ЦЕЛЬ: познакомить уч-ся с удивительным миром Серебряного века, с творчеством писателей и поэтов, с разнообразием литературных течений, с общей атмосферой эпохи; развивать чувство слова, интерес к русской литературе.
ТИП УРОКА – лекция с элементами беседы.
КРУГ РАССМАТРИВАЕМЫХ ВОПРОСОВ:
- СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
- ДЕКАДЕНТСТВО
- МОДЕРНИЗМ
- СИМВОЛИЗМ
- АКМЕИЗМ
- ФУТУРИЗМ
эпиграф:
…ЭТОТ МИР ОЧАРОВАНИЙ,
ЭТОТ МИР ИЗ СЕРЕБРА...
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК – ЯВЛЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ, ОСНОВАННОЕ НА ГЛУБИННОМ ЕДИНСТВЕ ВСЕХ ЕГО ТВОРЦОВ»
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
Посмотрите вокруг себя… Как необычно все, что нас окружает. Полотна художников и звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Они сотворили чудо: подарили миру Серебряный век русской культуры.
– Какие ассоциации вызывает у вас это сочетание – СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК?
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК – блеск, яркость, звон, утонченность, бряцанье, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, отражения, блики, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса, уста, глаза…
Звуковой облик слова создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то возвышенном и прекрасном.
В искусствознании и литературоведении это словосочетание обрело терминологическое значение. Сегодня Серебряным веком называют исторически непродолжительный период на рубеже ХIХ-ХХ веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.
Впервые это название было предложено философом Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962) вошло в культурный обиход окончательно.. вопрос о хронологических границах не решен окончательно. Ученые, критики обосновывают самые разные точки зрения. Примерно с 90х годов Х1Х века и до 20х годов. Вадим Крейд: «Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого Серебряного века после этого не было. .. В двадцатые годы еще продолжалась инерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был наш Серебряный век, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться или разбиться. Еще живы были большинство поэтов, критики, философы, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством и общим трудом которых создан был Серебряный век, но сама эпоха кончилась»
– Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?
– Почему именно поэзия заняла ведущее место?
2. Выступление учащихся.
На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий Х1Х века пришел период социальных, политических потрясений.
- 1890 – начало эпохи экономического роста, реформы Витте
- 1894 – начало царствования Николая II
- С 1902 – массовое создание политических партий: социалистических, либеральных, консервативных, националистических
- 1903 – второй съезд РСДРП
- 1904-1905 – русско-японская война
- 1905-1907 – первая русская революция
- 1906 – создание 1 Государственной Думы; аграрная реформа Столыпина
- 1914 – начало Первой мировой войны
- 1917 – Февральская революция; свержение самодержавия – Октябрьская революция
Человек тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал свое роковое одиночество.
В художественной культуре получило распространение ДЕКАДЕНСТВО, мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений МОДЕРНИЗМА.
ДЕКАДЕНСТВО (лат. Decadentia – упадок) явление в культуре конца ХIХ – начала ХХ веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний
МОДЕРНИЗМ (фран. moderne – новейший, современный) – художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний, и субъективных ассоциаций.
Настроения Серебряного века нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.
Всмотритесь в полотна живописцев, вслушайтесь в звуки музыки композиторов этой эпохи.
3. Выступления учащихся.
1. М. Врубель. Демон поверженный.
А. Блок: «Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше название трех преобладающих цветов, которым еще «нет названия» и которые служат лишь знаком (символом) того, что таит в себе Падший: «И зло наскучило ему». Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля. Снизу ползет синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное… Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным. Он – вестник, весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова – символы нашего времени»
Все собралось, переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опаленные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности.
2. К. Петров-Водкин. Купание красного коня.
Торжественное монументальное полотно, оттолкнувшись от реального земного события, обнаружило глубокий символический смысл: чуткий зритель увидел в нем своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества.
3. В. Борисов-Мусатов. Призраки.
В красочных симфониях Борисова-Мусатова нашла выражение сложная реальность, что была соткана из тончайших лирических переживаний, неуловимых эмоциональных нюансов. Атмосфера безмолвной грусти царствует в «Призрак»
В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения столь зыбки, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть. Грань между полувымыслом-полуреальностью, полусном-полуявью не умел, не хотел провести сам художник – о магической двойственности говорят и странные белые фигуры на лестнице: то ли оживают в неярком свете каменные статуи, то ли процессия призраков медленно скользит в сад своей земной жизни…
Важнейшее свойство эпохи – лирическое преображение всех видов искусства.
В начале века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В Х1Х веке изобразительное искусство служило аналогией прозы: жанровые полотна и психологические портреты передвижников были отражением реальных эпизодов социальной жизни или биографий. Художники новой, поэтической эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философскими началами.
Нечто похожее происходило и в музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер Мусоргского и Чайковского наступила эпоха Скрябина и Рахманинова.
