Цели:
Оборудование:
- учебник В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климанова “Родная Речь” II часть;
- выставка книг Е.И. Чарушина;
- эпиграф урока;
- плакат с мимическим изображением человечка.
Ход урока
Организационный этап.
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
У: Сегодня мы продолжим чтение произведений по теме “О братьях наших меньших” под девизом
“Остановись! Присядь! Нагнись!
И под ноги взгляни!
Живой живому удивись: они тебе сродни…”. (запись на доске)
У: Посмотрите на выставку книг. Как вы думаете, произведения какого автора мы будем читать? О чем его книги?
У: Правильно. Евгений Иванович Чарушин. Он пишет о животных.
Этап активного усвоения новых знаний.
“Биография писателя”
У: Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он любил животных.
В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которых Женя лечил вместе с мамой, и еще 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненных уток и тетерок, вел дружбу с трехногим псом Бобкой.
Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать подражая карканью вороны. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
“Вступительная беседа”
У: Сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов. Прочитайте название рассказа.
У: Попробуйте предположить, о чем будет рассказ? Скажите когда и почему бывает страшно? Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.
“Первичное восприятие текста”
У: Сейчас вы прослушаете рассказ и узнаете верны ли ваши предположения.
“Обмен впечатлениями”
У: Понравился рассказ? Кто хочет поделиться своими мыслями об услышанном? Почему рассказ так назван?
“Словарная работа”
У: В тексте встретилось слово “сени”. Как вы понимаете значение этого слова?
Сени – помещение в деревенском доме между крыльцом и жилыми комнатами.
У: А что такое “чулан”?
Чулан – кладовка, где хранятся продукты и разные вещи.
“Работа над текстом”
Чтение “по - цепочке”
У: Слушаем внимательно, после чтения ответьте на вопрос “Что узнали о мальчиках?” Назовите слова-действия мальчиков из этой части. (умылись, разделись, легли спать, лежат, молчат)
У: Как характеризует мальчиков, что они остались одни? (смелые, самостоятельные, надежные)
Чтение “по ролям”
У: Прежде чем читать дальше, скажите как называется разговор двух и более людей?
Диалог – это чтение “по ролям”.
У: Распределяем “роли” как обычно. Скажите кто из ребят подходит на роль мальчиков? А кто будет читать слова автора? (дети читают)
У: Какими мы увидели здесь ребят? Попробуем обыграть в лицах диалог мальчиков. Читать будем только слова Пети и Шуры, но прочитать надо так, чтобы мы поняли, что их начинает охватывать ужас.
Инсценировка (дети читают, изображая эмоциональное состояние мальчиков)
Анализ II части
У: Какие звуки услышали мальчики? Как об этом говорит автор? Найдите слова действия “незнакомца”. Как автор называет “незнакомца”? (кто-то) Ребята, если бы вы не знали продолжения рассказа кем бы мог быть этот кто-то? (ящерица, мышка, хомячок, барсук)
У: Прочтите предложение в котором многоточие. Для чего это нужно было автору?
Индивидуальное чтение
У: Прежде чем читать самый напряженный момент в тексте, определим каким тоном будем читать. (загадочным, взволнованным)
У: А темп какой будет? (сначала быстрый, а потом неспешный)
У: А громкость? (тихо, чтение “про себя”)
У: Как вели себя мальчики когда им стало страшно? Подберите к слову “бросился” синонимы. Почему автор употребил именно слово “бросился”? Находим слова действия мальчиков. А как характеризуют эти слова мальчиков?
Прием “Эмпатии”
У: Давай – те войдем в этот рассказ. Вошли. Вы теперь Шура и Петя. Как бы вы себя повели? Какие чувства испытывали мальчики, когда слышали звуки за дверью? Расположите эти слова в порядке возрастания чувств.
Страх
Ужас
Испуг
Беспокойство
У: Какое из этих чувств испытывали мальчики в самый напряженный момент?
“Тихое” чтение
У: Дальше читаем “тихим” чтением. А сейчас прочитайте “парами”. Давайте снова в этот рассказ. Вы должны рассказать маме и папе что у вас произошло. Представьте, что я и мама, и папа. Я слушаю, а вы мне рассказываете.
Инсценирование (дети у доски инсценируют эпизод из рассказа)
Чтение “Эстафета”
“Мама с папой зажгли еще одну лампу. Стали смотреть во всех углах. О чем это говорит?”(родители были обеспокоены тем, что кто-то напугал детей)
У: Найдите слова действия “незнакомца”. (пробежал, свернулся шариком, дергает, колет)
У: А по этим словам действиям мы можем догадаться кто этот “незнакомец”? (да, ежик) Кого нашли родители? Прочитайте, как об этом говориться в рассказе?
Выразительное чтение
(на доске)
У: Прочитайте это предложение так как прочитал бы его этот человечек .
С какой интонацией прочитали? Почему?
С какой интонацией прочитали? (со злостью) Почему?
А как прочитали Шура и Петя? (с радостью)
А родители? (со злостью, так как ежик напугал детей)
Чтение “про себя”
У: Читайте “про себя” и приготовьте вопросы по содержанию. (дети читают, а потом задают вопросы друг другу)
Составление рассказа
У: Ребята, а у вас не создалось такого впечатления, что рассказ не закончен? Согласитесь со мной, что на даче живут только летом, а приходом осени все уезжают в город. Что же может произойти дальше? Чем закончится эта история? Попробуйте продолжить рассказ.
Озаглавливание рассказа
У: Название этого произведения “Страшный рассказ”, но на самом деле ничего страшного нет. Вот если бы вы были писателем, то как бы вы озаглавили рассказ? (“Случай на даче”, “Ежик”)
Этап закрепления и применения знаний
“Беседа”
У: Почему рассказ, где главные герои мальчики помещен в разделе “О братьях наших меньших”? Для чего писатель рассказал нам эту историю?
“Пересказ рассказа”
У: Кто еще главный герой кроме мальчиков в этом рассказе? (ежик)
У: Сделаем так. Я даю вам одну минуту, вы прочитываете еще раз рассказ и запоминаете для себя все действия ежика. Это надо для интересной и необычной работы. (дети читают)
У: Прочитали. Готовы. Этот рассказ введется от имени автора. А теперь автором будет … ежик. Пересказать рассказ от имени ежика (дети пересказывают)
У: Молодцы! Поблагодарим рассказчиков.
“Сведения о писателе. Выставка иллюстраций Евгения Ивановича Чарушина”
У: А хотите увидеть колючего героя нашего рассказа? Посмотрите. Вот он герой.
Автор “”Страшного рассказа был не только писателем, но и художником – анималистом. Слово “анималист” означает “рисующий животных”. Особенно Чарушин любил рисовать симпатичных маленьких зверюшек. (учитель открывает выставку картин)
У: Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, которые сам писал. И знаете почему? Писатель говорил об этом так: “Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты – человек, хозяин всей природы, тебе все знать нужно”.
Этап обобщения
У: Что для себя вы открыли на этом уроке? Что запомнилось? Для чего нужен этот урок? И в конце урока я еще раз хочу сказать… (учитель читает еще раз девиз урока)