Урок русской грамоты в 1-м классе по теме "Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф. Письмо строчной и заглавной букв Ф, ф

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Создать условия для формирования умений выделять из звуковой модели звук [ф], [ф'] и обозначать его буквой Фф. Формировать навыки плавного слогового чтения. Расширять кругозор детей об окружающем мире.
  • Развивать мышление, внимание, речь, фонематический слух, навык каллиграфически правильного письма.
  • Воспитывать прилежание, стремление к получению новых знаний, умение работать в паре, выслушивать oтвeты друг друга.

Ход урока

Мотивационный этап:

I. Психологический настрой.

- Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы.

- Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щёчки. (дети делают щипательные движения руками за щёчки). У вас замёрз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.

II. Ситуация успеха.

- При помощи улыбок вы передали друг другу радость и тепло, а Матушка-Зима решила подарить лесу мягкие пушистые снежинки, чтобы и животным, и растениям был не страшен мороз. Но снежинки не простые, а буквенные.

1) Повторение изученного о буквах и звуках.

- Назовите буквы, записанные на снежинках.

р л а м н б п в к д з с

- Найдите лишнюю букву? (Буква а.)

- По какому общему принципу объединены оставшиеся буквы? (Согласные буквы)

- Работая в парах, скажите чем отличаются согласные от гласных звуков?

- Проверим. (При произношении согласных звуков встречаются препятствия: зубы, губы, язык, а гласные говорятся открыто. Гласные можно петь, а согласные - нет).

- На какие гpуппы можно разделить эти согласные?

(р, л, м, н, в, б, д, з - звонкие; п, к, с- глухие,

б-п, з-с, д, в, к- парные; р, л, м, н - непарные.)

- Молодцы, ребята. Вот и в лесу потеплело. И кто-то хочет вас поблагодарить. Кто это?

а) Послушайте и отгaдайте загадку:

Днём он молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает. (филин)

- А кто такой филин? Где можно найти толкование слова?

б) Работа по карточкам.

- Возьмите карточку №1. Найдите на ней рисунок филина.

- Обведите и раскрасьте его. (самопроверка)

- Сравните, верно ли вы выбрали?

Вывешиваю на доску картинку с изображением филина.

- Сегодня он прилетел к нам на урок, чтобы познакомить вас с новыми звуками и буквой.

- А как вы думаете с какой?

в) Выделение нового звука из слова филин.

- Произнесите это слово и поставьте ударение.

- Сколько слогов в слове филин? (Два.)

- Назовите первый слог. (Фи.)

- Назовите второй слог. (лин)

- Какой первый звук слышится в этом слове? (Звук [ф'].)

-Произнесите его.

г) Характеристика звука.

- Дайте характеристику этому звуку.

(Звук [ф']-согласный, потому что его нельзя петь; глухой - потому что произносится только с шумом; в этом слове он мягкий, но в других словах может быть и твёрдым.)

- Молодцы! Определите, чем мы будем сегодня заниматься.

- Опираясь на слова - помощники сформулируйте цели нашего урока:

  • познакомимся:..
  • учиться отличать:.
  • учиться читать:..

(Мы познакомимся со звуками [ф], [ф'], буквой, которая их обозначает.

Будем учиться отличать звуки [ф], [ф'] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв. Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.)

д) Составление схемы слова.

- Составьте из карточек схему к слову филин. (1 ученик у доски).

- Сравните свою схему со схемой на доске. (Самопpoверка.)

3) Игра "Узнай звук".

- Послушайте стихотворение. Скажите о ком оно и назовите слова, в которых встречается новый звук [ф'].

Филин серый, филин cтapый,
А глаза горят, как фары.
Филин прыг, филин скок,
Филинёнку дал флажок.
Филинёнок рад, рад,
Два фонарика горят.

- Кто такой филинёнок? (Детёныш филина.)

Вывешиваю на доску картинку с изображением филинёнка.

- С чем сравнивает автор глаза филина? (С фарами.)

- Почему? (Они, как фары светятся в темноте.)

- Как называется такой литературный приём? (сравнение)

- Чем похожи слова: фары, флажок, фонарики? (Звуком [ф] в начале слова.)

- Как произносится звук [ф] в этих словах? (Твёрдо.)

- Составьте схемы к этим словам. (по рядам: фары, флажок, фонарики). (взаимопроверка)

4) Обобщение.

- С какими новыми звуками мы познакомились? (Звук [ф], [ф'].)

5) Введение буквы Ф (эф).

- У каждого звука должен быть паспорт. Звук, получивший паспорт, только тогда на письме обозначается особым значком.

Работая в парах, оформите паспорта для звуков, используя памятку.

Фамилия: Согласный
Имя: [Ф]
Отчество: Глухой
Характер: Твердый
Родители: шум
Фамилия: Согласный
Имя: [Ф']
Отчество: Глухой
Характер: Мягкий
Родители: шум

- Молодцы, ребята, а теперь пора познакомится с буквой, которая их обозначает.

- Вы хотите научиться писать букву, которая обозначает эти звуки?

Но сначала давайте отдохнём и поиграем в игру вместе с филином и филинёнком.

6) Физминутка. Игра "Совушка-сова"..

III. Конкретизация.

1) Знакомство с новой буквой.

- Звуки [ф], [ф] обозначаются буквой "ЭФ".

