Воспитательная работа в школе

Разделы: Администрирование школы


1. Общественная значимость воспитательной работы

Воспитательная работа школы не может строиться без учёта того, что индивидуальность ребёнка формируется в семье. Социальная среда семьи оказывает на ребёнка большое влияние, поэтому важен социальный статус родителей, их образование.

Таблица 1. Социальный статус родителей и их образование

№ пп Социальный состав родителей Количество № пп Образование родителей Количество
1. Рабочие 107/45% 1. Высшее 54/22%
2. Предприниматели 16/6% 2. Средне-специальное 77/32%
3. Служащие 79/33% 3. Среднее 85/35%
4. Безработные 36/15% 4. Неполное среднее 24/11%
5. Пенсионеры 2/1%      

В начале нового тысячелетия, как отмечается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., одобренной Правительством РФ 29 декабря 2001 г., образовательное учреждение должно стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Приоритет в образовании отдается воспитанию, оно органично вплетается в общий процесс обучения и развития. Именно поэтому перед нашей школой, и любой другой, стоят следующие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Решать эти задачи помогают благоприятная воспитывающая среда и целостная воспитательная система нашей школы.

Таблица 2. Данные об участии в общественно-полезных социальных акциях и проектах

№ пп Название акции Срок Количество участников % участия
  "Поможем памятникам и обелискам" апрель 2008г. 12 6%
  Митинг ко Дню Победы 09.05.08г. 173 87%
  Праздничный концерт для ветеранов войны 09.05.08г. 24 12%
  Уход за могилами учителей ветеранов и участника восстания 1905г. апрель-октябрь 2008г. 20 10%
  Благоустройство села апрель-октябрь 2008г. 15 8%
  "Помоги ближнему" январь-декабрь2008г. 41 21%
  Праздничный концерт, посвященный Дню пожилого человека 01.10.08г. 23 12%
  "Урожай 2008" июнь - август 2008г. 15 8%

2. Воспитательная система

Главная идея воспитательной системы школы

  • приоритетная роль личностных структур сознания в формировании опыта самоорганизации

Цель воспитательной системы

  • эффективное содействие формированию полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.

Задачи воспитательной системы

  • создать благоприятный нравственно-психологический климат в детском коллективе;
  • вовлекать учащихся в интеллектуальную, творческую и общественнозначимую деятельность с целью обеспечения самореализации личности;
  • укреплять здоровье учащихся средствами физкультуры и спорта, формировать мотивацию на здоровый образ жизни;
  • развивать у учащихся нравственные качества, соответствующие общечеловеческим ценностям;
  • развивать самоуправление учащихся, представляя им реальные возможности участия в управлении школьной детской организации;
  • создать условия для участия семьи и общественности в воспитательном процессе, привлекать родителей к участию в самоуправлении школой.

<Приложение1>

Приоритеты воспитательной системы

  • интеллект;
  • здоровье;
  • нравственность;
  • творчество.

Принципы воспитательной системы

  • принцип индивидуальности;
  • принцип самоактуализации;
  • принцип субъектности;
  • принцип выбора;
  • принцип творчества и успеха;
  • принцип доверия и поддержки;
  • принцип ответственности;
  • принцип самодеятельности;
  • принцип идеальности.

Условия реализации целей и задач

  • наличие предметно-пространственной среды, способствующей формированию чувства защищенности и комфортности у всех участников учебно-воспитательного процесса;
  • актуализация потребности педагогов в личностном саморазвитии и творческом самовыражении;
  • совершенствование педагогами личностно-ориентированных и здоровьесохраняющих технологий в учебно-воспитательном процессе;
  • открытость воспитательной системы, обсуждение и решение важнейших вопросов жизнедеятельности школы с родителями и общественностью;
  • наличие системы мониторинга за изменениями в развитии личности и школьного коллектива;
  • информационно-консультативное и научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
  • наличие программы "Здоровье"; плана проведения школьной спартакиады;
  • наличие в плане школы раздела 5 "Деятельность педагогического коллектива по организации здоровьесберегающего образовательного процесса".

Проблемы воспитания в контексте современной социальной ситуации

  • негативное влияние социума на систему мировоззрения подрастающего поколения;
  • размытость и неопределенность методологических и концептуальных подходов к воспитанию;
  • недостаточная согласованность семьи и школы в вопросах воспитания.

Перспективы развития воспитательной системы

  • совершенствование здоровьесберегающей среды, способствующей осознанию учащимися необходимости ответственного отношения к своему здоровью;
  • формирование информационного банка воспитательных технологий, обобщение опыта инновационной деятельности педагогов школы, создание рефлексивно-инновационной среды;
  • взаимообогащение культуры воспитания семьи и школы.

