Сопроводительная записка.
В работе "Предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся" исследуются психологические причины неуспеваемости учащихся и меры их устранения.
Опыт показывает, что учитель, знающий возрастные и индивидуальные особенности учеников и владеющий приемами работы с детьми, добивается прекрасных результатов. Влияние родителей на успешность обучения детей тоже велико. Именно поэтому и педагогам, и родителям желательно освоить различные приемы и техники работы с детьми, которым трудно учиться.
В работе даны практические рекомендации по устранению неуспеваемости на уроке математики, а также рекомендации по работе с гиперактивными и тревожными детьми.
1. Введение
1.1 Исходная ситуация.
Проблема школьной неуспеваемости беспокоит не только взрослых, но и детей. Ведь совершенно очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который бы хотел плохо учиться. Когда малыш переступает порог школы, он чаще всего преисполнен мечтами о светлом и увлекательном школьном мире, о встрече с добрыми учителями, т. е ребенок хочет учиться, узнавать новое и стать хорошим учеником (это ведущая мотивация детей 7-8 лет). Когда мечты об успешном обучении разбиваются, о первые двойки, у него сначала пропадает желание учиться, потом он просто или отказывается посещать школу, прогуливает уроки, грубит, хамит учителю, не выполняет заданий, мешает работать одноклассникам.
Если у ребенка возникают проблемы, он может чувствовать, что он не такой, как все, а значит, хуже, никчемнее. Подобные мысли и чувства могут возникнуть у любого неуспевающего ученика, и даже если на словах он уверяет нас, что школа ему не нужна, в глубине души он может ощущать себя отверженным, ненужным. В итоге зачастую неуспевающие дети ищут круг людей, для которых они будут значимы, среди которых они не будут чувствовать себя ненужными, как это происходит в школе. Так они оказываются в дворовых тусовках, тем самым пополняя ряды неблагополучных детей района, города.
Итак, проблема школьной неуспеваемости напрямую связана с такими актуальными для нашего времени государственными проблемами, как наркомания и преступность среди молодежи.
И, несмотря на пристальное внимание педагогов, психологов, ученых и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, испытывающих трудности в обучении растет. Но если вовремя провести необходимую, с точки зрения специалистов коррекционную работу, то это будет лишь временные трудности, преодолев которые ребёнок почувствует уверенность в своих силах. Если же не установить причины отставания, то оно может приобрести хроническую форму и разрастись из неуспеваемости по одному предмету в стойкую общую неуспеваемость.
Анализ результатов ситуации показывает, что учителя сталкиваются в своей деятельности с проблемами:
- низкий уровень усвоения учебного материала при изучении новой темы и проверочных работах на первичное закрепление.
- нежелание выполнять домашнее задание.
- отсутствие мотивации к обучению у неуспевающих учащихся.
Причины, повлекшие к появлению нежелательных проблем, были:
- Возрастные особенности: многие школьники не могут абстрактно мыслить, анализировать, быстро обобщать учебный материал
- Разноуровневый состав учащихся в классе, разная подготовка к обучению.
- Низкая мотивация обучения.
На основе вышеуказанного, можно определить ключевую проблему.
Неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами.
Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к проблеме неуспеваемости, к выявлению вызывающих ее причин.
1.2 Опыт решения подобных проблем.
В настоящее время наиболее признаны традиционная и развивающая системы образования. Каждая из них по разному с точки зрения методики, выстраивает отношения педагога и ученика, позицию учащегося и его вид деятельности, что в свою очередь является решением проблемы неуспеваемости.
Традиционная система. Цель: овладение системой знаний, умений и навыков, которые необходимы каждому человеку в повседневной жизни и трудовой деятельности; содержание основывается на информационно-объяснительном подходе.
Развивающая система. Цель: достижение оптимального общего развития каждого ученика, обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, усвоение прочных знаний и умений посредством продвижения ребенка в общем развитии, раскрыть индивидуальность ученика.
Опыт решения проблемы неуспеваемости накоплен и успешно применен в нашем образовательном учреждении.
Рассмотрим, какие акценты надо делать на каждом этапе урока, чтобы все учащиеся усвоили изученный материал:
1) В процессе контроля за подготовленностью учащихся.