Показ печатной буквы.

- На что похожа буква "ЭФ"?

- А сейчас ребята вам расскажут, где ещё они увидели букву Ф.

1.

С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.

2.

Я - футбольный судья.
Целый день с мальчишками.
Два футбольных мяча
У меня под мышками.

3.

Всем известно без подсказки:
Буква Ф - как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.

2) Корректурная проба

- Ребята, маленький филинёнок тоже хочет научиться писать букву Ф, но он не может никак её найти. Поможем ему?

- Ваша задача - найти буквы Ф и зачеркнуть.

(у каждого карточка № 2, работают самостоятельно, взаимопроверка)

а п л т н г д а ц у е в д ы ф ч т х н к

п б ф п н е в ы д э ж т е к у м и с я ф

р ф и в ы ч с б н п в у т ф э ю т ь к н

т н т а в ф с б т и м а ф б о л д п а в

3) Показ образцов печатных и письменных букв.

- Рассмотрите и сравните печатные и письменные буквы.

- Сравните, что заметили?

Показываю на доске как печатать букву Фф

- Сравните, что заметили? (Они одинаковые, отличаются лишь размером)

- Из каких элементов состоит буква Ф? (Из палочки и двух полуовалов)

- Печатаем в Прописи буквы Фф (самостоятельно)

4) Местонахождение буквы Ф на ленте букв.

- Определите место буквы Ф на ленте букв.

- Почему её место под буквой в? (Они образуют пару.)

5) Посмотрите на строчную букву ф. Из каких элементов состоит эта буква? (Из двух овалов и прямой палочки.)

6) Письмо строчной буквы в Прописи, после показа и объяснения уч-лем.

- Пропишите в воздухе строчную букву "ф".

-Обведите по точкам буквы и продолжите их написание до конца строки.

- Подчеркните самую красивую букву.

- Ребята, а какой скоро приближается праздник. (Новый год). Филин с филинёнком решили украсить дерево, в котором они живут флажками и фонарики, но они не простые на них написаны слоги. Помогите им прочитать их.

7) Чтение слогов с доски:

ФА ФИ ФУ ФЫ ФЕ ФЁ ФО.

АФ ИФ УФ ЫФ ЕФ ЁФ ОФ.

8) Отработка навыка чтения слогов с новой буквой.

- Прочитайте слоги на доске:

  • шепотом
  • громко
  • вопросительно
  • торжественно

- На какие группы их можно разделить?

- По какому признаку? - Какие гласные обозначают мягкий звук?

9) Запись слогов.

- А сейчас мы запишем только некоторые из этих слогов: фа фе фо.

(Обратить внимание на соединение буквы Ф с другими буквами.)

- Дополните слоги до целого слова.

10) Физминутка Игра "ТОМ и ТИМ".

- Если вы услышите в словах мягкий согласный звук, то встают друзья ТИМА (девочки), а если твёрдый-то друзья ТОМА (мальчики).

Слова: фабрика, флажок, шофёр, форма, Федя, филин, факел, фиалка, светофор, конфета, буфет, кофта.

11) Работа над столбиками слов.

- Прочитайте слова. Назовите непонятные слова. Что заметили? (по 2 слога)

- Выберите слова с ударением на 2 слог.

- Найдите слово, где букв больше, чем звуков. (фонарь)

- Выберите одушевлённые предметы. (фазан, филин) Что они обозначают?

Со словом филин составьте предложение по данной схеме.

.

12) Работа над текстом "Филин" по Букварю.

Чтение текста подготовленным учеником.

а) читает текст без назвaния до слов: " : желтых фонарика".

- Что за фонарики зажглись на дереве в лесу?

б) Чтение учеником рассказа до конца.

- Почему мышка должна сидеть тихо?

в) Выборочное чтение.

- На что похожи глаза филина?

- Почему филина называют хищной птицей?

- Почему филина называют ночной птицей?

- Какой слух у филина? Почему?

- Кем питается филин?

13) Работа в парах.

- Как вы думаете: пользу или вред приносит филин?

14) Проверка.

Заслушиваются ответы учащихся.

- А Саша приготовил сообщение. (энциклопедические сведения о филине.)

В лесу, в дупле дерева, живёт филин. Днём он спит, а ночью вылетает на охоту. Питается он исключительно мышами, полёвками и другими мелкими грызунами. Нападает филин и на мелких животных. Терпеливо дежурит филин на своём посту. Часами он ожидает своей добычи.

- Что ещё нового вы узнали о филине?

IV. Контроль.

Работа по Букварю

- Вставьте буквы В или Ф в слова.

V. Рефлексия.

- Что нового узнали для себя на уроке?

- Что понравилось на уроке?

- В чём испытывали затруднения?

- О чем еще хотели узнать?

- Мы с вами продолжим изучение нового звука и научимся писать заглавную букву "В" на следующем уроке.

- Напоследок - сюрприз - снежинки от Матушки - Зимы. Все учащиеся класса получают снежинки.

  • Кому было всё понятно, интересно и легко работать, тот возьмёт голубые снежинки.
  • Кто затруднялся, но после обдумывания справлялся с заданием - сиреневые снежинки.
  • Кому было трудно успевать и выполнять задания - белые.

Спасибо за урок. Спасибо за внимание.