"Методы активизации в обучении сольфеджио"

Разделы: Музыка


1.Приветствие. Теоретическая разминка.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас!
Сегодня у нас гости. Постарайтесь работать слажено и внимательно.
Для начала проверим, не растеряли ли вы на каникулах знания. Начнём с разминки.
Посмотрите на доску… Что такое? Ничего не понимаю: всё перепутано…
Кто же это натворил?
-(слышится кашель ) - Кто кашляет?

 Медвежонок: Извините, но это я кашляю, и натворил тоже я. Просто я же давно к вам не приходил. Вы меня, наверное, и не помните?.. Ребята, я вас ещё колыбельную учил петь – «Баю. Баю, Мишку я качаю»
Может поможете тут всё распутать?..

У: Придётся помочь. Давайте посмотрим, ребята, что тут можно поправить?
(На магнитной доске перемешаны карточки ключевых знаков, названий тональностей, трезвучий (До,Соль,Ре,Фа мажор), нотные попевки и знаковые символы трихордов, тетрахордов, пентахордов, нотные и цифровые карточки различных интервалов и др.)
Нужно по соответствию соединить названии , нотные , цифровые и карточки-символы)

- Гульнара, займись ключевыми знаками.
- Ира, всё про трезвучия собери в одном месте.
- Вадим, Артём, вас ждут части гаммы.
- Маша, собери всё, что относится к интервалам.
- Гоша, Маша. Проследите за правильностью выполнения заданий.
Дети выполняют задание. Проверяют и обсуждают правильность выполнения..

М: Просто чудеса! И как это ребятам удалось всё распутать?
У: Они уже кое-чему научились, если хочешь, и тебе помогут.
Ребята, давайте споём Мишке наши песенки про гаммы, чтобы он больше никогда и ничего не путал.
Дети поют песенки «Про гаммы», «Части гаммы»

М: Вы знаете, ТИ, мне почему-то показалось, что вот эти самые части гаммы, интервалы, аккорды как кубики или мозаика, - из них что угодно сложить можно. А ещё они на конструктор похожи.

2. Распевка.Интонацианные упражнения.
У: Хвалю тебя за наблюдательность. Сейчас мы воспользуемся твоей подсказкой и соорудим для распевки музыкальную конструкцию: секвенция называется. Секвенция – важное средство развития, в ней одновременно сочетаются повторность и изменение. А для обучения она просто незаменима: и мышление развивает, и различные навыки закрепляет.

Секвенция трихордов №1 в До мажоре.
Учитель предлагает по карточке-образцу определить и спеть с закрытым ртом начальный мотив. На доске из карточек-символов выстроена схема секвенции. Путём вопросов- ответов учащиеся определяют по схеме состав, структуру, направление, смену движения в и исполняют секвенцию.
Секвенция №2 трихорд + терция в Ре мажоре.
(В окончании обратить внимание на опевание. Узнать и назвать мелодический ход опевание).

У: А вот мотив второй секвенции предлагаю ребятам определить на слух. Закройте глаза.
Внимательно вслушайтесь и определите знакомые попевки. Кто узнал? Назовите.
Поём в Ре мажоре цепочкой.
Дети выполняют задание.

3.Мониторинг ОУУН (на материале ранее разученных песен).
3.1.Проработать опевание I, III ст в Фа мажоре, трезвучие, верхний тетрахорд, октавный скачок. По столбице спеть и назвать песенку(№5.Металлиди.)
У: Ребята, минуточку. Пришла СМС: Потерялась Тоника, помогите найти.
Известно. Что фа = IY ступень.
Учащиеся находят Т, называют тональность До мажор.
3.2. Работа с РЗ и Лесенкой. Трезвучие. Транспонирование. Слуховая работа.
Капитан – работа в паре: один учащийся поёт у лесенки с РЗ последовательно во всех тональностях, параллельно ученица выполняет задание на ф-но;
Тень, тень - всем классом.
№122 – индивидуально (по желанию)

4. Мониторинг сформированности ОУУН, ЗУН(работа с новым материалом.)
разбор по составу(грамматический разбор), чтение с листа.
- Фа мажор. «Чудак»
- Соль мажор. №1, №2.

