Цели урока:
- Развивать познавательную активность учащихся;
- Воспитывать интерес к математике, к учебе;
- Ознакомить с приемами сложения и вычитания, основанными на знании десятичного состава чисел второго десятка;
- Закрепить таблицу сложения и вычитания в пределах 10;
- Подготовка к решению задач в два действия;
- Развивать логическое мышление, память и внимательность.
Оборудование:
- сигнальные карточки,
- наглядный материал - картинки, сказочные герои, паровозик, вагоны, флажки, домики, нотки, шары, цветы
Ход урока
I. Организованный момент и сообщение целей урока.
В руках у Буратино ключик
Для чего же угадайте?
Чтобы тайну чисел разгадать
В двухзначных числах разряды выделять,
Затем их суммой заменять,
Десятки, единицы вычитать.
- Сегодня мы совершим путешествие в страну "Числа", где живут сказочные герои. А отправимся мы в путь на веселом паровозике. Но паровозик находится на "запасном пути"
II. Устный счет.
А) Игра "Составим поезд". На доске рисунок паровозика и вагончиков.
Задание: Составить вагоны по порядку. Ответ решенного примера покажет номер вагона. Дети решают примеры.
Перрон украшен флажками, на которых написаны примеры.
Чтобы ход паровозу набрать, число на трубе предстоит угадать. Я думаю это не трудный вопрос, число - это сумма веселых колес.
(2 + 1 + 3 + 2 = 8)
Впереди станция "Числовая"
Б) Индивидуальная работа.
1. "Засели домики"
- На этой станции живут числа. Нужно навести порядок и поселить числа в соответствующие домики:
- На пути повстречался Колобок.
- Какие же он нам задания приготовил?
2. Какие карточки перевернуты? Какое число спряталось?
(дети показывают ответы с помощью разрезных карточек с цифрами).
III. Решение задач.
На пути станция "Задачка".
"Брейн-ринг".
На станции живет серьезный человечек, который решает сложные задачи.
- Смотрите, кто это? (Чиполино)
У него в руках горит фонарик.
- Как вы думаете, для чего фонарик у Чиполино?
Он в мир задач укажет путь,
Научит их решать.
И все, что знает Чипполино сам
Вам хочет передать.
Задача 1.
Было 8 голубей. Улетели 3 голубя. Сколько голубей осталось? (показ задачи наглядно с помощью картинок). Записи решения задачи в прописи с. 20 № 1.
Задача 2.
У Тани 2 синих шарика и 4 красных. Сколько всего шариков у Тани? (показ задачи наглядно с помощью картинок). Записи решения задачи в прописи с. 20 № 4.
Решение задач в стихах.
Повстречалась на тропинке Красная Шапочка.
- Помогите, пожалуйста, собрать букет цветов для бабушки.
На доске макет цветов, на каждом записана задача.
- У меня 4 книжки
3 машинки и 3 мишки.
Кто ответит побыстрей,
Сколько у меня вещей? (10).
- 3 ромашки - желтоглазки
2 веселых василька.
Подарили маме дети
Сколько же цветов в букете? (5)
- На прогулку из яслей
Вышли 10 малышей.
из них на травку сели
Остальные - на качели.
Сколько ребят сели на качели? (5 )
Станция "Веселые нотки". Ритмическая физкультминутка под мелодию "Улыбка".
IV. Работа над новой темой урока.
1. Настало время отправиться в страну "Двузначные числа".
Станция "Десяток".
А) Игра "Хлопки".
Хлопните в ладоши один раз, когда я называю однозначное число и два раза - когда называю двузначное: 2,17,18,10, 1, 7, 20,19, 4.
Б) Задание: назвать десятки и единицы в числах.
На доске макеты шаров.
- Ребята, кто повстречался на нашем пути? (Незнайка).
- Ребята, помогите Незнайке разобраться с разноцветными шарами.
Здесь шары такие разные:
И зеленые, и желтые, и красные
На шарах еще и цифры есть.
13, 19, 15, 14, 18, 17.
- Сколько десятков?
- Сколько единиц?
2. Объяснение нового материала.
Учитель просит учеников взять 10 палочек.
- Сколько у вас палочек? (10 или 1 десяток).
- Возьмите еще 3 палочки.
Сколько стало палочек? (13)
- Какой пример можно составить? (10+ 3= 13)
Учитель просит убрать три палочки и составить пример.
(13 - 3 = 10).
- Как из 13 вычесть 3?
- Возьмите снова 13 палочек.
Уберите 10. Сколько осталось?
Как записать пример? (13 - 10 = 3).
- Как из 13 вычесть 10?
(13 - это один десяток и 3 единицы, если вычесть 10, то останется 3 ).
Для закрепления используем иллюстрации в учебнике. стр. 48.
10 + 5 16 - 6 12 - 10 10 + 9 17 - 7 18 - 10
Прочитайте записанные примеры.
V. Физкультминутка.
Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.
VI. Закрепление изученного материала.
Устно. Дополни до 10 8; 7; 9; 6.
Увеличь на 10 5; 2; 8; 6. проверка ответов с помощью сигнальных каточек.
Решить примеры:
3 + 7 - 2 16 - 6 + 3 20 - 1 - 9 6 + 4 - 9 17 - 10 + 1 20 - 10 + 8 2 + 8 - 3 14 - 4 + 6 20 - 10 - 4
Ученики 1 ряда решают примеры 1 строки, 2 ряда - 2 строки, 3 ряда - 3 строки.
Проверка : ученики каждого ряда называют свои ответы, остальные проверяют. Если есть ошибка пример объясняется.
VII. Итог урока. Станция "Конечная"
Голубой вагон бежит, качается,
И машина набирает ход.
Здесь наш путь пока кончается.
И перемена впереди нас ждет.
Учитель задает домашнее задание.
Используемая литература.
- Моро М.И. и др. Математика. 1 класс. Учебное пособие - М. Просвещение. 2000 г.
- Моро и др. Тетрадь по математике. 1 класс - М. Просвещение. 2007 г.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. 2500 задач по математике. М. 1998 г.
- Я иду на урок в начальную школу. Книга для учителя - М. 2000 г.
- Богачев С.В. Веселая математика - М. 1994 г.