Урок математики (1-й класс) по теме "Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации чисел"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • Развивать познавательную активность учащихся;
  • Воспитывать интерес к математике, к учебе;
  • Ознакомить с приемами сложения и вычитания, основанными на знании десятичного состава чисел второго десятка;
  • Закрепить таблицу сложения и вычитания в пределах 10;
  • Подготовка к решению задач в два действия;
  • Развивать логическое мышление, память и внимательность.

Оборудование:

  • сигнальные карточки,
  • наглядный материал - картинки, сказочные герои, паровозик, вагоны, флажки, домики, нотки, шары, цветы

Ход урока

I. Организованный момент и сообщение целей урока.

В руках у Буратино ключик

Для чего же угадайте?

Чтобы тайну чисел разгадать
В двухзначных числах разряды выделять,
Затем их суммой заменять,
Десятки, единицы вычитать.

- Сегодня мы совершим путешествие в страну "Числа", где живут сказочные герои. А отправимся мы в путь на веселом паровозике. Но паровозик находится на "запасном пути"

II. Устный счет.

А) Игра "Составим поезд". На доске рисунок паровозика и вагончиков.

Задание: Составить вагоны по порядку. Ответ решенного примера покажет номер вагона. Дети решают примеры.

Перрон украшен флажками, на которых написаны примеры.

Чтобы ход паровозу набрать, число на трубе предстоит угадать. Я думаю это не трудный вопрос, число - это сумма веселых колес.

(2 + 1 + 3 + 2 = 8)

Впереди станция "Числовая"

Б) Индивидуальная работа.

1. "Засели домики"

- На этой станции живут числа. Нужно навести порядок и поселить числа в соответствующие домики:

- На пути повстречался Колобок.

- Какие же он нам задания приготовил?

2. Какие карточки перевернуты? Какое число спряталось?

(дети показывают ответы с помощью разрезных карточек с цифрами).

III. Решение задач.

На пути станция "Задачка".

"Брейн-ринг".

На станции живет серьезный человечек, который решает сложные задачи.

- Смотрите, кто это? (Чиполино)

У него в руках горит фонарик.

- Как вы думаете, для чего фонарик у Чиполино?

Он в мир задач укажет путь,
Научит их решать.
И все, что знает Чипполино сам
Вам хочет передать.

Задача 1.

Было 8 голубей. Улетели 3 голубя. Сколько голубей осталось? (показ задачи наглядно с помощью картинок). Записи решения задачи в прописи с. 20 № 1.

Задача 2.

У Тани 2 синих шарика и 4 красных. Сколько всего шариков у Тани? (показ задачи наглядно с помощью картинок). Записи решения задачи в прописи с. 20 № 4.

Решение задач в стихах.

Повстречалась на тропинке Красная Шапочка.

- Помогите, пожалуйста, собрать букет цветов для бабушки.

На доске макет цветов, на каждом записана задача.

- У меня 4 книжки
3 машинки и 3 мишки.
Кто ответит побыстрей,
Сколько у меня вещей? (10).

- 3 ромашки - желтоглазки
2 веселых василька.
Подарили маме дети
Сколько же цветов в букете? (5)

- На прогулку из яслей
Вышли 10 малышей.
из них на травку сели
Остальные - на качели.
Сколько ребят сели на качели? (5 )

Станция "Веселые нотки". Ритмическая физкультминутка под мелодию "Улыбка".

IV. Работа над новой темой урока.

1. Настало время отправиться в страну "Двузначные числа".

Станция "Десяток".

А) Игра "Хлопки".

Хлопните в ладоши один раз, когда я называю однозначное число и два раза - когда называю двузначное: 2,17,18,10, 1, 7, 20,19, 4.

Б) Задание: назвать десятки и единицы в числах.

На доске макеты шаров.

- Ребята, кто повстречался на нашем пути? (Незнайка).

- Ребята, помогите Незнайке разобраться с разноцветными шарами.

Здесь шары такие разные:

И зеленые, и желтые, и красные

На шарах еще и цифры есть.

13, 19, 15, 14, 18, 17.

- Сколько десятков?

- Сколько единиц?

2. Объяснение нового материала.

Учитель просит учеников взять 10 палочек.

- Сколько у вас палочек? (10 или 1 десяток).

- Возьмите еще 3 палочки.

Сколько стало палочек? (13)

- Какой пример можно составить? (10+ 3= 13)

Учитель просит убрать три палочки и составить пример.

(13 - 3 = 10).

- Как из 13 вычесть 3?

- Возьмите снова 13 палочек.

Уберите 10. Сколько осталось?

Как записать пример? (13 - 10 = 3).

- Как из 13 вычесть 10?

(13 - это один десяток и 3 единицы, если вычесть 10, то останется 3 ).

Для закрепления используем иллюстрации в учебнике. стр. 48.

10 + 5 16 - 6 12 - 10
10 + 9 17 - 7 18 - 10

Прочитайте записанные примеры.

V. Физкультминутка.

Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.

VI. Закрепление изученного материала.

Устно. Дополни до 10 8; 7; 9; 6.

Увеличь на 10 5; 2; 8; 6. проверка ответов с помощью сигнальных каточек.

Решить примеры:

3 + 7 - 2 16 - 6 + 3 20 - 1 - 9
6 + 4 - 9 17 - 10 + 1 20 - 10 + 8
2 + 8 - 3 14 - 4 + 6 20 - 10 - 4

Ученики 1 ряда решают примеры 1 строки, 2 ряда - 2 строки, 3 ряда - 3 строки.

Проверка : ученики каждого ряда называют свои ответы, остальные проверяют. Если есть ошибка пример объясняется.

VII. Итог урока. Станция "Конечная"

Голубой вагон бежит, качается,
И машина набирает ход.
Здесь наш путь пока кончается.
И перемена впереди нас ждет.

Учитель задает домашнее задание.

Используемая литература.

  1. Моро М.И. и др. Математика. 1 класс. Учебное пособие - М. Просвещение. 2000 г.
  2. Моро и др. Тетрадь по математике. 1 класс - М. Просвещение. 2007 г.
  3. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 2500 задач по математике. М. 1998 г.
  4. Я иду на урок в начальную школу. Книга для учителя - М. 2000 г.
  5. Богачев С.В. Веселая математика - М. 1994 г.