5. Музыкально-ритмические игры.
5.1 Шуман. Дед Мороз Прослушать, простучать ритм, определить ритмические группы, Подтекстовка, прошагать (двигательно-ритмическое упражнение)
5.2. Спеть «Тири-тири, по четыре»
5.3. Ритмический оркестр. Бетховен. Марш. ( учащийся в роли дирижёра)
5.4. По ритму узнать песенку:«Едет мышь»

(Ход задания 5.1: Звучит начальная тема. Учитель предлагает прошагать под музыку, прохлопать и назвать ритмическую группу. Дети называют группу ……
5.2.Повторяют правило группировки шестнадцатых, поют песенку- правило «Тири-тири»
5.3.По ритмической табличке хлопают и исполняют ритмослогами ритмический рисунок. Добавляют шумовые инструменты, фортепиано(учитель), ученик- «дирижёр» руководит оркестром(Бетховен. Марш. Из сб Металлиди. 2 класс №120)
5.4. Учитель прохлопывает ритм. Необходимо узнать и назвать песенку. Дети справляются с заданием и с удовольствием исполняют песенку «Едет мышь»)
Медвежонок прощается с ребятами.

6. Итог. Оценки. Д/З.
Соль мажор с упражнениями. Разучить №121(М), №3(Л);
Секвенции: №1- в фа мажоре. №2 – в Соль мажоре.

(* Дети без предварительной подготовки, в подгруппе не занимались. В группе 12 учащихся).

План открытого урока по сольфеджио с учащимися 2 класса
на тему: Игровые методы активизации в обучении сольфеджио.

(Урок проведён на городском методобъединении в ноябре 2008 года).

Тип урока: - обобщающий: (повторение)
Вид урока: - урок - игра
Цели урока:
обучающая - формирование общеучебных умений и навыков(ОУУН), предметных ЗУН, диагностика обученности;
задача: самостоятельное учащимися применение ЗУН в различных формах работы;
развивающая - развитие аналитического мышления, образно-эмоциональной сферы, самостоятельности, мотивации;
воспитывающая - организованность, работоспособность, активность, самостоятельность.
Методы обучения: проблемный, проблемно-поисковый, эвристический, игровой.
Методическое обеспечение: лесенка, различные виды столбицы, ручные знаки, таблички теоретических терминов, песен, нотные и цифровые карточки, карточки ударных инструментов, ритмические таблицы, знаки-символы, шумовые ударные инструменты, медвежонок.

План урока.

Разделы урока Задание Материал Обучающий метод На что направлен Форма участия время
1 Теоретическая разминка На доске: привести
в соответствие
Таблички: теоретические понятия,
цифровые и нотные карточки
знаки-символы
Проблемный
игровой
наблюдательность, сравнение, умение обобщать;
овладение терминологией, развитие речи;
мониторинг начального уровня ОУУН(на начало четверти)
Коллективно-
индивидуальная
3-5
2 Интонационные упражнения

Пение гамм
секвенций
До, Ре, Фа, Соль мажор
Песенка –правило «Части гаммы»
Секвенции: До мажор (трихорды)
Ре мажор (трихорд с терцией)
Упражнение

Повторение
Формирование и закрепление ОУУН
Моделирование секвенций
Коллективная, индивидуальная 5

Разделы урока Задание Материал Обучающий метод На что направлен Форма участия время
3 Мониторинг ОУУН: (повторение
музыкального материала 1 четверти в разных формах работы: сольфеджирование
транспонирование,
определение на слух,
игра на музыкальном инструменте)
Узнать песенку
-по РЗ,
- по столбице
- по грамматическому
элементу
-спеть и сыграть в разных
тональностях
Низовских. Капитан
«Вот в трезвучии…»
Металлиди. Перцовская Сольфеджио 2кл №5, 2,
10, 122
Эвристическаий Проблемный
Игровой
Формирование и закрепление смысловых связей;
Применение знаний в новых условиях;
мониторинг ЗУН
Коллективно-индивидуальная 15
4 Мониторинг сформированности
ОУУН, ЗУН.
(определение состава, чтение с листа)
Разобрать по составу: (определение музыкально-грамматических единиц музыкального текста) Песня «Чудак»
(Фа мажор)
Соль мажор : №2

Проблемный
Проблемно-поисковый
На диагностику обученности и выработку дальнейшей стратегии работы с группой в новой четверти

Коллективная, индивидуальная 10
5 Музыкально-ритмические игры -определить ритмическую
группу ( IIII );
-простучать ритм песенки;
-ритмический аккомпанемент
-узнать песню по ритму;
-Шуман. Дед Мороз
-Низовских. Тири-тири
по четыре
-Бетховен. Марш.

