Активизация мыслительной деятельности на уроках у учащихся ЗПР

Разделы: Начальная школа


Работаю в начальной школе более 25 лет. Из них 5 лет – в коррекционной школе. Наиболее сложной считаю работу с детьми с задержкой психического развития. Кроме детей с ЗПР в моём классе - таковы реалии сегодняшней жизни – обучаются дети с высокой степенью социально-педагогической запущенности. Это дети из неблагополучных семей, из семей беженцев, переселенцев, дети родителей алкоголиков, гиперактивные дети, дети с нарушениями норм поведения, с психическими расстройствами.

Природа щедро наделила каждого ребёнка возможностью развиваться. Дети с некоторой интеллектуальной недостаточностью на протяжении всей жизни развиваются независимо от степени тяжести дефекта. Своеобразие развития таких учащихся состоит в том, что оно затруднено как внешними, так и внутренними факторами: несоответствие уровня интеллектуального развития возрасту, недоразвитие мелкой моторики рук, плохая восприимчивость ко всему новому, слабая любознательность. Процессы сравнения и обобщения затруднены, отмечается слабость логического анализа и синтеза, трудность абстрогирования.

Развитие учебно-познавательных действий является основной целью коррекционно-воспитательного процесса. При этом особое значение имеет специальный подбор (с учётом особенностей развития детей) учебных заданий наглядного, предметно-практического и мыслительного характера. Эти особенности проявляются в нарушении соотношения наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического видов мышления, что обусловлено, в частности, ограничением непосредственно чувственного восприятия объектов познания. Все эти факторы предполагают специальную организацию обучения, обеспечивающую формирование у учащихся конкретной содержательной основы умственных действий.

Для развития и коррекции личностного развития школьника необходимы системы коррекционной работы, использование ряда психолого-педагогических разработок, способов и приёмов активизации мыслительной деятельности. Под коррекционной работой понимается исправление или ослабление недостатков психического и физического развития, содействие возможно большему приближению развития детей с определёнными интеллектуальными недостатками к уровню развития нормальных детей. Эффективность исправления таких недостатков зависит от правильности построения всего учебно-воспитательного процесса и от применения специфических приёмов обучения. Педагогические приёмы коррекционной работы стимулируют компенсаторные процессы и создают возможности для установления ряда коррекционных воздействий.

Применение подлинных коррекционных воздействий оказывает решающее влияние на формирование различных психических функций и личности ребёнка в целом.

Работая с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) и убедилась, что такие дети нуждаются в особом подходе со стороны учителя. Характерными признаками ребенка, медленно читающего, долго думающего, со слабой памятью являются его неумение сосредоточиться на задании, неумение выслушивать задание до конца, вдумываться в суть его: что надо сделать и как. Нередко ребенок улавливает только суть или начало задания, детали же пропускает. А это значит, что ребенок невнимателен, что и влечет за собой цепочку неуспехов и неудач. Если ребенок теряет любознательность, это ограничивает возможности его развития. Стремление ребенка к познанию такая же необходимость, как голод и жажда. А скука – самое неприемлемое состояние для него. Увлеченный чем-либо ребенок забывает и о голоде, и об усталости. А тот, у которого что-то не ладиться и кто не получает помощи, замыкается в себе, усугубляя свое положение.

Совместная работа учительницы Лайло В.В. (г. Москва) с психологом Л. В. Ермолаевой-Томиной и ее «Рабочая программа развивающего обучения», помогли создать систему развития и активизации мыслительной деятельности на конкретном материале учебной программы. Например, восприятие они начинали развивать на буквах русского алфавита, обучая детей грамоте, память при заучивании трудно запоминаемых слов и правил, мышление – путем специальных вопросов и заданий, которые помогали включать в сознание ребенка учебные задачи.

Цель данной программы – показать, что любой учебный материал может стать средством развития познавательных процессов.

Данную программу воплощаю почти на всех уроках, особенно на уроках по коррекционному развитию интеллектуальных способностей. Тема и цель каждого направлены как на развитие, так и на углубление знаний по предмету. Поэтому к уроку подбираю такой материал, чтобы он одновременно «работал» и на изучаемый предмет. Любую работу всегда начинаю с диагностики, цель которой – получение общей характеристики того или иного качества восприятия, памяти, мышления у учащихся всего класса и выявление индивидуальных различий, выявляю причины те или иные трудности. Далее исходя из принципа диагностики и коррекции эти же задания можно использовать в качестве средства психологической коррекции этих недостатков. Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Оцениваю учащегося в интеллектуальном развитии не в сравнении с каким-то стандартом или с другими детьми, а каждого учащегося сравниваю с ним самим. По результатам исследований психолого-педагогической комиссии в мой класс отобрали детей с ослабленным здоровьем, рассеянным вниманием, дефектами речи, слабой памятью, слаборазвитым мышлением, слабым развитием мелкой моторики и т.д. на основе различных диагностик попробовала соединить разрозненные этапы работы в единое целое, отображающее личностно-ориентированный подход к учащимся. Так появилась таблица «Диагностико-эволюционная карта». Характерные особенности учащихся я разделила на три группы и каждую группу обозначила своим цветом. Группы содержат перечень основных недостатков, каждый из которых отмечен геометрической фигурой соответствующего цвета. В графе у каждого на момент поступления в 1 класс собраны только ему свойственные недостатки. А затем в каждом полугодии в течении всей начальной школы отмечаются позитивные изменения в развитии учеников: уменьшаются или совсем исчезают геометрические фигурки.

