Интеграция - объединение в целое каких-либо частей, понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.
Интегрированные занятия содержат тему или образ в одной тональности. Если речь идет о радостной, теплой, снежной зиме, то весь репертуар - и стихи, и песни, и наглядный материал, музыка для слушания и игры - должны соответствовать этому настроению. В этом случаю говорится о взаимосвязи, взаимовлиянии, взаимопроникновении (т.е. интеграции) различных видов искусств и видов детской деятельности, работающих на создание одного образа. Диапазон интегрированных занятий очень широк, например использование темы природы предполагает не только освещение того или иного времени года, но и знакомство с конкретными природными явлениями, могут быть предложены темы, имеющие патриотическую направленность, знакомство с творчеством композитора, художника, поэта. В основе интегрированных занятий может лежать не только синтез искусств и художественной деятельности дошкольников. Эти занятия могут быть наполнены другими видами деятельности: трудовой, познавательной (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, экспериментирование), двигательной (решение задач физической культуры). Интеграция может присутствовать и внутри одного вида деятельности, например, музыкальной.
Так, если на занятии дети привлекаются к слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, музыкальному музицированию, творчеству, то они, несомненно глубже осознают основные средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, настроение. Механизмом интеграции является образ, создаваемый с помощью разных видов детской деятельности и искусства. Интегрированные занятия требуют серьезной и систематической предварительной работы, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала, поэтому проводятся один раз в квартал. Продолжительность занятий обоих составляет 30-45 минут, в зависимости от темы занятия, его задач и, конечно, возраста детей. Предлагаю примерные темы интегрированных занятий для формирования образного мышления в детском саду на календарный учебный год.
Месяц | Тема занятия |
Сентябрь | Волшебные приключения кляксы Листья-путешественники Какими бывают облака? Сказочные птицы |
Октябрь | Осенний букет Кто в лесу живет? История на грядке Мы танцуем натюрморт |
Ноябрь | Ковер доброго и злого волшебника Старый замок Снежные комочки Разноцветный снеговик |
Декабрь | Узоры Деда Мороза Игра в снежки В царстве Снежной королевы Елочка зимой |
Январь | Два Мороза - радостный и печальный Щелкунчик 1 часть Щелкунчик 2 часть Щелкунчик 3 часть |
Февраль | Очень вкусное мороженое Мой папа Как оживает пластилиновая палочка Каким бываю я, и мои друзья? |
Март | Мамочка любимая Здравствуйте птицы! Моя родина! Сказки гуляют по свету |
Апрель | Цветы и их характеры Что и кого видят рыбки из аквариума? Волшебное превращение Веселые музыканты |
Май | День Победы В саду у доброй и злой волшебницы Веселый зоопарк Цветик - семицветик |
Основной особенностью интегрированных музыкальных занятий является наличие следующих трех элементов:
Восприятие музыки происходит как диалог с композитором, переживание определенного эмоционального и эстетического состояния.
Осознание своих эмоций, связанных с музыкой, означает развитие музыкального вкуса и эстетического сознания.
Воплощение эстетических чувств, переживаний и фантазий в творческой деятельности является обязательным для дошкольника целостной натуры. Ребенок мобилизует свое восприятие, художественный опыт и только что пережитое эстетическое чувство и испытывает потребность воплотить свое воображение в объективную форму.
Цель занятий - совершенствовать способности понимать художественный образ, его характер и настроение; развивать фантазию и воображение при сравнительном восприятия музыкальных и живописных произведений.
Тема занятия "Листья - путешественники", работы детей подготовительной к школе группы на музыку П.И. Чайковского "Осень"
Интегрированное занятие " В старом замке", работы детей на музыку М. П. Мусоргского "Старый замок"
Интегрированное занятие "В царстве Снежной королевы", работы детей на музыку Г.В. Свиридова "Поет зима, аукает"
Интегрированное занятие "В саду у доброй и злой волшебницы", работы детей подготовительной группы на музыку И.М. Штрауса "Вальс"
Видно, что дети точно изобразили характер музыки, на осенних листьях цветовая гамма соответствует настроению музыкального произведения, мазки, рисовали красками по мокрому листу. На занятии в старом замке цветовая гамма тоже соответствует музыкальному произведению, музыка приглушенная, таинственная, и дети даже попытались представить замок. На произведение Г.В.Свиридова "Поет зима, аукает", также совершенно точно передан характер произведения, видна метель, движение, холодные краски. В работах детей на музыку И. М. Штрауса "Вальс", видна смена характера музыки, насыщенность звуков вальса передана насыщенностью красок, передана волна вальса, его кружение, плавные линии.
Прежде, чем выразить образ музыкального произведения и передать его на бумаге, на занятиях шла предварительная систематичная работа по восприятию музыки, мы определяли с детьми, настроение музыкального произведения, живописного произведения, цвет, линии, занятия проходили в форме путешествия, пропускали через себя запах воздуха, ощущений, включали слух, движение, пластические этюды.
Интегрированные занятия предполагают создание условий для двигательной активности ребенка, его эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья, выход на творчески продуктивную деятельность дошкольников: рисование на основе полученных впечатлений, сочинение песен, маленьких историй, рассказов на заданную тему, танцевальные, музыкально-игровые, инструментальные импровизации, творческое экспериментирование. У ребенка на интегрированных занятиях формируется образное мышление, накапливаются представления и впечатления о музыки, словарный запас слов, жизненный опыт.
Таким образом, интегрированные занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми. Задача музыкального руководителя - так исполнить или преподнести произведение, чтобы ребенок был переполнен чувством восторга и желанием высказаться.
Литература:
- Дрезнина М.Г. Навстречу друг другу. Программа художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей. Москва, 2007.
- Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота. Радость. Творчество. Программа эстетического воспитания детей. Москва, 2000.
- Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей. Москва, 2003.
- Журнал "Музыкальный руководитель", №3, 2005; №4, 2005; №5, 2006; №3, 2008; №4, 2008.