<Приложение 2>

У выпускника школы в достаточной мере будут развиты:

  • личностные качества;
  • нравственные нормы
  • поведения;
  • культура общения в коллективе;
  • потребность в труде;
  • способность к профессиональной
  • деятельности;
  • способность рационально
  • организовывать деятельность
  • способность к сотрудничеству;
  • сформированность познавательных
  • навыков

Схема воспитательного воздействия на учащегося

Родители в воспитательной системе школы

Результаты анкетирования родителей по отношению к деятельности педагогического коллектива к общеобразовательному учреждению.

Число анкет Число учащихся В ОУ Число ответов "3" и "4" на вопросы Доля ответов "3" и "4"
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Всего
20 200 12 18 20 20 20 20 14 14 18 20 20 20 20 20 20 276 92
  • "3" - согласен,
  • "4" - совершенно согласен

Анкетирование проводилось по методике Е.Н.Степановой.

3. Механизм функционирования воспитательной системы

Воспитательная система выполняет следующие функции:

  • развивающая, направленная на стимулирование положительных изменений в личности ребенка, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых;
  • интегрирующая, содействует соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
  • регулирующая, связана с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;
  • защитная, направлена на повышение уровня социальной защищенности детей и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;
  • корректирующая, заключается в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения ребенка с целью уменьшения негативного влияния на формирование его личности.

4. Школьное самоуправление

Структура детской организации

<Приложение 3>

5. Конкурсы, выставки, фестивали

  • Экскурсия "Н.И. Вавилов - гордость отечественной науки";
  • День матери: конкурс чтецов, рисунков, поделок, плакатов;
  • День учителя: праздничный капустник, день дублера, поздравления для учителей, подарки ветеранам, сделанные своими руками;
  • Осенины: выставки фруктов, овощей, конкурсы поделок, плакатов, икебан, панно;
  • Вечер встречи с выпускниками;
  • День школы: классные часы по истории школы, села, о выпускниках - известных и знаменитых, концерты, выставки;
  • Спортивные игры и соревнования по волейболу, футболу, легкой атлетике, теннису, лыжам;
  • Неделя здоровья,
  • День бега;
  • Заочные викторины к юбилейным датам.

6. Результаты деятельности актива школьной молодежной организации

  • "Парус" 2005-2008 г.г.
  • Межшкольная встреча лидеров школ района на базе МОУ "СОШ с. Октябрьский Городок";
  • Участие в акциях "Поможем памятникам и обелискам", "Аллея ТСМ" - посадка деревьев.
  • Участие в районном конкурсе "Наказ депутату муниципального собрания";
  • Участие в районном слете актива ТСМ и в выставке-отчете о проделанной работе;
  • Награждение активистов школы за развитие детского движения;
  • Участие в районных конкурсах "Ученик года" и "Лидер 2008";
  • Участие в районных литературных конкурсах "Портрет учителя" и "Открытка - поздравление".

7. Дополнительное образование

Система дополнительного образования МОУ представлена внеурочной деятельностью, а также внеклассной и внешкольной работой, что позволяет развивать способности детей по различным направлениям (осуществляется без дополнительной оплаты со стороны родителей).

Таблица 3. Содержание дополнительного образования

Дополнительное образование

1-4 класс - струнный ансамбль "Талант";

- спортивная секция по футболу;

- секция ОФП (общей физической подготовки);

- танцевальный кружок "Акварель";

- творческое объединение "Субботея";

- танцевальный кружок "Акварель";

- филиалы детской школы искусств.

5-7 класс - струнный ансамбль "Талант";

- ВИА "Бриз";

- танцевальный кружок "Мираж";

- секция ОФП (общей физической подготовки);

- спортивные секции по волейболу, настольному теннису; футболу, баскетболу, туризму;

- филиалы детской школы искусств и детско-юношеской спортивной

школы.

5-9 класс - краеведческий кружок "Поиск";

- спортивные секции по волейболу, настольному теннису; футболу, баскетболу, туризму;

- правовой кружок "Правовед".

10-11 класс - краеведческий кружок "Поиск";

- спортивные секции по волейболу, настольному теннису; футболу, баскетболу, туризму;

- правовой кружок "Правовед";

- мастерская юных журналистов.

Таблица 4. Результаты работы системы дополнительного образования.

