"Энергетический обмен". 10-й класс

Разделы: Биология

Класс: 10


Цели урока:

Образовательные:

  1. Сформировать знания о трех этапах энергетического обмена на примере углеводного обмена
  2. дать характеристику реакциям и условиям, необходимым для их протекания на каждом этапе
  3. показать роль ферментов в процессах метаболизма
  4. научить учащихся решать задачи с использованием уравнений бескислородного и кислородного расщепления глюкозы
  5. отработать умение производить расчеты количества вещества и объема по формулам

Развивающие:

  1. развитие речи учащихся
  2. развитие умения работать с таблицами
  3. развитие умения определять вещества по формулам
  4. развитие навыков вычислительной деятельности

Воспитательные: формирование диалектико-материалистического мировоззрения

Оборудование: таблицы энергообеспечение клетки, этапы энергетического обмена, строение некоторых органоидов клетки

Ход урока

I. Актуализация знаний

Учитель: Одним из характерных признаков живого является обмен веществ и превращение энергии. Как еще называют этот процесс?

Учитель: Обмен веществ и энергии состоит из двух взаимосвязанных и противоположных процессов с одним из них мы уже познакомились. Что это за процесс?

Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит разобрать механизм противоположного процесса. Давайте вспомним, как называется этот процесс

II. Изучение новой темы

Превращение веществ и энергии в процессе д/с включает в себя 3 этапа:

1. Подготовительный этап (пищеварение) протекает вне клеток в пищеварительном тракте под действием ферментов, секретируемых пищеварительными железами. Состоит в гидролизе крупных молекул на более мелкие.

Учитель: Покажите по таблице, какие превращения происходят в пищеварительном тракте, назовите ферменты, участвующие в процессе

Учитель: Давайте вспомним, что такое ферменты и какую роль они играют в реакциях катаболизма

Учитель: Мы знаем, что энергетическая функция характерна и для белков и для жиров и для углеводов, какова очередность их использования организмом?

(В первую очередь для расщепления используются углеводы. Жиры составляют «первый резерв» и используются тогда, когда исчерпан запас углеводов. Белки вовлекаются в обмен после израсходования всех запасов углеводов и жиров, при длительном голодании. Вся выделяющаяся энергия рассеивается в форме тепла.)

2. Гликолиз (бескислородное расщепление) 

Гликолиз ( греч. glycos сладкий, lysis расщепление).Это сложный многоступенчатый процесс, представляющий каскад следующих друг за другом 10 реакций .Протекает в цитоплазме клетки. В нем участвует множество ферментов , находящихся в гиалоплазме (коллоидном веществе цитоплазмы) и не связанных с мембранами.

Конечными продуктами гликолиза являются 2 молекулы пировиноградной кислоты (ПВК), 2 молекулы АТФ и 2 молекулы восстановленного НАД∙Н2 (НАД – кофермент никотинамидадениндинуклеотид – переносчик протонов).

С6Н12О6 + 2АДФ + 2Н3РО4 + 2НАД+ = 2 С3Н4О3 +2 НАД∙Н2 + 2АТФ + 2Н2О

При невозможности дальнейшего кислородного окисления (у облигатных анаэробов) ПВК может окисляться в молочную кислоту (у животных и некоторых бактерий)

2 С3Н4О3 + 2НАД ∙Н2 → 2С3Н6О3 + 2НАД+

этиловый спирт (у дрожжей и растений)

2 С3Н4О3 → 2СО2 + 2 СН3СОН (уксусный альдегид)

2 СН3СОН + 2НАД ∙Н2 →2С2Н5ОН + 2НАД+

Если же дальнейшее кислородное окисление, возможно, то ПВК поступает из цитоплазмы в митохондрии, где претерпевает дальнейшие превращения. Гликолиз – эволюционно наиболее древний путь расщепления глюкозы. У анаэробов он является единственным процессом получения энергии.

3. Дыхание (кислородное расщепление)

Цепь физиологических процессов, происходящих в организме растений и животных, при которых поглощается кислород, выделяется углекислый газ и вода, а так же энергия, обеспечивающая жизнедеятельность организма. У животных различают дыхание внешнее (органы дыхания и дыхательные пути) и внутриклеточное (митохондрии), поскольку кислород усваивается только в митохондриях. У растений дыхание осуществляется всеми органами, кислород же усваивается также только в митохондриях клеток.

В кислородном процессе принимают участие, кроме субстратов, многочисленные ферменты, молекулы-переносчики, вода, молекулярный кислород. Основное условие нормального течения кислородного процесса – целостность митохондриальных мембран.