-Низовских. Едет мышь

Эвристическаий Проблемный
Игровой
(сюжетно-ролевая игра«Ритмический оркестр»)
На диагностику обученности и выработку дальнейшей стратегии
коммуникативные навыки
мотивация учебной дятельности
Коллективная, индивидуальная
групповая
5
6 Домашнее задание, оценки. Секвенции
№1 –в Соль, №2-в Фа мажоре.
№ 121(М), №3 (Л)
Повторять любимые песни.
    Повышение индивидульного уровня предметных и ОУУН
Воспитание самостоятельности
  5

Песенки- правила, сочинённые автором работы, являются музыкальным обучающим дидактическим материалом,
отвечают идее сольфеджио, возрастным особенностям учащихся младшего школьного возраста, способствуют оптимизации обучения. Дети с удовольствием поют и играют эти песенки в разных тональностях, естественно усваивая элементы музыкального языка и музыкальную терминологию. Идея не нова, присутствует в методике многих сольфеджистов: Ветлугиной, Кирюшина, Металлиди, Серединской, но каждый реализует её по-своему.
В данном случае это сочетание доступности, простоты материала с краткостью изложения при предельной концентрация изучаемого музыкального грамматического элемента как в тексте, так и в мелодии. Дети с удовольствием выучивают и исполняют эти песенки, естественно усваивая необходимый грамматический элемент. Решается важнейшая для формирования музыканта задача: мыслящее восприятие, думающий слух, анализирующая мысль.
Песенка про гаммы
До мажор
Гамму До мажор сейчас споём
Тоникою До её начнём
По порядку нотки исполнять
И ступени все запоминать
Припев:
Поют До мажор вверх и вниз
Ре мажор
Гамму Ре мажор сейчас споём
Тоникою Ре её начнём
Будем 2 # применять
И ступени все запоминать
Части гаммы(1)

Части гаммы из трёх нот
Называются трихорд.
Ну, а если нот четыре,
Значит это тетрахорд
В процессе обучения движение к гамме – звукоряду лада и основе любого музыкального произведения происходит постепенно и начинается с освоения отдельных звуков пьесок-песенок с постепенным расширением диапазона.
Такие песенки и пьески основаны на трихордах, тетрахордах, пентахордах –составных частях гаммы и базовом материале как сольфеджийного, так и инструментального репертуара для данного возрастного периода. Это музыкальные грамматические
единицы, которые должны
быть осознаны и изучены
при помощи учителя, а в дальнейшем осознаваемы
учеником самостоятельно.
Это хорошая база для формирования осознанного восприятии, техники запоминания и развития исполнительской беглости.
Ж. Металлиди Песенка про ноты (в сб.сольфеджио для дошкольной группы)
Выучивается при ознакомлении с звукорядом и клавиатурой.
В дальнейшем применяется при изучении различных гамм.
Пение сопровождается исполнением на немых клавиатурах, а позже игрой на фп, ручными знаками, работой по лесенке и столбице, используется пение на слоги, с закрытым ртом, ритмизация и другие необходимые приёмы.
В дальнейшем для изучния новой гаммы при желании каждый может создать необходимый текст самостоятельно, воспользовавшись идеей автора и замечательной песенкой Ж.Металлиди.
Вот в трезвучии 3 звука (3)
сл. Н.Осиповой
Вот в трезвучии три звука
Взяли за руки друг друга:
Раз - три – пять,
Раз – три – пять:
Очень их легко считать
Тири-тири по четыре(2)

Тири-тири по четыре
По четыре - тири-тири
Мы шестнадцатые свяжем
рёбрышком

Едет мышь

Тили-тили, трали-вали
Едет мышь на самосвале,
Едет мышь на самосвале
И гудит:
Припев:

Тири-тири -ти-ти
Тири-тири –та

 

Очень эффективна для усвоения трезвучий как на исполнительском так, и на понятийном уровне

Направлена на освоение правил группировки шестнадцатых, облегчает применение ритмослогов в ритмических и двигательно-ритмических упражнеиях

Едет мышь. Обучающая задача – усвоение пентахорда и ритмической группы:4 шестнадцатые.
Поётся на мотив песенки «Тири-тири по четыре» с добавлением ритмического припева. В песенке 5 куплетов которые, последовательно исполняются в рабочих тональностях До, Ре, Фа и Соль мажоре. Занимательный текст песни и игровые моменты сделали песенку для ребят одной из самых любимых, а формирование необходимого навыка естественным и ненавязчивым.

Приложение 1

Приложение 2