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учеников наибольшие затруднения.
Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.
По окончании изучении темы или раздела обобщать итоги усвоения основных понятий, правил, умений, навыков школьниками, выявлять причины отставания.
2) При изложении нового материала.
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала
Стимулировать вопросы со стороны учеников при затруднениях в усвоениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.
3) В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке.
Включать в содержание работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах.
Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивая их самостоятельность.
Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.
4) При организации самостоятельной работы вне класса.
Обеспечить в ходе работы повторение пройденного материала. Концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.
Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учеников о порядке выполнения работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
При выборе дидактических мер группового подхода к неуспевающим школьникам можно использовать следующие приемы работы.
1) В процессе контроля за подготовленностью учащихся можно применить такие меры группового подхода и помощи в учении - снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Разрешать использовать наглядные пособия, схемы, плакаты. Стимулировать оценкой, подбадривание похвалой, положительной записью в дневнике.
2) При изложении нового материала
-применять меры поддержания интереса к усвоению темы (связь изучаемого с жизнью, актуальность), привлекать неуспевающих в качестве помощников при подготовке наглядных пособий, плакатов, схем.
3) В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке
- разбивать задания на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Можно сослаться на аналогичное задание, вьполненное ранее. Напомнить прием или способ выполнения задания. Указать на необходимость актуализировать то или иное правило, формулу или определение. Инструктировать о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулировать самостоятельные действия слабоуспевающих учеников, указывать на сдвиги в деятельности.
2. Концепция деятельности.
2.1 Гипотеза.
Применяя различные приемы и методы организации обучения можно более эффективно формировать положительные типические особенности учащихся (особенно мыслительной деятельности), которые будут способствовать повышению успеваемости.
Цель:
Выявляя основные причины неуспеваемости учащихся, определить пути осуществления их преодоления.
Задачи:
1) На основе изучения литературы раскрыть психолого - педагогические причины неуспеваемости учащихся.
2) Определить систему мер по преодолению неуспеваемости школьников на уроке математики.
В процессе исследования использовать следующие методы:
- анализ социальной, философской, психологической литературы по данной проблеме.
- наблюдение за деятельностью передовых школ, коллективов, учителей; изучение и обобщение их и своего опыта.
2.2 Модель деятельности.
1 этап. Изучение литературы по данной теме.
Изучение опыта работы по данной проблеме и путей ее решения.
2 этап. Выбор приемов и форм проведения уроков для формирования прочных знаний по математике, привития познавательных интересов к предмету.
Систематизировать упражнения, задачи, нетрадиционные уроки, уроки - сказки, способствующие развитию познавательных способностей школьников.
3 этап. Проведение дифференцированной работы учеников на уроке математики.
Создать дидактические материалы с учетом индивидуальных способностей учащихся.
Идея написания проекта родилась в процессе работы с детьми. Опыт показывает, что учитель, знающий возрастные и индивидуальные особенности учеников и владеющий приемами работы с детьми, добивается прекрасных результатов. Влияние родителей на успешность обучения детей тоже велико. Именно поэтому и педагогам, и родителям желательно освоить приемы и техники работы с детьми, которым трудно учиться. В приложении приводятся тренинги, которые можно проводить на уроке, так и родителям дома.
3. Теоретическая база.
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученйк имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества.
Существуют различные концепции и теории неуспеваемости. В разные исторические периоды эта проблема трактовалась по-разному.
В настоящее время для научной мысли характерна теория двух факторов, то есть принятие биологических, так и социологических теорий. М. М. Безруких (1995) отмечает, что проблема неуспеваемости является и педагогической, и медицинской, и психологической и социальной.
Существует мнение, что для выявления причин неуспеваемости необходимо комплексное обследование.
Для того чтобы добиться эффективной работы по преодолению школьной неуспеваемости, необходимо, прежде всего, определить вызывающие ее причины. Среди специалистов уделяющих внимание этой проблеме, не существует единой точки зрения на причины неуспеваемости, но анализ соответствующей литературы позволил выделить несколько групп факторов ведущих к неуспеваемости в школе
- физиологический фактор
- социальный фактор
- психологический фактор
Итак, исследования установили 3 группы причин школьных неудач (см.приложение1)
Психологические причины
Психологические причины состоят из познавательной сферы, мотивационной сферы и эмоционально-волевой сферы.
