Цель игры: показать бесконечное многообразие свойств и взаимосвязей чисел и фигур.
Задачи игры: развитие таких качеств человеческого ума, как интуиция и догадка, эрудиция и владение методами математики; привитие любви и интереса к математике.
Предварительная подготовка: формируются две команды учащихся 7а и 7б классов, выбирается капитан, название, готовится эмблема и определяются болельщики, которые также приносят для своей команды дополнительные очки.
Правила организации и проведения игры: игра проводится в кабинете математики, формируются места для команд, болельщиков и жюри; даются задания для команд, а в это время, пока команды думают, предлагаются задания для болельщиков.
Тот из болельщиков, который даёт правильный ответ, получает жетон и приносит своей команде 1 балл. В конце игры команды, лучший игрок из команд и из болельщиков награждаются грамотами, которые выполнили дети - участники конкурса на лучшую математическую грамоту.
План проведения игры:
Представление команд, жюри.
Вводное слово учителя:
Две стихии господствуют в математике - числа и фигуры с их бесконечным многообразием свойств и взаимосвязей.
Задача - это почти поиск, раскрытие каких - то свойств и отношений, а средства её решения - это интуиция и догадка, эрудиция и владение методами математики.
Эти же качества человеческого ума воспитываются, укрепляются, обогащаются у каждого, кто регулярно отдаёт часть своего досуга умственной гимнастике, лучшим видам которой является решение математических головоломок, ребусов, задач с интригующим содержанием.
В нашей игре отдано предпочтение стихии чисел.
Само возникновение понятия числа - одно из гениальнейших проявлений человеческого разума. Действительно, числа не только что - то измеряют, сравнивают, вычисляют, но даже рисуют, проецируют, сочиняют, играют, делают умозаключения и выводы.
Самые древние по происхождению числа - натуральные.
"Ручейки" натуральных чисел, сливаясь, порождают безбрежный океан вещественных и разного рода особых специальных чисел.
Разминка для команд: задания - шарады.
Здесь загадки и шарады, за отгадку - две награды.
Первая награда - удовольствие от систематических упражнений своей находчивости, наблюдательности, логического мышления; вторая - радость раскрытия "секретов" загадочного содержания математических головоломок.
Иногда мы с трудом находим правильный ответ на поставленный вопрос только потому, что не приучили мысль сворачивать от привычного направления. Что вы скажете, например, о таком происшествии?
У реки.
Два человека подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Всё же оба туриста без всякой помощи переправились на этой лодке через реку и продолжили свой путь. Как они это сделали?
Шарада.
Мой первый слог - почтенный срок,
Коль прожит он недаром.
Модель второго - на столе,
Румяна с пылу, с жару.
Меня вы встретите везде -
Такой я вездесущий.
А имя громкое моё -
Латинское "несущий".
Загадка.
Нас трое в треугольнике любом.
Предпочитая золотые середины,
Мы центр тяжести встречаем на пути,
Ведущим прямо из вершины.
Как называют нас?
Задания для команд (задания проецируются и раздаются участникам для осмысления)
Криптограмма (Торопись, ведь дни проходят, ты у времени в гостях. Не рассчитывай на помощь, помни: всё в твоих руках. Юстас Палецкис)
Расшифровав подписи к рисункам (число - буква), прочитайте отличное четверостишие литовского поэта.
Мозаика из треугольников (32)
Три лягушки (1 - через 8 дней, 2 - через 22 дня,3 - через 43 дня)
Три лягушки находятся на дне колодца глубиной 60м. За день они поднимаются на 18 м каждая, а потом спускаются: первая на 12м, вторая на 16м, третья на 17м и остаются на своих местах до следующего дня. На следующий день каждая лягушка проделывает снова такой же маршрут и т.д.
Через сколько дней лягушки выйдут из колодца?
У кого живёт сорока (У писателя в крайнем справа зелёном доме)
На одной из улиц дачного посёлка только пять домов. Они окрашены в разные цвета, и занимают их семьи поэта, писателя, критика, журналиста и редактора. В доме каждой семьи живёт любимая птичка. Глава семьи получает на завтрак любимый им напиток, после чего отправляется в город, пользуясь любимым способом передвижения.
Поэт пользуется велосипедом. Редактор живёт в красном доме. Критик живёт в крайнем доме слева, рядом расположен голубой дом.
Тот, кто ездит на мотоцикле, живёт в среднем доме.
Тот, кто живёт в зелёном доме, расположенном рядом с белым, справа от него, всегда отправляется в город пешком.
В доме, где живёт снегирь, на завтрак всегда бывает молоко.
Тот, кто на завтрак получает какао, живёт в доме, соседнем с тем домом, где живёт синица.