Дыхание происходит в 2 этапа:

1 этап цикл трикарбоновых кислот (цикл Кребса)

На этом этапе расщеплению подвергается 2 молекулы ПВК.

Трикарбоновые кислоты образуются в этом цикле как промежуточные продукты . Все ферменты этого цикла локализованы в митохондриях, в их внутреннем пространстве, которое заполнено матриксом – полужидким белковым веществом.

Попадая в митохондрии ПВК окисляется и превращается в богатое энергией производное уксусной кислоты – ацетилкофермент А (ацетил - КоА). Такое превращение происходит при участии гигантского ферментативного комплекса, в состав которого входят 60 белковых молекул трех типов и присоединенные к ним молекулы переносчики электронов.

Существенно, что при окислении глюкозы, жирных кислот и некоторых аминокислот образуется одинаковый конечный продукт - ацетил–КоА. При этом происходит «обезличивание» первичного источника энергии. Следовательно, в цикл трикарбоновых кислот поступают молекулы ацетил – КоА из разных источников.

Цикл начинается образованием лимонной кислоты при взаимодействии ацетил–КоА и щавелево-уксусной кислоты и заканчивается образованием щавелево-уксусной кислоты (для нового цикла), двух молекул углекислого газа ( он свободно проникает через мембраны и удаляется в окружающую среду), одной молекулы АТФ и четырех молекул восстановленных коферментов (ФАД∙Н2 и 3НАД∙Н2), то есть часть молекул окисляется до конечных продуктов, а часть продолжает «крутиться» в цикле.

2 С3Н4О3 + 3 Н2О → 3СО2 +10 Н

2 этапокислительное фосфорилирование (фосфорилирование – синтез АТФ)

Последовательные ферментативные реакции, в ходе которых электроны перемещаются по цепи переноса от ФАД∙Н2 и НАД∙Н2 к молекулярному кислороду с образованием АТФ(и воды).

Эти реакции идут в такой последовательности:

  1. Атом водорода с помощью ферментов-переносчиков поступает во внутреннюю мембрану митохондрий, образующую кристы, где он окисляется:
    Н - e – → Н+
  2. Протон Н+ выносится переносчиками на наружную поверхность мембраны крист. Для протонов эта мембрана, так же как и наружная мембрана митохондрии, непроницаема, поэтому они накапливаются в межмембранном пространстве, образуя протонный резервуар.
  3. Электроны водорода переносятся на внутреннюю поверхность мембраны крист и тут же присоединяются к кислороду с помощью фермента оксидазы, образуя отрицательно заряженный активный кислород
    О2 +2е- → О2-
  4. Катионы и анионы по обе стороны мембраны создают разноименно заряженное электрическое поле, и когда разность потенциалов достигнет некоторого критического уровня (200мВ), начинает действовать протонный канал. Он возникает в в молекулах ферментов АТФ- синтетаз, которые встроены во внутреннюю мембрану, образующую кристы. Если внутренняя мембрана повреждена, то окисление НАДН2 продолжается, но не работает АТФ-синтетаза и образования АТФ не происходит, вся энергия выходит в форме тепла
  5. Силой электрического поля ионы Н+ проталкиваются через канал АТФ-синтетаз и устремляются внутрь митохондрии, создавая высокий уровень энергии, большая часть которой идет на синтез АТФ, а сами протоны взаимодействуют с активным кислородом, образуя воду и молекулярный кислород
    + + 2О2- → 2Н2О +О2

Таким образом, кислород, поступающий в митохондрии в процессе дыхания организма, необходим для присоединения протонов Н+. При его отсутствии весь процесс в митохондриях прекращается

Процесс кислородного расщепления выражается уравнением

3Н4О3 + 6О2 + 36АДФ +36Н3РО4 → 6СО2 + 36 АТФ + 42 Н2О

Просуммировав это уравнением с уравнением гликолиза, получим:

С6Н12О6 + 6О2 + 38АДФ +38Н3РО4 → 6СО2 + 38 АТФ + 44 Н2О

Образовавшиеся молекулы АТФ выходят за пределы митохондрий и участвуют во всех процессах клетки, где необходима энергия

Схема 1. Синтез АТФ в митохондрии клетки

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\Изображение 001.jpg

III. Закрепление материала

Подумайте:

  1. Во сколько раз кислородный процесс более эффективен, чем бескислородный? (18)
  2. У новорожденных детей детенышей животных рождающихся голыми, у животных, впадающих в зимнюю спячку, на спине расположен жир бурого цвета. Клетки его содержат много митохондрий, мембраны которых пронизаны порами. Ионы водорода проходят через них свободно.
  1. Возможен ли синтез АТФ в клетках бурого жира?
  2. Во что преобразуется в них энергия дыхания?

