Цель:
- учить детей определять позицию согласных на конце слова,
- проверять написание согласных на конце слова положением перед гласными,
- развивать мышление и речь.
Оборудование:
- компьютер,
- экран,
- мультимедийный проектор,
- презентация к уроку.
Ход урока
1. Минутка чистописания (1 слайд).
- борт
- обоз
- зубр
- борщ
У. Прочитайте слова. Сравните их между собой. Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
Д. Букву "б".
У. Почему?
Д. Эта буква встречается во всех словах.
У. Какие звуки может обозначать эта буква?
Д. Звуки [б] и [б`]
У. Дайте характеристику этих звуков.
Д. Согласный звонкий твёрдый звук б и согласный звонкий мягкий звук б.
У. Назовите парный звук для звука б.
Д. Звук [п].
У. Какая тема урока сегодня?
Д. Парные согласные звуки.
2. Игра "Собери слова" (2слайд)
Соедините половинки слов между собой так, чтобы получилось 6слов. Назовите слова.
тет род ов вод го ковь за пог мор радь са раг
3 слайд (проверка)
(на слайде по очереди появляются стрелки, которые показывают, как надо составить слова)
У. Запишите слова, обозначьте ударение и безударные гласные.
У. Назовите безударные гласные, в этих словах.
3. Проверка (4 слайд)
(На слайде безударные гласные выделяются)
Тетрадь, овраг, город, завод, морковь, сапог.
У. Что объединяет эти слова?
Д. Двусложные, словарные, обозначают предмет.
У. И всё же есть лишнее. Какое?
Д. Город
У. Почему?
Д. Во всех словах второй слог ударный, а в слове "город" первый.
У. Назовите слова, в котором все согласные твёрдые.
Д. Завод, сапог, овраг, город
Проверка: на 4 слайде: эти слова выделяются другим цветом.
У. Произнесите слова и послушайте, как произносятся согласные звуки в конце слова?
Д. Согласные звуки на конце этих слов произносятся глухо.
У. В каких словах на конце слова слышим мягкий согласный звук?
Д. - Морковь, тетрадь.
Проверка: на слайде слова: морковь, тетрадь выделяются другим цветом.
У. Как произносятся согласные звуки на конце этих слов.
Д. Они произносятся глухо.
У. В конце слова без сомненья,
Происходит оглушенье.
- Говорим мы - плод,
- Проверяем - плоды.
- Говорим мы - сад,
- Проверяем - сады.
На доске: плод - плоды, сад - сады
У. Как ведёт себя при произношении согласный звук перед гласными?
Д. Он слышится отчётливо, не оглушается.
У. Как пишутся согласные звуки на конце слова?
Д. Так же как перед гласными.
У. Как проверить парный согласный звук на конце слова?
Д. Нужно подобрать проверочное слово, в котором после согласного звука слышится гласный звук.
У. Проверим, как вы умеете применять правило на практике.
4. Картинный диктант. (5 - 10 слайды)
Пруд, флаг, лёд, пирог, круг, медведь.
У. Прочитайте слова, которые вы записали и назовите к ним проверочные слова.
Д. Пруд - пруды, флаг - флаги, лёд - льды, пирог - пироги, круг - круги, медведь - медведи.
5. Проверка (11 слайд)
Пруд, флаг, лёд, пирог, круг, медведь.
6. Самостоятельная работа. (12 слайд)
У. Прочитайте слова.
З:ма, моро:, замёр:, к:ньки, сле:, сн:жок, лё:, сугро:, м:лыши, р:ка
У. Разделите слова на два столбика. По какому признаку будем делить?
Д. В один столбик слова с безударной гласной в корне, а в другой слова с парной согласной в конце слова.
7. Проверка задания (13 слайд).
У. Прочитайте слова с безударной гласной в корне слова.
Д. Зима, коньки, снежок, малыши, река.
На слайде:
з:ма
к:ньки
сн:жок
м:лыши
р:ка
У. Прочитайте слова с парной согласной на конце слова.
Д. Мороз, замёрз, след, лёд, сугроб.
На слайде:
- моро:
- замёр:
- сле:
- лё:
- сугро:
У. Какие буквы вставили в словах первого столбика? Почему?
(на слайде по очереди появляются безударные гласные)
- зима
- коньки
- снежок
- малыши
- река
У. Какое слово лишнее в 1столбике?
Д. Коньки.
У. Почему?
Д. В этом слове безударная гласная не проверяется ударением. Это словарное слово.
У. Какие парные согласные вставили в слова второго столбика? Почему?
(на слайде: по очереди появляются парные согласные буквы в словах)
- мороз
- замёрз
- след
- лёд
- сугроб
У. Какие слова из второго столбика нельзя переносить?
Д. Лёд, след.
У. Почему?
Д. Это односложные слова.
У. Какое слово лишнее во втором столбике?
Д. Замёрз.
У. Почему?
Д. Это слово отвечает на вопрос что сделал?, а остальные на вопрос что?
7. Работа по развитию речи.
У. С этими словами составьте предложения, чтобы получился рассказ. На какую тему он будет?
Д. О зиме, о зимних забавах
У. Но сначала устно подберите к словам - предметам слова - признаки.
Д. Зима (холодная, суровая, морозная и др.)
Снежок (белый, пушистый, серебристый)
Мороз (сильный, трескучий, суровый)
Лёд (скользкий, гладкий, толстый, прочный)
Составление предложений (устно)
Примерный текст.
Пришла зима. Выпал белый пушистый снежок. Он укрыл пни и кусты. Ударил сильный морозЗамёрзла земля. Толстым льдом покрылись реки и пруды. Малыши катаются на коньках по гладкому льду.
Запись уч-ся текста (самостоятельно).
У. Прочитайте, какой у вас получился рассказ.
8. Итог урока.
У.
- Над какой темой работали на уроке?
- Как проверить парный согласный звук?
- Какая работа на уроке вам больше всего понравилась?
- Какую бы вы оценку поставили себе?
Я оценила вашу работу так (включаю 14слайд "Молодцы!" звучат аплодисменты)
Используемая литература.
- И. В. Щеглова "Уроки русского языка во втором классе" ООО "Издательство Скрипторий 2003" М. 2004
- О. Д. Дмитриева, Е. П. Фефилова "Поурочные разработки по русскому языку 2 класс" "Вако", М. 2005