-
ответов учащиеся определяют по схеме состав, структуру, направление, смену движения в
и исполняют секвенцию.
Секвенция №2 трихорд + терция в Ре мажоре.
(В окончании обратить внимание на опевание. Узнать и назвать мелодический ход опевание).
У: А вот мотив второй секвенции предлагаю ребятам определить на слух. Закройте глаза.
Внимательно вслушайтесь и определите знакомые попевки. Кто узнал? Назовите.
Поём в Ре мажоре цепочкой.
Дети выполняют задание.
3.Мониторинг ОУУН (на материале ранее разученных песен).
3.1.Проработать опевание I, III ст в Фа мажоре, трезвучие, верхний тетрахорд,
октавный скачок. По столбице спеть и назвать песенку(№5.Металлиди.)
У: Ребята, минуточку. Пришла СМС: Потерялась Тоника, помогите найти.
Известно. Что фа = IY ступень.
Учащиеся находят Т, называют тональность До мажор.
3.2. Работа с РЗ и Лесенкой. Трезвучие. Транспонирование. Слуховая работа.
Капитан – работа в паре: один учащийся поёт у лесенки с РЗ последовательно
во всех тональностях, параллельно ученица выполняет задание на ф-но;
Тень, тень - всем классом.
№122 – индивидуально (по желанию)
4. Мониторинг сформированности ОУУН, ЗУН(работа с новым материалом.)
разбор по составу(грамматический разбор), чтение с листа.
- Фа мажор. «Чудак»
- Соль мажор. №1, №2.
5. Музыкально-ритмические игры.
5.1 Шуман. Дед Мороз Прослушать, простучать ритм, определить ритмические группы,
Подтекстовка, прошагать (двигательно-ритмическое упражнение)
5.2. Спеть «Тири-тири, по четыре»
5.3. Ритмический оркестр. Бетховен. Марш. ( учащийся в роли дирижёра)
5.4. По ритму узнать песенку:«Едет мышь»
(Ход задания 5.1: Звучит начальная тема. Учитель предлагает прошагать под музыку, прохлопать и назвать ритмическую группу. Дети называют группу ……
5.2.Повторяют правило группировки шестнадцатых, поют песенку- правило «Тири-тири»
5.3.По ритмической табличке хлопают и исполняют ритмослогами ритмический рисунок. Добавляют шумовые инструменты, фортепиано(учитель), ученик- «дирижёр» руководит оркестром(Бетховен. Марш. Из сб Металлиди. 2 класс №120)
5.4. Учитель прохлопывает ритм. Необходимо узнать и назвать песенку. Дети справляются с заданием и с удовольствием исполняют песенку «Едет мышь»)
Медвежонок прощается с ребятами.
6. Итог. Оценки. Д/З.
Соль мажор с упражнениями. Разучить №121(М), №3(Л);
Секвенции: №1- в фа мажоре. №2 – в Соль мажоре.
(* Дети без предварительной подготовки, в подгруппе не занимались. В группе 12 учащихся).
План открытого урока
по сольфеджио с учащимися 2 класса
на тему: Игровые методы активизации в обучении сольфеджио.
(Урок проведён на городском методобъединении в ноябре 2008 года).
Тип урока: - обобщающий: (повторение)
Вид урока: - урок - игра
Цели урока:
обучающая - формирование общеучебных умений и навыков(ОУУН), предметных ЗУН, диагностика обученности;
задача: самостоятельное учащимися применение ЗУН в различных формах работы;
развивающая - развитие аналитического мышления, образно-эмоциональной сферы, самостоятельности, мотивации;
воспитывающая - организованность, работоспособность, активность, самостоятельность.
Методы обучения: проблемный, проблемно-поисковый, эвристический, игровой.
Методическое обеспечение: лесенка, различные виды столбицы, ручные знаки, таблички теоретических терминов, песен, нотные и цифровые карточки, карточки ударных инструментов, ритмические таблицы, знаки-символы, шумовые
ударные инструменты, медвежонок.
План урока.