В результате проведенной диагностики и совместной работы учителя, логопеда и психолога с детьми стали происходить позитивные изменения. Их можно отследить по таблице, которая стала моим незаменимым помощником и сыграла значительную роль в осуществлении преемственности

Сегодня основной задачей начальной школы является личностно-ориентированный подход к каждому школьнику, формирование у него положительной мотивации к учению. Реализация этих целей возможна только при условии точного знания учителем интеллектуальных и личностных особенностей каждого ученика.

Ведущим принципом является - развитие детей. Практика показала, что при направленности на развитие учебный процесс приобретает для школьника личностный смысл. Неуспевающему ученику становится ясна причина его неуспеваемости, он узнаёт о способах её преодоления – это заставляет его действовать, устранять недостатки.

Всё новое, передовое преломляю по-своему, корректирую и применяю в работе, исходя из целесообразности, состава класса и своей личности. Глубоко уверена в том, что каждый урок должен приносить детям не только знания, но и радость познания, общения, уверенность в себе. Процесс обучения для таких детей настолько сложен, что вызывает активное нежелание учиться. Каждый ребёнок уникален и неповторим. Но каждый ребёнок должен уходить домой с победой. Успех – самый лучший воспитатель, т.к. он даёт ребёнку уверенность в собственных силах и самом себе. Ребёнок рождается для успеха. Поэтому урок насыщаю игровым материалом, играми коррекции.

  • игры на внимание «нос – ухо - нос»
  • Найти различия
  • Сходные предметы
  • Что изменилось
  • «Живой - неживой»
  • «Летает – не летает»
  • «Узнай по звуку, голосу»
  • Составление разрезной картинки
  • «На ощупь» и т.д.

Загадки, моменты неожиданности, удивления, загадочности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности. На этих приёмах построены дидактические игры и занимательные упражнения, такие, как «Кто быстрей и верней?», «Не зевать», «Контролёры», «Арифметический или грамматический бег», «Проверь Угадайку», математическое или грамматическое домино и т.д.

Также в гости к нам приходят сказочные персонажи, вместе с ними отправляемся в далёкие путешествия, играем в «Брейн-ринг», «Поле чудес», «Знатоки», «Счастливый случай», «Слабое звено» и т.д. Обязательно на всех этапах урока уделяю опоре на зрительную наглядность, оформлению доски: она должна привлекать внимание учащихся. Очень помогают занимательные ребусы, шифровки, опоры, таблицы, схемы. Любой вопрос на уроках ученики воспринимают, как игру, но на самом деле учатся размышлять, рассуждать.

На своих уроках я стараюсь прежде всего содействовать переходу от наглядно-практических действий к мыслительным операциям. В этом мне помогают различные коррекционно-развивающие упражнения направленные на развитие и активизацию мыслительных процессов. Такие, как:

Математика (игра «Четыре стихии» земля – руки вниз, вода – руки вперёд, воздух – руки вверх, огонь вращать кистями рук).

  1. Сколько треугольников ( четырёхугольников, пятиугольников)?
  2. Составление из геометрических фигур предметов. Танграм.
  3. Что общего между геометрическими фигурами?
  4. По команде «рисуйте», необходимо в течении 45 секунд нарисовать, что запомнили.
  5. Вставь пропущенные числа.
    1. 5,15,…35,45….
    2. 34,44,54…,…,84
    3. 12,22,…,42,52,…,72
    4. 6,12,18,…,30,36
  6. Какие числа пропущены в примерах?
    1. 15+5*2=25
    2. 15+5*4=35
    3. 15+5*…=…
    4. 15+5*…=…
  7. Чем похожи числа:
    7 и 71
    77 и 17
    31 и 38
  8. Найди общие признаки у следующих чисел.
    5 и 15   12 и 21   333 и 444   536 и 36
  9. Логические цепочки.
    ……….5,7,9,…….
    ……….5,6,9,10,……..
    ……..21,17,13,…….
    ……..6,12,24,………

Многие проблемы можно решить, подружив ребёнка с образом. Так в изучении математики неоценимую помощь оказывают «девочка Точка», и её подружки, «мальчик Треугольник» и его старшие братья. Мир однообразных чисел оживает перед ребёнком, раскрывается смысл числа и счёта ещё до полного его осознания.

Работа над правописанием гласных в корне, проверяемых ударением, помогает придуманный весёлый грамматический человечек с «узелками на память» в ушах.

Второго человечка можно применить при обобщении знаний о составе слова. Третий неунываемый человечек – при изменении местоимений по числам.

Чтобы совершенствовать способность школьника предвидеть, предчувствовать, прогнозировать включаю упражнения на антиципацию частей устойчивых словосочетаний, поговорок, предложений. Таких как: восстанови слова, доскажи словечко, продолжи пословицу, зашифруй букву.

Чтение (упр.)

  1. Ответы на вопросы зашифрованы.
  2. Слоговые таблицы
  3. Артикуляционная и зрительная гимнастика
  4. Спрятанные слова, скороговорки, предложения.
  5. сделай слова похожими, заменив первый звук на звук Р.

Коррекция (упр.)

  1. Упражнения на развитие мелкой моторики
  2. Вставь пропущенную фигуру
  3. исключи лишнюю фигуру
  4. зрительная гимнастика
  5. упражнения на развитие восприятия.

Вот часть того, что применяется на уроках для активизации мыслительной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.

Основными принципами работы учителей, а особенно учителей коррекционной школы считаю:

  • доброжелательный тон;
  • ясность цели;
  • проблемность на каждом этапе обучения;
  • подмечать положительные качества в ребёнке, показывать его сильные стороны;
  • вкладывать сердце и душу;
  • преподавать строго так, чтобы захватывать не только ум, но и развивать чувства ребёнка;
  • создание ситуации успеха;
  • активизировать мыслительную деятельность через различные формы и методы обучения;
  • надо помнить народную мудрость «Дитя растёт не от еды, а от радости».