В жёлтом доме на завтрак подают чай.
Живущий рядом с любителем канареек утром пьёт чай.
Писатель пьёт только кофе.
Тот, кто ездит на своём автомобиле, любит пить томатный сок.
В доме журналиста живёт попугайчик.
А у кого живёт сорока?
Пять двоек
Однажды Витя Малеев получил в школе пять двоек подряд по пяти предметам. Дома после такого печального события Витя занимался очень усердно. Устал порядочно, но тут внезапно как-то сама по себе возникла у него забавная мысль: нельзя ли, оперируя полученными пятью двойками, соорудить все школьные оценки, включая единицу? Удалось! Смотрите:
1=2+2-2-2:2; 2=2+2+2-2-2; 3=2+2-2+2:2; 4=2?2?2-2-2; 5=2+2+2-2:2.
Усталость уступила место заинтересованности. Витя любил активный отдых и решил продолжить внезапно возникшую математическую забаву.
Постепенно ему удалось образовать из пяти двоек все порядковые числа от 1 до 26. При этом он употреблял только такие действия: сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень и, где нужно, скобки. А вам это удастся?
"Великая мудрость" (Химия правая рука физики, математика её глаза. М. В. Ломоносов)
Здесь зашифровано высказывание великого ученого. Отгадай его и назови имя учёного.
1 | А | В | Г | Е | З | |
2 | И | К | Л | М | П | Р |
3 | Т | У | Ф | Х | Я | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Задания для болельщиков (задания проецируются вместе с заданиями для команд)
Знатная дама и недобросовестный мастер
Одна знатная дама имела крест, составленный из крупных бриллиантов. Сколько всего было этих бриллиантов, она даже не знала, да и не интересовалась этим, потому что занимала её другая особенность этого креста, а именно: с какого бы из трёх верхних концов креста она ни начинала считать камни, когда приходила к основанию креста, всегда получала число девять.
Крест как-то понадобилось отдать в починку. При этом дама рассказала мастеру о чудесной особенности своего креста:
- Видите ли : с какого бы конца я ни начинала счёт, всегда получается девять!.. Так я всегда проверяю, все ли камни целы!
- Только так? - спросил мастер.
- Ну да, только так: этого совершенно достаточно. Я и после вашей починки проверю число камней таким же способом.
Мастер оказался недобросовестным: он вынул и оставил у себя два камня, произвёл затем починку и возвратил крест даме.
Та пересчитала камни по-своему и нашла, что все камни целы!..
Спрашивается, что сделал мастер, возвративший даме такой крест?
Вопросы
1 | Наименьшее натуральное число | 1 |
2 | Число, которое не является ни положительным, ни отрицательным | 0 |
3 | Прямые, которые не пересекаются | Параллельные |
4 | Фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки | Угол |
5 | Отрезок, соединяющий две точки окружности | Хорда |
6 | Часть прямой, которая состоит из всех точек этой прямой, лежащей между двумя данными её точками | Отрезок |
7 | Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны | Медиана |
8 | Хорда окружности, проходящая через центр | Диаметр |
Слова на букву П
1 | Равенство двух отношений | Пропорция |
2 | Геометрическая фигура | Прямая, прямоугольник, параллелепипед |
3 | Результат умножения | Произведение |
4 | Одна сотая часть числа | Процент |
5 | Произведение длины и ширины прямоугольника | Площадь |
6 | Числа, которые имеют ровно два делителя | простые |
Слова на букву К
Назовите слова в именительном падеже на букву К и относящиеся к математике.
Задача: сколько кошек.
Сколько кошек? (4)
В комнате четыре угла.
В каждом углу сидит кошка.
Напротив каждой кошки ещё кошка.
Вопросы
1 | Сколько м3 земли находится в дыре глубиной 2м, шириной 2м, длиной 2м? | Нисколько |
2 | Нас семеро братьев, летами мы равные. А имена разные. Угадай, кто мы? | Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье |
3 | Сколько концов у 4 палок? А у 4,5? | 8,10 |
4 | Сын с отцом, да дедушка с внуком? Много ли их? | 3 |
5 | Заглавие каких литературных произведений книг начинается с чисел 3, 20, 12, 80 000, 1 000? | 3 мушкетёра, 3 толстяка, 3 поросёнка, 20 лет спустя, 12 стульев, 1000 и одна ночь, 80 000 лье под водой. |
6 | Горели три электрические лампочки. Одну из них погасили. Сколько лампочек осталось? | 3 |
После каждого конкурса жюри подводит итоги.
В конце игры - награждение команд, лучших игроков из числа участников команд и болельщиков.