(Если внутренняя мембрана повреждена (пронизаны порами), то окисление НАДН2 продолжается, но не работает АТФ-синтетаза и образования АТФ не происходит, вся энергия выходит в форме тепла)

ответить на вопросы теста: 1-й вариант- нечетные вопросы, 2-й вариант – четные;

после сдачи листочков еще раз заострить внимание на вопросах, вызвавших затруднения у учащихся

Тест

  1. Большинство организмов используют для клеточного дыхания в первую очередь:
    а) углеводы; б) белки и углеводы; в) белки и липиды; г) липиды и углеводы.
  2. Крахмал и гликоген вовлекаются в энергетический обмен:
    а) непосредственно сразу; б) только лишь после того как они будут гидролизованы до дисахаридов; в) только лишь после того как они будут гидролизованы до моносахаридов; г) только лишь после того как они будут окислены до углекислого газа и воды.
  3. Жиры вовлекаются в энергетический обмен:
    а) постоянно, наряду с белками; б) постоянно, наряду с углеводами; в) главным образом тогда, когда израсходован запас углеводов; г) главным образом тогда, когда израсходован запас углеводов и белков.
  4. Белки вовлекаются в энергетический обмен:
    а) постоянно, наряду с жирами; б) постоянно, наряду с углеводами; в) главным образом тогда, когда израсходован запас углеводов; г) главным образом тогда, когда израсходован запас углеводов и жиров.
  5. Гликолизом называется последовательность реакций, в результате которых:
    а) крахмал и гликоген расщепляются до глюкозы; б) глюкоза расщепляется на 2 молекулы пировиноградной кислоты; в) глюкоза расщепляется на 2 молекулы молочной кислоты; г) глюкоза расщепляется на углекислый газ и воду.
  6. Реакции гликолиза протекают:
    а) в матриксе митохондрий при аэробных условиях; б) на кристах митохондрий при аэробных условиях; в) в лизосомах при анаэробных условиях; г) в лизосомах при аэробных условиях.
  7. Чистый выход АТФ в реакциях гликолиза при расщеплении 1 молекулы глюкозы составляет:
    а) 2 молекулы; б) 4 молекулы; в) 36 молекул; г) 38 молекул.
  8. При анаэробном дыхании пировиноградная кислота (ПВК) - продукт расщепления глюкозы, превращается в:
    а) углекислый газ и воду; б) этиловый спирт и углекислый газ; в) молочную кислоту и углекислый газ; г) молочную кислоту и углекислый газ либо этиловый спирт и углекислый газ.
  9. В каком случае происходит анаэробный гликолиз?
    а) в эритроцитах человека; б) в матриксе митохондрий; в) в клетках мышц при накоплении молочной кислоты; г) на наружной мембране митохондрий.
  10. Для какого из названных организмов анаэробный гликолиз - единственный источник АТФ?
    а) волк; б) змея; в) лягушка; г) почвенные бактерии.
  11. При аэробном дыхании пировиноградная кислота (ПВК) - продукт расщепления глюкозы, окисляется до:
    а) углекислого газа и воды; б) этилового спирта и углекислого газа; в) молочной кислоты и углекислого газа; г) молочной кислоты и углекислого газа либо до этилового спирта и углекислого газа.
  12. Непременным участником всех этапов окисления глюкозы является:
    а) кислород; б) ферменты; в) энергия света; г) углекислый газ.
  13. Непосредственным источником энергии для образования АТФ служат:
    а) ферменты; б) вода; в) ионы водорода и электроны; г) хлорофилл.
  14. Реакции цикла трикарбоновых кислот( цикл Кребса) протекают в клетке:
    а) в матриксе митохондрий при аэробных условиях; б) на кристах митохондрий при аэробных условиях; в) в лизосомах при анаэробных условиях; г) в лизосомах при аэробных условиях.

Правильные ответы:1а 2в 3в 4г 5б 6в 7а 8г 9в 10г 11а 12б 13в 14а

IV. Разбор задачи

Задача 1

На основании уравнения полного окисления глюкозы решите: сколько граммов глюкозы и литров кислорода израсходует 25 школьников на уроке продолжительностью 40 минут, если за одну минуту один школьник расходует 8 кДж энергии (моль глюкозы дает 1520 кДж энергии), а кислород доставляется в достаточном количестве.

