Декоративное решение натюрморта с самостоятельным оформлением предметов элементами национального орнамента

Разделы: МХК и ИЗО


Наряду с рисунком, декоративной и станковой композицией, живопись является одним из ведущих предметов в учебном процессе в детской художественной школе. Взаимно дополняя друг друга, они изучаются взаимосвязано, что способствует развитию творческих возможностей учащихся, их эстетическому воспитанию.

Начиная заниматься живописью с учащимися, понимаешь, насколько интересным и плодотворным может быть это сотрудничество. В последние годы учащиеся имеют больше возможностей применения на занятиях графических и живописных материалов, изучения произведений художников. Возрастает интерес детей к занятиям изобразительным искусством, у педагогов появилось больше возможностей раскрытия творческого потенциала детей.

Часто один вид деятельности дополняет и развивает другой. Иногда мы и не замечаем, что удивительное рядом. Часто именно детские работы открывают окружающий мир.

Большое внимание в Ямало-Ненецком автономном округе и в нашем городе уделяется развитию и сохранению культуры малочисленных народов Севера. Учащиеся изучают культуру, быт, традиционные ремесла коренных народов, красоту природы северного края. Одним из направлений является сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства народов округа.

Орнаментальное искусство составляет важнейшую часть современной культуры народов Севера. Орнамент можно встретить в изделиях из кожи, меха, бересты, бисера, ткани, дерева, кости, металла. Орнаментом и сегодня украшают одежду, обувь, платки, пояса, сумки, берестяные изделия.

На уроках прикладной композиции учащиеся с удовольствием изучают культуру северных народов, роль и значение орнамента в оформлении изделий и в жизни коренного жителя, знакомятся с видами орнаментов, составляют эскизы и выполняют работы с соблюдением традиционной технологии изготовления из материала, используемого в декоративно-прикладном творчестве ненцев, ханты, манси, коми-зырян (мех, сукно, бисер). Часто эти работы экспонируются на детских конкурсах и выставках (рис. 1, рис. 2).

Рис. 1

Рис. 2

После выставок куклы, игольницы, салфетки, декоративные подушки из сукна и бисера, оформленные национальным орнаментом, включаем в наши натюрморты. Они хорошо дополняют постановки с ветками рябины, сосны и ели, ягодами, предметами быта северных народов. Детям доставляет огромное удовольствие изображать предметы, изготовленные своими руками. Такие учебные задания с натуры учащиеся выполняют цветными карандашами, гелевой ручкой, масляной и сухой пастелью, акварелью и гуашью.

Жанр натюрморта в художественных школах открывает ученикам широкие творческие возможности, формирует их образное мышление. Как самостоятельный жанр искусства, натюрморт обладает большими изобразительными возможностями, является творческой школой, где педагог ставит и решает с учащимися различные учебные и творческие задачи.

Одним из интереснейших занятий является декоративное решение натюрморта. Декоративная живопись развивает фантазию, воображение, чувство цвета, способствует формированию навыков, имеющих большое значение в творческой работе. Для выполнения работы требуется серьезная разносторонняя подготовка. С этой целью мы знакомимся на уроках с произведениями западно-европейских и русских художников Моне, Сезанна, Сера, Синьяка, Матисса, Пикассо, Лентулова, Петрова-Водкина, Машкова и Куприна, изучаем различные направления живописи, работаем над вопросами стилизации и цветоведения.

С целью подготовки к декоративному решению натюрморта с самостоятельным оформлением предметов элементами национального орнамента были изучены вопросы стилизации, составления орнамента, значения элементов национального орнамента, значения цвета в национальном орнаменте, использование орнамента в декоративном оформлении изделий. Также был выполнен блок упражнений на стилизацию предметов, композиционное и колористическое решение:

  • натюрморт с натуры - гуашь, масляная пастель (рис. 3, рис. 4, рис.5, рис. 6);

Рис. 3 Плахотнюк Алина, 12 лет

Рис. 4 Музалева Настя, 11 лет

Рис. 5 Крюкова Юлия, 15 лет

Рис. 6 Пириева Айтан, 13 лет

  • натюрморт в технике "раздельного мазка" - акварель, гуашь на цветной бумаге (рис. 7, рис. 8);

Рис. 7 Серебряк Евгения, 14 лет

Рис.8 Терзи Дарья, 12 лет

  • натюрморт с разбивкой предметов на мелкие плоскости (рис. 9, рис. 10, рис. 21);

Рис. 9 Иманаева Линара, 12 лет

Рис. 10 Камерцель Элизабет, 15 лет

Рис. 21 Мартынюк Богдан, 11 лет

  • декоративное решение натюрморта, выполненное делением предметов на отдельные плоскости - гуашь (рис. 11).