№ | Разделы урока | Задание | Материал | Обучающий метод | На что направлен | Форма участия | время |
1 | Теоретическая разминка | На доске: привести в соответствие |
Таблички: теоретические понятия, цифровые и нотные карточки знаки-символы |
Проблемный игровой |
наблюдательность, сравнение, умение обобщать; овладение терминологией, развитие речи; мониторинг начального уровня ОУУН(на начало четверти) |
Коллективно- индивидуальная |
3-5 |
2 | Интонационные упражнения | Пение гамм секвенций |
До, Ре, Фа, Соль мажор Песенка –правило «Части гаммы» Секвенции: До мажор (трихорды) Ре мажор (трихорд с терцией) |
Упражнение | Повторение Формирование и закрепление ОУУН Моделирование секвенций |
Коллективная, индивидуальная | 5 |
№ | Разделы урока | Задание | Материал | Обучающий метод | На что направлен | Форма участия | время |
3 | Мониторинг ОУУН: (повторение музыкального материала 1 четверти в разных формах работы: сольфеджирование транспонирование, определение на слух, игра на музыкальном инструменте) |
Узнать песенку -по РЗ, - по столбице - по грамматическому элементу -спеть и сыграть в разных тональностях |
Низовских. Капитан «Вот в трезвучии…» Металлиди. Перцовская Сольфеджио 2кл №5, 2, 10, 122 |
Эвристическаий Проблемный Игровой |
Формирование и закрепление смысловых связей; Применение знаний в новых условиях; мониторинг ЗУН |
Коллективно-индивидуальная | 15 |
4 | Мониторинг сформированности ОУУН, ЗУН. (определение состава, чтение с листа) |
Разобрать по составу: (определение музыкально-грамматических единиц музыкального текста) | Песня «Чудак» (Фа мажор) Соль мажор : №2 |
Проблемный Проблемно-поисковый |
На диагностику обученности и выработку дальнейшей стратегии работы с группой в новой четверти | Коллективная, индивидуальная | 10 |
5 | Музыкально-ритмические игры | -определить ритмическую группу ( IIII ); -простучать ритм песенки; -ритмический аккомпанемент -узнать песню по ритму; |
-Шуман. Дед Мороз -Низовских. Тири-тири по четыре -Бетховен. Марш. -Низовских. Едет мышь |
Эвристическаий Проблемный Игровой (сюжетно-ролевая игра«Ритмический оркестр») |
На диагностику обученности и выработку дальнейшей стратегии коммуникативные навыки мотивация учебной дятельности |
Коллективная, индивидуальная групповая |
5 |
6 | Домашнее задание, оценки. | Секвенции №1 –в Соль, №2-в Фа мажоре. № 121(М), №3 (Л) Повторять любимые песни. |
Повышение индивидульного уровня предметных и ОУУН Воспитание самостоятельности |
5 |
Песенки- правила, сочинённые автором работы, являются музыкальным обучающим дидактическим материалом, отвечают идее сольфеджио, возрастным особенностям учащихся младшего школьного возраста, способствуют оптимизации обучения. Дети с удовольствием поют и играют эти песенки в разных тональностях, естественно усваивая элементы музыкального языка и музыкальную терминологию. Идея не нова, присутствует в методике многих сольфеджистов: Ветлугиной, Кирюшина, Металлиди, Серединской, но каждый реализует её по-своему. В данном случае это сочетание доступности, простоты материала с краткостью изложения при предельной концентрация изучаемого музыкального грамматического элемента как в тексте, так и в мелодии. Дети с удовольствием выучивают и исполняют эти песенки, естественно усваивая необходимый грамматический элемент. Решается важнейшая для формирования музыканта задача: мыслящее восприятие, думающий слух, анализирующая мысль. |
Песенка про гаммы До мажор Гамму До мажор сейчас споём Тоникою До её начнём По порядку нотки исполнять И ступени все запоминать Припев: Поют До мажор вверх и вниз Ре мажор Гамму Ре мажор сейчас споём Тоникою Ре её начнём Будем 2 # применять И ступени все запоминать |
Части гаммы(1) Части гаммы из трёх нот Называются трихорд. Ну, а если нот четыре, Значит это тетрахорд |
В процессе обучения движение к гамме – звукоряду лада и основе любого музыкального произведения происходит постепенно и начинается с освоения отдельных звуков пьесок-песенок с постепенным расширением диапазона. Такие песенки и пьески основаны на трихордах, тетрахордах, пентахордах –составных частях гаммы и базовом материале как сольфеджийного, так и инструментального репертуара для данного возрастного периода. Это музыкальные грамматические единицы, которые должны быть осознаны и изучены при помощи учителя, а в дальнейшем осознаваемы учеником самостоятельно. Это хорошая база для формирования осознанного восприятии, техники запоминания и развития исполнительской беглости. |
||
Ж. Металлиди Песенка про ноты (в сб.сольфеджио для дошкольной группы) Выучивается при ознакомлении с звукорядом и клавиатурой. В дальнейшем применяется при изучении различных гамм. Пение сопровождается исполнением на немых клавиатурах, а позже игрой на фп, ручными знаками, работой по лесенке и столбице, используется пение на слоги, с закрытым ртом, ритмизация и другие необходимые приёмы. В дальнейшем для изучния новой гаммы при желании каждый может создать необходимый текст самостоятельно, воспользовавшись идеей автора и замечательной песенкой Ж.Металлиди. |
||
Вот в трезвучии 3 звука (3) сл. Н.Осиповой Вот в трезвучии три звука Взяли за руки друг друга: Раз - три – пять, Раз – три – пять: Очень их легко считать |
Тири-тири по четыре(2)
Тири-тири по четыре |
Едет мышь Тили-тили, трали-вали Тири-тири -ти-ти |
Очень эффективна для усвоения трезвучий как на исполнительском так, и на понятийном уровне |
Направлена на освоение правил группировки шестнадцатых, облегчает применение ритмослогов в ритмических и двигательно-ритмических упражнеиях | |
Едет мышь. Обучающая задача – усвоение пентахорда и ритмической группы:4 шестнадцатые. |