ТЕМА: Способы общения.
ЦЕЛЬ: Учить детей понимать эмоциональное состояние других людей и выражать настроение различными (вербальными и невербальными) способами. Создавать возможность для самовыражения, преодоления барьеров в общении, снятия напряжения.
ОБОРУДОВАНИЕ: мягкая игрушка Лесовичок, ширма «Лес», магнитофон, кассета с записью музыки Ф. Куперен «Бабочки», пиктограммы с эмоциями радости, грусти, страха, злости.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Приветствие
Педагог:
– Давайте поздороваемся друг с другом.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и говорят по кругу каждый своему соседу: «Я рад(а) тебя видеть, …(имя)».
2. Минутка релаксации
– Какое сейчас время года?
– Какая погода зимой?
– Давайте покажем, как нам холодно.
– Какими способами можно согреться?
– Хотите согреться, перенестись в летний лес? Для этого разместимся на ковре в удобной для вас позе (можно сесть, прилечь), закроем глаза и представим, что мы перенеслись в летний лес. Ярко светит солнце, поют птицы…
(звучит музыка, педагог создает словесный образ лета).
Итак, мы оказались в летнем лесу на поляне… Открываем глаза.
– Какое у вас настроение?
3. Проблемная ситуация
(Слышится шорох)
– Что это шуршит? Откуда этот звук?
(Появляется игрушка – Лесовичок)
– Кто это может быть? Давайте спросим у него.
Лесовичок: Здравствуйте! Я – лесной житель, зовут меня Лесовичок.
– Я оказался рядом и услышал, что вы говорили о настроении.
– Что такое настроение?
– Зачем нужно уметь определять настроение? (обобщение ответов детей)
Лесовичок: Теперь я понял, почему у меня нет друзей, оказывается, я не могу угадывать настроение и поэтому не умею общаться.
4. Основная часть. Исследование, какими способами можно определить настороение.
4.1. Упражнения на определение эмоций по мимике. Работа с пиктограммами.
– Научим Лесовичка узнавать (угадывать, определять) настроение?
– Ребята, какое бывает настроение? (Радостное, грустное, злое, бывает страшно…).
– Как можно узнать, какое настроение у человека?
Пиктограмма «радость»
– Какое настроение?
– Как вы узнали? (глаза прищурены, улыбка).
– Давайте изобразим радость.
– Когда вы радуетесь? Попробуйте закончить предложение «Я радуюсь, когда…»
– Найдите в комнате предметы, у которых радостное настроение.
Пиктограмма «грусть»
– Какое настроение?
– Как узнали?
– Изобразим грустное настроение на своем лице.
– Закончите предложение «Мне грустно, когда…»
– Найдите в комнате предметы, у которых грустное настроение.
– Что делать, когда бывает грустно?
Пиктограмма «страх», пиктограмма «злость» – анализ по аналогичным вопросам.
Вывод: Как мы можем узнаем настроение человека? (По выражению лица).
4.2. Упражнения на умения детей определять и передавать состояния человека при помощи жестов, пантомимики.
– А как еще можно узнать настроение человека? А догадаться поможет игра.
Игра «Как живешь?»
Педагог задает вопрос, дети отвечают «вот так» сопровождая слова движениями.
– Как живешь? Вот так…
– А плывешь? Вот так…
– А бежишь? Вот так…
– В даль глядишь? Вот так…
– Ждешь обед? Вот так…
– Машешь в след? Вот так…
– Утром спишь? Вот так…
– А шалишь? Вот так…[1]
Игра «Угадай настроение».
Педагог показывает разные состояния человека с помощью жестов, выразительных, а дети угадывают.
Предлагаемые варианты:- злой;
- толстый;
- грустный;
- холодно;
- большой;
- тяжелый;
- радостный.
Вывод: Как вы узнали настроение? Я же вам не говорила. С помощью чего? (С помощью движений, жестов).
4.3. Упражнения на определение эмоций по голосу.
– Можно ли ещё каким либо способом узнавать настроение?
– А когда мы человека не видим?
– Когда разговариваем по телефону?
– Давайте я сейчас спрячусь в лесу, и буду говорить с разным настроением, а вы попробуете угадать? (Педагог говорит любую фразу из-за ширмы с радостным, грустным, испуганным, злым настроением)
– Какой был голос? (Радостный).
– Как вы догадались?
Аналогичные вопросы задаются к грустному, испуганному, злому голосу.
Вывод: Как вы узнали настроение? ( По голосу).
Игра « Котята»
Мы сейчас отгадывали настроение, давайте Лесовичку покажем, как можно передать настроение.
Мы превратимся в котят, и будем мяукать с разным настроением. (Дети мяукают радостно, со злостью, испуганно, грустно).
5. Обобщение
- Что же нужно сделать, чтобы научиться дружить?
- Как мы с Лесовичком узнавали настроение? (По выражению лица, по движениям, по голосу).
- На прощание пожелаем Лесовичку всего хорошего и попрощаемся. (Дети по кругу желают всего хорошего и прощаются с ним).
6. Заключение.
- А чтобы снова нам попасть в детский сад, нужно снова прилечь на цветочки (подушечки), закрыть глаза и представить (звучит музыка), что мы уже не в лесу, на улице становится прохладно, выпал снег, наступила зима, мы в садике. ( Педагог описывает детский сад в зависимости от времени года). Открываем глазки.
- А теперь похвалим себя за хорошую работу. (Дети по кругу говорят соседу: «(Имя ребенка) ты добрый(ая), хороший (ая) мальчик (девочка)».)
Литература:
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-Семицветик»