1. Общественная значимость воспитательной работы
Воспитательная работа школы не может строиться без учёта того, что индивидуальность ребёнка формируется в семье. Социальная среда семьи оказывает на ребёнка большое влияние, поэтому важен социальный статус родителей, их образование.
Таблица 1. Социальный статус родителей и их образование
№ пп | Социальный состав родителей | Количество | № пп | Образование родителей | Количество |
1. | Рабочие | 107/45% | 1. | Высшее | 54/22% |
2. | Предприниматели | 16/6% | 2. | Средне-специальное | 77/32% |
3. | Служащие | 79/33% | 3. | Среднее | 85/35% |
4. | Безработные | 36/15% | 4. | Неполное среднее | 24/11% |
5. | Пенсионеры | 2/1% |
В начале нового тысячелетия, как отмечается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., одобренной Правительством РФ 29 декабря 2001 г., образовательное учреждение должно стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Приоритет в образовании отдается воспитанию, оно органично вплетается в общий процесс обучения и развития. Именно поэтому перед нашей школой, и любой другой, стоят следующие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Решать эти задачи помогают благоприятная воспитывающая среда и целостная воспитательная система нашей школы.
Таблица 2. Данные об участии в общественно-полезных социальных акциях и проектах
№ пп | Название акции | Срок | Количество участников | % участия |
"Поможем памятникам и обелискам" | апрель 2008г. | 12 | 6% | |
Митинг ко Дню Победы | 09.05.08г. | 173 | 87% | |
Праздничный концерт для ветеранов войны | 09.05.08г. | 24 | 12% | |
Уход за могилами учителей ветеранов и участника восстания 1905г. | апрель-октябрь 2008г. | 20 | 10% | |
Благоустройство села | апрель-октябрь 2008г. | 15 | 8% | |
"Помоги ближнему" | январь-декабрь2008г. | 41 | 21% | |
Праздничный концерт, посвященный Дню пожилого человека | 01.10.08г. | 23 | 12% | |
"Урожай 2008" | июнь - август 2008г. | 15 | 8% |
2. Воспитательная система
Главная идея воспитательной системы школы
- приоритетная роль личностных структур сознания в формировании опыта самоорганизации
Цель воспитательной системы
- эффективное содействие формированию полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.
Задачи воспитательной системы
- создать благоприятный нравственно-психологический климат в детском коллективе;
- вовлекать учащихся в интеллектуальную, творческую и общественнозначимую деятельность с целью обеспечения самореализации личности;
- укреплять здоровье учащихся средствами физкультуры и спорта, формировать мотивацию на здоровый образ жизни;
- развивать у учащихся нравственные качества, соответствующие общечеловеческим ценностям;
- развивать самоуправление учащихся, представляя им реальные возможности участия в управлении школьной детской организации;
- создать условия для участия семьи и общественности в воспитательном процессе, привлекать родителей к участию в самоуправлении школой.
Приоритеты воспитательной системы
- интеллект;
- здоровье;
- нравственность;
- творчество.
Принципы воспитательной системы
- принцип индивидуальности;
- принцип самоактуализации;
- принцип субъектности;
- принцип выбора;
- принцип творчества и успеха;
- принцип доверия и поддержки;
- принцип ответственности;
- принцип самодеятельности;
- принцип идеальности.
Условия реализации целей и задач
- наличие предметно-пространственной среды, способствующей формированию чувства защищенности и комфортности у всех участников учебно-воспитательного процесса;
- актуализация потребности педагогов в личностном саморазвитии и творческом самовыражении;
- совершенствование педагогами личностно-ориентированных и здоровьесохраняющих технологий в учебно-воспитательном процессе;
- открытость воспитательной системы, обсуждение и решение важнейших вопросов жизнедеятельности школы с родителями и общественностью;
- наличие системы мониторинга за изменениями в развитии личности и школьного коллектива;
- информационно-консультативное и научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
- наличие программы "Здоровье"; плана проведения школьной спартакиады;
- наличие в плане школы раздела 5 "Деятельность педагогического коллектива по организации здоровьесберегающего образовательного процесса".
Проблемы воспитания в контексте современной социальной ситуации
- негативное влияние социума на систему мировоззрения подрастающего поколения;
- размытость и неопределенность методологических и концептуальных подходов к воспитанию;
- недостаточная согласованность семьи и школы в вопросах воспитания.
Перспективы развития воспитательной системы
- совершенствование здоровьесберегающей среды, способствующей осознанию учащимися необходимости ответственного отношения к своему здоровью;
- формирование информационного банка воспитательных технологий, обобщение опыта инновационной деятельности педагогов школы, создание рефлексивно-инновационной среды;
- взаимообогащение культуры воспитания семьи и школы.
