Цель: знакомство детей с глухими согласными звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф.
Задачи:
- Познакомить детей с глухими согласными звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф.
- Развивать навык плавного чтения по слогам и целыми словами, фонематический слух, внимание, память, речь, мышление, воображение учащихся.
- Воспитывать любовь к предмету, к чтению.
Оборудование:
- алфавит, лента букв, касса букв и слогов, фланелеграф;
- предметные картинки, табличка с буквами;
- заготовки для «выщипывания» буквы;
- тексты для чтения, картинки с текстами;
- игра «Море», Фея;
- компьютер с программой «Азбука».
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте. Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы умеете работать на уроке и чему уже научились в школе. Давайте поприветствуем гостей своими улыбками. А теперь улыбнёмся друг другу, чтобы зарядиться хорошим настроением на целый день. Садитесь, пожалуйста.
- Если вы уберёте на фланелеграфе одинаковые согласные буквы, то прочитаете название нашего урока:
п ч п т е щ н р щ и р е (чтение)
- Сегодня на уроке чтения мы повторим деление слов на слоги и познакомимся с новой буквой.
II. Деление слов на слоги с использованием компьютера (повторение).
- Давайте вспомним, как узнать сколько в слове слогов?
__________ в компьютере, а мы с вами на доске выберем из предложенных слов односложные (двусложные, трёхсложные).
Дети выполняют задание с объяснением у доски, затем с помощью квадратов «да - нет» проверяют правильность выполнения работы одноклассников за компьютером.
- Как одним словом можно назвать все слова? (Растения.)
- Чем отличаются растения, записанные на доске от растений в компьютере? (Деревья и цветковые растения.)
- Назовите лишнее слово на доске? (Ель, т. к. все деревья лиственные, а ель хвойное.)
III. Основной этап урока.
Звук.
1. Нахождение одинакового звука в словах.
- Сегодня к нам на урок пришла сказочная волшебница. Узнаёте её? Конечно, это Фея (рисунок 1).
Рисунок 1
Она поможет нам познакомиться с новыми буквами. Фея предлагает вам посмотреть на эти комнатные растения (рисунок 2).
Рисунок 2
- Кто знает, как они называются? (Фуксия, фиалка.)
- Выделите первые звуки в названиях этих растений. ([ф], [ф’])
- Что общего у этих звуков? (Согласные, глухие.)
- В чём различие? (Один – твёрдый, другой – мягкий.)
2. Определение твёрдости- мягкости звуков [ф], [ф’] (с использованием компьютера).
- А теперь попробуйте определить твёрдость или мягкость звуков [ф],[ф’] в предложенных словах на компьютере. В роли учителя сегодня будет _______.
3. Фонетическая зарядка.
- Как фыркает ёжик (Фр – фр – фр …)
4. Дыхательная гимнастика.
- Как пыхтит каша? (Пф – пф – пф …)
Левая рука лежит на груди.
Вдох - левую руку отводим от груди, правой нажимаем на живот.
Выдох - пф, пф, пф! – левую руку прижимаем к груди, слегка надавливаем, правую отводим от живота. (Упражнение повторить в медленном темпе 3-4 раза.)
5. Определение звонкости – глухости.
- Итак, вы правильно заметили, что звуки [ф] и [ф’] глухие. Но у них есть братья – звонкие звуки. Какие? ([в], [в’])
- Правильно. Я сейчас буду называть слова. Если вы услышите звонкие звуки [в], [в’], вы должны встать и топать ногами, а если я произнесу слова с глухими звуками [ф], [ф’], то присядьте и закройте уши ладошками. Приготовьтесь: ветка, Федя, свитер, свет, вода, фуфайка.
Буква.
1. Знакомство с буквой.
- А теперь посмотрим, какой же буквой обозначаются звуки [ф] и [ф’]. Фея поможет нам сейчас совершить чудо. Новая буква родится у вас, ребята, прямо в руках. На партах у вас лежат сложенные вдвое листочки. Какая буква на них написана карандашом? («Эр») Давайте её выщипаем. (Выщипывают.)
- А теперь раскроем выщипанную букву « эр ». Посмотрите, она превратилась в новую букву под названием …. Кто знает, ребята, как правильно она называется? («Эф»)
- Давайте найдём её место в алфавите.
- А теперь заселим её в наш домик. В какую квартирку? (Синюю.) Почему? (Согласная.) На какой этаж? (Нижний.) Почему? (Глухая.) Как вы думаете, где же она спряталась? (Под буквой «вэ».)
- А теперь посмотрите на табличку. Почему здесь 4 буквы? ( Две печатные - маленькая и большая, и две письменные - строчная и заглавная.)
2. Игра «Море».
- Прочитайте слоги с буквой «ф» (с договариванием). Капитаном корабля с буквой «ф» сегодня будет _________.
Капитан держит в руках кораблик с буквой «ф» и «плывёт» по морю, поочерёдно «подплывая» к корабликам с гласными буквами, читая полученные слияния: фа, фи, фо, …. Дети договаривают слова: фара, фиалка, фокус, … .
3. Физкультурная минутка.
- Фея просит вас прочитать слово по первым звукам названий предметов (светофор).
На фланелеграфе картинки, например: сова, ведро, ель, трамвай, ослик, фонарь, огурец и руль.
- Кто расскажет стихотворение про светофор?
Три цвета есть у светофора.
Они понятны для шофёра:
Красный свет – проезда нет.
Жёлтый будь готов к пути,
А зелёный свет – кати!
- А сейчас поиграем. Я буду поочерёдно показывать сигналы светофора (рисунок 3).
Рисунок 3
На красный свет все должны сидеть, на жёлтый – встать, а зелёный – бежать на месте, « руля вправо и влево », как будто вы едите за рулём автомобиля..
4. Нахождение буквы в словах и в тексте.
- У вас на партах лежат листочки с текстами. (см. Приложение 1) Задание: прочитать текст и подчеркнуть карандашом буквы «ф». Одновременно по цепочке вы сможете выходить к компьютеру и находить букву «ф» в словах.
- Сколько букв нашли в тексте? Поднимите руки у кого столько же. В каких словах? Прочитайте текст. (Дети читают.)
У первоклассников 2 варианта текста – для слабочитающих и тех, кто читает хорошо. Учитель проверяет оба варианта.
5. На что похожа эта буква?
- Посмотрите внимательно на сделанную вами букву и пофантазируйте – на что она похожа?
Дети высказывают предположения, учитель показывает рисунки и просит прочитать подписи к ним. (см. Приложение 2)
6. Ребусы.
- Попробуйте разгадать ребусы, которые принесла Фея (фонари, шарф).
IV. Итог урока.
Вот и подходит к концу наш урок.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что понравилось вам на уроке?
- Фея тоже осталась довольна вашей работой. Она принесла вам гостинцы. Если вы правильно составите рассыпанное слово на фланелеграфе, то узнаете, что принесла для вас Фея в подарок.
т о к ф е н ы (конфеты)
- Молодцы. Конечно же здесь лежат конфеты. Угощайтесь.
Знакомство с буквами Ф, ф мы продолжим на уроке письма.