Решение:

  1. Узнать, сколько энергии расходует один ученик за урок: 8кДж ×40 = 320 кДж
  2. Узнать , сколько энергии расходуют за урок 20 учеников: 320 кДж ×25 = 8000 кДж или 200 АТФ (8000/ 40 кДж)
  3. Определить количество расходуемой глюкозы по итоговому уравнению полного расщепления глюкозы( так как кислорода достаточно, идет полное окисление)
    m = x г V= х л 8000 кДж
    С6Н12О6 + 6О2 + 38АДФ +38Н3РО4 → 6СО2+ 44 Н2О + 38 АТФ (1520 кДж)
    1 моль
    М=12×6+1×12+16×6=180г/моль
    m=180г.
    Х – 8000 кДж(200 АТФ)
    180 г. – 1520 кДж(38 АТФ)
    6 моль
    Vm= 22.4 л/моль
    V= 6моль×22,4л/моль=134,4л.
    х=180г.×8000 кДж/1520 кДж = 947,36г. глюкозы
  4. Определить объем используемого кислорода, зная, что по закону Авогадро 1 моль любого газа занимает при нормальных условиях объем равный 22.4 л/ моль
    947,36г – х л.
    180г – 134.,4л. х = 947,36г.×134.4л./180г. = 707, 36л.

Ответ:

  1. 25 учеников на уроке продолжительностью 450 минут израсходовали 947,36 г. глюкозы
  2. на полное окисление использованной глюкозы пошло 707,36л. кислорода

Задача 2

В процессе диссимиляции произошло расщепление 12 моль глюкозы, из которых полному расщеплению подверглась третья часть молекул.

Определите:

  1. сколько моль молочной кислоты и углекислого газа при этом образовалось
  2. Сколько моль АТФ синтезировалось
  3. Сколько энергии и в какой форме аккумулировано в образовавшихся молекулах АТФ
  4. Сколько моль кислорода израсходовано на полное окисление 4 моль глюкозы

Решение:

  1. Всего расщепилось 12 моль глюкозы, из которых 4 моль подверглись полному расщеплению, а другие 8 – неполному.
    Уравнение полного расщепления 1 моль глюкозы:
    С6Н12О6 + 6О2 + = 6СО2+ 44 Н2О + 38 АТФ
    По условию полному расщеплению подверглось 4 моль глюкозы, тогда:
    4 × С6Н12О6 + 4 × 6О2 + = 4 × 6СО2+ 4 × 44 Н2О + 4 × 38 АТФ
    Следовательно, при полном расщеплении глюкозы использовано 24 моль кислорода, выделено 24 моль углекислого газа и синтезировано 152 моль АТФ

  2. Для других 8 моль глюкозы кислорода не хватило, и они подверглись неполному расщеплению до молочной кислоты.
    Записываем реакцию неполного расщепления 1 моль глюкозы:
    С6Н12О6 = 2С3Н6О3 +2АТФ
    Находим количество молочной кислоты и АТФ для 8 моль глюкозы, подвергшихся гликолизу:
    8 С6Н12О6 = 2×8 С3Н6О3 +2×8 АТФ
    Таким образом при неполном окислении глюкозы образовалось 16 моль молочной кислоты и 16 моль АТФ

Ответ:

  1. молочной кислоты образовалось 16 моль, углекислого газа -24 моль.
  2. АТФ синтезировано 168 (152 моль при полном окислении и 16 при неполном)
  3. Энергии аккумулировано 6720кДж(40 кДж× 168) в форме макроэргических связей
  4. При полном окислении глюкозы использовано 24 моль кислорода.

V. Домашнее задание 

Решить задачу: При марафонском беге мышцы ног за 3 минуты расходуют 55кДж энергии. Определите: а) сколько всего глюкозы израсходуют мышцы за 4 часа, если кислород доставляется кровью к мышцам в достаточном количестве, для полного окисления; б) накопится ли в мышцах молочная кислота.

Используемая литература:

  1. Абитуриенту Владивостокского государственного медицинского университета: Учебное пособие.( Под редакцией академика Ю.В.Каминского). - Владивосток, 1998- 213 с.
  2. Биология: Школьный курс. М.: АСТ – ПРЕСС, 2000. – 576с. – Универсальное учебное пособие
  3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А.Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы 3-е изд. – М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2006. – 816 с.
  4. Высоцкая Л.В., С.М.Глаголев, Г. М. Дымшиц и др Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. с углубл. изуч. М.: Просвещение, 1995. – 544с.
  5. Полянский Ю.И. Учебник для 10-11 классов средней школы. М.: Просвещение, 1991. – 288с.