У выпускника школы в достаточной мере будут развиты:
- личностные качества;
- нравственные нормы
- поведения;
- культура общения в коллективе;
- потребность в труде;
- способность к профессиональной
- деятельности;
- способность рационально
- организовывать деятельность
- способность к сотрудничеству;
- сформированность познавательных
- навыков
Схема воспитательного воздействия на учащегося
Родители в воспитательной системе школы
Результаты анкетирования родителей по отношению к деятельности педагогического коллектива к общеобразовательному учреждению.
Число анкет | Число учащихся В ОУ | Число ответов "3" и "4" на вопросы | Доля ответов "3" и "4" | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Всего | |||
20 | 200 | 12 | 18 | 20 | 20 | 20 | 20 | 14 | 14 | 18 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 276 | 92 |
- "3" - согласен,
- "4" - совершенно согласен
Анкетирование проводилось по методике Е.Н.Степановой.
3. Механизм функционирования воспитательной системы
Воспитательная система выполняет следующие функции:
- развивающая, направленная на стимулирование положительных изменений в личности ребенка, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых;
- интегрирующая, содействует соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
- регулирующая, связана с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;
- защитная, направлена на повышение уровня социальной защищенности детей и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;
- корректирующая, заключается в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения ребенка с целью уменьшения негативного влияния на формирование его личности.
Структура детской организации
5. Конкурсы, выставки, фестивали
- Экскурсия "Н.И. Вавилов - гордость отечественной науки";
- День матери: конкурс чтецов, рисунков, поделок, плакатов;
- День учителя: праздничный капустник, день дублера, поздравления для учителей, подарки ветеранам, сделанные своими руками;
- Осенины: выставки фруктов, овощей, конкурсы поделок, плакатов, икебан, панно;
- Вечер встречи с выпускниками;
- День школы: классные часы по истории школы, села, о выпускниках - известных и знаменитых, концерты, выставки;
- Спортивные игры и соревнования по волейболу, футболу, легкой атлетике, теннису, лыжам;
- Неделя здоровья,
- День бега;
- Заочные викторины к юбилейным датам.
6. Результаты деятельности актива школьной молодежной организации
- "Парус" 2005-2008 г.г.
- Межшкольная встреча лидеров школ района на базе МОУ "СОШ с. Октябрьский Городок";
- Участие в акциях "Поможем памятникам и обелискам", "Аллея ТСМ" - посадка деревьев.
- Участие в районном конкурсе "Наказ депутату муниципального собрания";
- Участие в районном слете актива ТСМ и в выставке-отчете о проделанной работе;
- Награждение активистов школы за развитие детского движения;
- Участие в районных конкурсах "Ученик года" и "Лидер 2008";
- Участие в районных литературных конкурсах "Портрет учителя" и "Открытка - поздравление".
7. Дополнительное образование
Система дополнительного образования МОУ представлена внеурочной деятельностью, а также внеклассной и внешкольной работой, что позволяет развивать способности детей по различным направлениям (осуществляется без дополнительной оплаты со стороны родителей).
Таблица 3. Содержание дополнительного образования
Дополнительное образование |
|
1-4 класс | - струнный ансамбль "Талант"; - спортивная секция по футболу; - секция ОФП (общей физической подготовки); - танцевальный кружок "Акварель"; - творческое объединение "Субботея"; - танцевальный кружок "Акварель"; - филиалы детской школы искусств. |
5-7 класс | - струнный ансамбль "Талант"; - ВИА "Бриз"; - танцевальный кружок "Мираж"; - секция ОФП (общей физической подготовки); - спортивные секции по волейболу, настольному теннису; футболу, баскетболу, туризму; - филиалы детской школы искусств и детско-юношеской спортивной школы. |
5-9 класс | - краеведческий кружок "Поиск"; - спортивные секции по волейболу, настольному теннису; футболу, баскетболу, туризму; - правовой кружок "Правовед". |
10-11 класс | - краеведческий кружок "Поиск"; - спортивные секции по волейболу, настольному теннису; футболу, баскетболу, туризму; - правовой кружок "Правовед"; - мастерская юных журналистов. |
Таблица 4. Результаты работы системы дополнительного образования.