Название Выступления, конкурсы Участие
2004-2005 2005-2006 2006-2007 2007- 2008
1 "Человек. Общество. Мир" Региональный конкурс   +    
2 Весна - 2006 Районная ассамблея искусств   +    
3 Звездный дождь Районный конкурс художественного творчества   +    
4 Волейбол Соревнования по возрастным группам   + + +
5 Спартакиада Соревнования в течение года + + + +
6 Мини-футбол Соревнования + + + +
7 Теннис Соревнования + + + +
8 Турслет Соревнования, конкурсы + + + +
9 Что за чудо - балалайка Концерт-выступление +      
10 Помним всех вас поименно: Смотр-конкурс музеев +      
11 Яркие краски детства Выставка прикладного творчества + + +  
12 Лыжня России Всероссийская массовая лыжня + + + +

Таблица 5. Участие в общественных, творческих конкурсах

Уровень Мероприятие Номинация Заняли призовые места или награждены дипломами
2004- 2005 2005- 2006 2006- 2007 2007 2008
Муниципальный Издание книги "Суровая память войны" Творческие работы детей и учителей +      
Портрет учителя         1 место
"Открытка - поздравление"         1 место
Ученик года         1 место
Акция "Мы за чистый район"         +
Фестиваль "Всё, что сердцу дорого"         1 место
Региональный "Глубинкою сильна Россия" Смотр-конкурс сельских библиотек   2 место    
"Моя семья" Конкурс сочинений     1 место  
Акция "Очистим планету от мусора"         +
IFAW - акция "Спасатели животных спешат на помощь"         +
XIII областная выставка - конкурс рисунков "Яркие краски детства"         +

8. Мониторинг уровня воспитанности учащихся

В целях оценки результативности воспитательного воздействия на учащихся систематически, в конце года, проводится диагностика уровня воспитанности школьников (диагностическая программа изучения уровня воспитанности школьников), на основании которого определяются приоритетные цели и задачи на следующий учебный год.

Диагностика состояния воспитательной деятельности

<Приложение 4>

9. Методическое обеспечение воспитательного процесса

Методическая работа школы, связанная с воспитательным процессом, осуществляется через методические объединения классных руководителей

I. Основными направлениями методической работы являются:

  • информационно-методическое (семинары, педагогические советы, конференции);
  • практико-ориентированное (открытые уроки, предметные недели, работа с молодыми кадрами);
  • научно-методическое (диагностическая деятельность работа творческих групп);
  • инструктивно-методическое (знакомство педагогов с нормативными документами, рекомендациями, изучение воспитательных систем);
  • личностно-ориентированное (психокоррекционная работа, урегулирование межличностных отношений);

II. Основные формы методической работы:

  • индивидуальная (самообразование педагога, обобщение опыта, работа с молодыми кадрами);
  • массовая (деловые игры, практикумы, семинары);
  • групповая (МО классных руководителей, творческих групп).

III. Семинары для классных руководителей

Анализ проведенных мероприятий по совершенствованию педагогического мастерства классных руководителей позволяет сделать вывод, что методическая работа в школе ведется целенаправленно и системно, как и в прошлом учебном году на повестку ставились наиболее важные вопросы, которые оказывали помощь в решении многих проблем по воспитанию школьников, способствовали росту профессионального мастерства педагогов.

10. Направления и условия развития воспитания в школе

  • формирование воспитательного пространства, целостного учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, обеспечение единства его важнейших составляющих - воспитания и обучения, повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;
  • определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с учётом конкретных возможностей и специфики каждого ОУ;
  • организация всестороннего изучения детей, их индивидуальных особенностей, интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых механизмов наблюдения за учащихся,
  • сохранение и анализ полученной информации (социальной, психолого-педагогической, медицинской);
  • повышение роли психолого-педагогической службы в формировании классного коллектива, индивидуальных занятий с уч-ся, проведения профилактики школьной и социальной дезадаптации детей;
  • обеспечение вариативности воспитательной системы, обновление педагогических и психологических технологий;
  • усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин, включение в их содержание обществоведческих материалов, помогающих детям понять себя, мотивы своего поведения, проектировать свою жизнь;
  • достижение реальной индивидуализации содержания, методов и форм образовательной деятельности, её открытости, разнообразия учебно-методических материалов, форм и приёмов учебной и внешкольной работы, развивающей творческие интересы и способности детской личности; планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования регионального компонента;
  • ориентация детей на общеловеческие ценности, охватывающие основные компоненты жизнедеятельности и развития личности и образующие основу воспитания;
  • активное использование воспитательного потенциала ОУ для формирования у детей высоких гражданских качеств, патриотизма, любви к Отечеству, семье, уважения к согражданам;
  • воспитание в духе демократии, свободы, личного достоинства; развитие школьного самоуправления, участие детей в деятельности различных творческих объединений;
  • эстетизация ОУ, жизнедеятельности детей, создание условий для их самовыражения в художественной деятельности, различной клубной и досуговой деятельности;
  • закрепление в штатном расписании школы должности психолога, соц. педагога, медика, специалистов, обеспечивающих развитие системы дополнительного образования детей, развитие и совершенствование института классных руководителей;
  • создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развитие родительских объединений, активизация деятельности родительских комитетов, советов.