4. Слово учителя.
Первые пятнадцать лет ХХ века – время, когда наиболее верным и полным выражением эмоционального мира человека, стоящего лицом к лицу со Вселенной и Бытием, оказывается искусство танца, поэзии и музыкального исполнения.
Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка. Многие акмеисты воспевали зодчих и их творения как наивысшие достижения человеческого духа. Футуристы считали высшим искусством живопись; почти все они были художниками. Но все они, представители разных поэтических направлений, ощущали непреодолимое влечение к богатому миру искусства.
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК – ЯВЛЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ, ОСНОВАННОЕ НА ГЛУБИННОМ ЕДИНСТВЕ ВСЕХ ЕГО ТВОРЦОВ»
Поэзия – это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия… и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлеты и падения, обретения и потери… А что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален…
Вслушаемся в голоса поэтов начала века. Узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и что разделяло их.
(слайды) Чтение стихов.
5. ВЫВОД:
Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, бесспорно одаренная личность. Каждый считает, что в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество, в воображение и душу весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.
Чтобы отразить нападки противников, поэты объединялись в литературные группировки.
6. Литературный обзор начала ХХ века.
В 1909 году И. Анненский в программной для Серебряного века статье «О современном лиризме» наметил задачи своего поэтического окружения: «Современная поэзия чужда крупных замыслов, и в ней редко чувствуется задушевность и очарование лирики поэтов пушкинской школы. Но зато она более точно и разнообразно, чем наша классическая, умеет передавать настроение».
7. Выступление учащихся
1. СИМВОЛИЗМ – ( греч. symbolon - знак, символ) – направление в искусстве 1870-1910 годов; универсальная философия,этика, эстетика и образ жизни этого времени. Для символизма характерны:
- Поэтика намека и иносказания;
- Эстетизация смерти как бытийного начала;
- Апология мига, мимолетности, в котором отражается Вечность;
- Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной Красоты;
- Отношение к слову как к многосмысленному посланию, как к шифру некоей духовной тайнописи;
- Глубокий историзм, с позиции которого видятся и события современности;
- Изысканная образность, музыкальность и легкость слога
(слайды. портреты)
2. АКМЕИСТЫ (греч. аcme – высшая степень чего-либо, цветущая сила) провозгласили главными принципами:
- освобождение поэзии от символистических призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, «радостного любования бытием»;
- Стремление придать слову определенное, точное значение, основывать произведения на конкретной образности, требование «прекрасной ясности» («кларизма»);
- Обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
- Поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала, доисторической жизни Земли и человека.
3. ФУТУРИСТЫ – (лат. futurum – будущее) были одержимы идеей разрушения старого мира.
Художественной системе футуризма свойственны:
- Культ техники, индустриальных городов;
- Отрицание гармонии как принципа искусства;
- Словесные деформации, напряженный интерес к «самовитому слову», к неологизму, к игровому началу;
- Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника;
- Пафос эпатажа.
Конкретная образность, «прекрасная ясность»
Обилие неологизмов, разговорная интонация, пафос эпатажа.
8. ВЫВОД:
- все поэты – современники, их объединяет время, сама эпоха; они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России;
- всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;
- все они по-особенному, трепетно относятся к слову, к образу, ритму; все новаторы в области звуковой организации и ритмико-интонационной структуры поэтического произведения;
- они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий;
- их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему…
9. Слово учителя.
Судьба литературы Серебряного века трагична: кровь, хаос, беспредел революционных лет и гражданская война уничтожили духовную основу ее существования. Непростой оказалась и послереволюционная биография большинства писателей. Покинули родину Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Вяч. Иванов, Бунин, Куприн (до 1936 г), Шмелев, Зайцев, Андреев, Замятин, Ремизов, А.Н.Толстой (с 1918 по 1923), Г.Иванов, Адамович, Бурлюк, И.Северянин, Саша Черный, Аверченко, Тэффи, Ходасевич, Цветаева (до 1939). В годы «красного террора» и сталинщины были расстреляны или сосланы в лагеря и там погибли Гумилев, Мандельштам, Клюев, Лившиц, Клычков, Нарбут. Покончили жизнь самоубийством С.Есенин, В.Маяковский, М.Цветаева. Почти все эти имена многие годы были преданы забвению. Лишь незначительная часть литераторов Серебряного века пыталась вступить в союз с новой властью (А.Толстой, С.Городецкий, М.Зенкевич), но это стоило им утратой творческой индивидуальности и таланта.
(Слайды, портреты)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подготовиться к уроку-семинару по творчеству поэтов Серебряного века.
Использованная литература:
«Серебряный век русской поэзии». Часть 1. Книга для учителя. Гуманитарный издательский центр. Москва, 1999.
Презентация "Серебряный век русской культуры" – Приложение 1, " Русские футуристы" – Приложение 2, "Поэты-символисты" – Приложение 3.