№ | Название | Выступления, конкурсы | Участие | |||
2004-2005 | 2005-2006 | 2006-2007 | 2007- 2008 | |||
1 | "Человек. Общество. Мир" | Региональный конкурс | + | |||
2 | Весна - 2006 | Районная ассамблея искусств | + | |||
3 | Звездный дождь | Районный конкурс художественного творчества | + | |||
4 | Волейбол | Соревнования по возрастным группам | + | + | + | |
5 | Спартакиада | Соревнования в течение года | + | + | + | + |
6 | Мини-футбол | Соревнования | + | + | + | + |
7 | Теннис | Соревнования | + | + | + | + |
8 | Турслет | Соревнования, конкурсы | + | + | + | + |
9 | Что за чудо - балалайка | Концерт-выступление | + | |||
10 | Помним всех вас поименно: | Смотр-конкурс музеев | + | |||
11 | Яркие краски детства | Выставка прикладного творчества | + | + | + | |
12 | Лыжня России | Всероссийская массовая лыжня | + | + | + | + |
Таблица 5. Участие в общественных, творческих конкурсах
Уровень | Мероприятие | Номинация | Заняли призовые места или награждены дипломами | |||
2004- 2005 | 2005- 2006 | 2006- 2007 | 2007 2008 | |||
Муниципальный | Издание книги "Суровая память войны" | Творческие работы детей и учителей | + | |||
Портрет учителя | 1 место | |||||
"Открытка - поздравление" | 1 место | |||||
Ученик года | 1 место | |||||
Акция "Мы за чистый район" | + | |||||
Фестиваль "Всё, что сердцу дорого" | 1 место | |||||
Региональный | "Глубинкою сильна Россия" | Смотр-конкурс сельских библиотек | 2 место | |||
"Моя семья" | Конкурс сочинений | 1 место | ||||
Акция "Очистим планету от мусора" | + | |||||
IFAW - акция "Спасатели животных спешат на помощь" | + | |||||
XIII областная выставка - конкурс рисунков "Яркие краски детства" | + |
8. Мониторинг уровня воспитанности учащихся
В целях оценки результативности воспитательного воздействия на учащихся систематически, в конце года, проводится диагностика уровня воспитанности школьников (диагностическая программа изучения уровня воспитанности школьников), на основании которого определяются приоритетные цели и задачи на следующий учебный год.
Диагностика состояния воспитательной деятельности
9. Методическое обеспечение воспитательного процесса
Методическая работа школы, связанная с воспитательным процессом, осуществляется через методические объединения классных руководителей
I. Основными направлениями методической работы являются:
- информационно-методическое (семинары, педагогические советы, конференции);
- практико-ориентированное (открытые уроки, предметные недели, работа с молодыми кадрами);
- научно-методическое (диагностическая деятельность работа творческих групп);
- инструктивно-методическое (знакомство педагогов с нормативными документами, рекомендациями, изучение воспитательных систем);
- личностно-ориентированное (психокоррекционная работа, урегулирование межличностных отношений);
II. Основные формы методической работы:
- индивидуальная (самообразование педагога, обобщение опыта, работа с молодыми кадрами);
- массовая (деловые игры, практикумы, семинары);
- групповая (МО классных руководителей, творческих групп).
III. Семинары для классных руководителей
Анализ проведенных мероприятий по совершенствованию педагогического мастерства классных руководителей позволяет сделать вывод, что методическая работа в школе ведется целенаправленно и системно, как и в прошлом учебном году на повестку ставились наиболее важные вопросы, которые оказывали помощь в решении многих проблем по воспитанию школьников, способствовали росту профессионального мастерства педагогов.
10. Направления и условия развития воспитания в школе
- формирование воспитательного пространства, целостного учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, обеспечение единства его важнейших составляющих - воспитания и обучения, повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;
- определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с учётом конкретных возможностей и специфики каждого ОУ;
- организация всестороннего изучения детей, их индивидуальных особенностей, интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых механизмов наблюдения за учащихся,
- сохранение и анализ полученной информации (социальной, психолого-педагогической, медицинской);
- повышение роли психолого-педагогической службы в формировании классного коллектива, индивидуальных занятий с уч-ся, проведения профилактики школьной и социальной дезадаптации детей;
- обеспечение вариативности воспитательной системы, обновление педагогических и психологических технологий;
- усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин, включение в их содержание обществоведческих материалов, помогающих детям понять себя, мотивы своего поведения, проектировать свою жизнь;
- достижение реальной индивидуализации содержания, методов и форм образовательной деятельности, её открытости, разнообразия учебно-методических материалов, форм и приёмов учебной и внешкольной работы, развивающей творческие интересы и способности детской личности; планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования регионального компонента;
- ориентация детей на общеловеческие ценности, охватывающие основные компоненты жизнедеятельности и развития личности и образующие основу воспитания;
- активное использование воспитательного потенциала ОУ для формирования у детей высоких гражданских качеств, патриотизма, любви к Отечеству, семье, уважения к согражданам;
- воспитание в духе демократии, свободы, личного достоинства; развитие школьного самоуправления, участие детей в деятельности различных творческих объединений;
- эстетизация ОУ, жизнедеятельности детей, создание условий для их самовыражения в художественной деятельности, различной клубной и досуговой деятельности;
- закрепление в штатном расписании школы должности психолога, соц. педагога, медика, специалистов, обеспечивающих развитие системы дополнительного образования детей, развитие и совершенствование института классных руководителей;
- создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развитие родительских объединений, активизация деятельности родительских комитетов, советов.