Рис. 11 Плахотнюк Алина, 12 лет

Задание для учащихся заключалось в следующем: выполнить декоративное решение натюрморта, используя прием дробления композиции на мелкие части. Самостоятельно оформить предметы натюрморта элементами национального орнамента.

Для выполнения задания учащимся было предложено два натюрморта на выбор:

  • натюрморт с декоративной подушкой с желтым орнаментом, изображающим тетерева, керосиновой лампой, туеском из бересты с ягодами, тремя драпировками, туеском без орнамента;
  • натюрморт с куклой, декоративной подушкой, тремя драпировками, туеском и детскими бурками без орнамента.

После выполнения эскизов, построения рисунка на формате А2, учащиеся делают разбивку композиции на мелкие участки. Во время работы цветом необходимо следить за тем, чтобы толщина контурной линии была одинаковой, не толстой и не тонкой. Объединение всех деталей композиции происходит за счет контурной линии в цвет бумаги. Учащиеся украшают орнаментом отдельные предметы натюрморта: берестяной туесок, детские бурки, декоративные подушки, вводят орнаментальную полосу. В композицию можно ввести небольшие детали, которые дополнят натюрморт. Так в работах учащихся появились ягоды рябины, калины, клюквы, опавшие листья, что подчеркивало образ натюрморта и индивидуальность автора. В данной работе большое значение имеет колористическое решение, нахождение сложных цветовых оттенков, распределение теплых и холодных, темных и светлых цветов.

Для лучшего чтения предметов постановки оба натюрморта имеют дополнительное освещение, светотень на предметах хорошо читается. Это помогает учащимся в определении теплохолодности композиции.

Декоративное решение выполняем гуашью, так как она дает больше возможностей в поисках колорита и позволяет точнее следить за цветовыми и тональными отношениями. Для выполнения декоративного решения натюрморта учащимися на выбор были использованы следующие материалы: гуашь (рис. 12); бумага черного цвета, гуашь (рис. 13, рис. 14, рис. 15); бумага темно-синего цвета, гуашь (рис. 16, рис. 17, рис. 18, рис. 20); бумага черного цвета, масляная пастель (рис. 19).

Рис. 12 Мадаминова Чаросхон, 13 лет

Рис. 13 Шишковская Анжелика, 11 лет

Рис. 14 Иманаева Линара, 12 лет

Рис. 15 Терзи Дарья, 12 лет

Рис.16 Бочик Софья, 10 лет

Рис. 17 Рачкова Антонина, 11 лет

Рис. 18 Деева Мария, 11 лет

Рис. 19 Шмелькова Анастасия, 17 лет

Рис. 20 Гафулов Фаган, 12 лет

Работа над композицией шла с хорошим эмоциональным подъемом. Учащиеся творчески подошли к решению учебных задач, получили удовлетворение от удачно выполненной работы, справились с колористическим решением, каждый ученик стремился к собственному стилю исполнения.

После этих занятий открывается широкое поле деятельности для учебной и творческой работы. В дальнейшем несколько учеников приняли участие в I зональном фестивале-конкурсе "Орнаменты Ямала".

Список литературы.

  1. С.С. Степанов "Кузьма Петров-Водкин"
  2. В. Манин "Аристарх Лентулов"
  3. Ф. Сальви "Импрессионисты"
  4. С.П. Останина "Энциклопедия натюрморта"
  5. П.Е. Шешкин и Д. Шабалина "Мансийские орнаменты"
  6. А.Б. Приходько, Е.Б. Савельева "Орнаменты лесных ненцев" набор открыток
  7. В.И. Жабинский, А.В. Винтова "Рисунок"