Задачи обучения можно считать решенными полностью, отмечает Д.Б. Эльконин только при условии воспитания полноценных мотивов учебной деятельности. Уровень мотивации школьников к учебе снижается к концу младшего школьного возраста, что может быть недостатками в организации обучения, в частности, с системой оценки знаний детей.
Так, Д.Б.Богоявленский считает создание проблемной ситуации необходимым условием для возникновения активной умственной деятельности. Потребность в знаниях возникает в тех случаях, когда на пути ученика появляются препятствия, затруднения, преодолеть которые без необходимых для этого сведений он не может.
Проблемная ситуация может быть первым шагом метода самостоятельной работы, который вынудит ученика обратится к анализу, синтезу, сопоставлению, обобщению .
Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под ее влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми учение может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения, такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой), анализировать и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и т.д. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся - важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения - образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес.
Общие требования к уроку
Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы - Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий: личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета); методов и приемов обучения. Поговорим о некоторых требованиях к современному уроку. С позиций современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее: По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3-5 раз, т. е. осуществлять постоянную "обратную связь" - корректировать непонятное или неправильно понятое. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) - вводить забытое понятие поурочного балла. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя - не только научить (в нашем случае - математика), а развить мышление ребенка средствами своего предмета. Стараться интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
Проблемное обучение
Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Для развития познавательных интересов важно усложнение познавательных задач.
Мотивационная функция задач в обучении математике
Роль задач в обучении математике чрезвычайно велика. Они могут служить многим конкретным целям обучения, выполнять разнообразные дидактические функции. Широкое использование в учебном процессе мотивационной функции задач является одним из средств его активизации. Такое применение задач способствует осознанному восприятию учащимися программного материала, овладению прочными знаниями, развитию мыслительной деятельности школьников.
Числовой диктант
При использовании этого приема дети вспоминают два понятия, пытаются сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое-либо действие и ответ записывают в тетрадь. Чем он интересен? Во - первых, устный счет сам по себе полезен на уроках математики. Во-вторых, мы не просто даем возможность считать, а подсчитывать вещи (понятия, величины, единицы...), знание которых входит в базовый минимум школьной программы не только по данному предмету, т. е. мы пытаемся расширить кругозор детей. В- третьих, давая аналогичное задание для самостоятельного конструирования, мы ненавязчиво заставляем школьников еще раз прочитать текст учебника, поскольку без этого они не смогут выполнить предлагаемую работу, а она для них очень интересна.
Цифровой диктант
Этот прием, пришедший к нам из программированного обучения, где основой является идея о постоянной обратной связи, очень эффективно используется для быстрой фронтальной проверки усвоения и закрепления знаний. Учитель произносит некоторое утверждение и, если ученик согласен, то он ставит единицу (1), если нет - нуль (0). В результате получается число. Все, кто получил правильное число, получают "плюс" за работу (балл за данный этап урока). Подобные диктанты с большим удовольствием составляют сами учащиеся и подбирают вопросы из многих учебных предметов. Аналогичные задания можно дать на дом или на уроке.
Игровое обучение
Большое значение в активизации познавательной деятельности школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Игровое обучение может использоваться как метод, как методический прием, как форма обучения. Сущность обучению как игре в курсе математики могут обеспечить сюжет и/или соревнование. По времени игра может продолжаться от 10-15 минут до четверти. Сюжет более уместен для 1-7 классов, а для старших школьников - соревновательный момент. Игровая ситуация предполагает активизацию деятельности учащихся на уроках. Для формирования сюжета учителю необходимо знать любимых героев детей и наиболее популярные игры, фильмы, музыкальные произведения.
Кроссворд
Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая игра -кроссворд. На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала. Логические задания кроссвордов подбираются с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Можно предварительно начертить кроссворд и написать текстовое пояснение на доске. Можно наложить на кроссворд просвечивающий лист бумаги и таким образом вписать ответ без предварительного вычерчивания. Можно использовать кроссворды в виде кармашков, лицевая часть которых представляет собой трафарет с прорезями вместо букв, а на изнаночной стороне напечатаны задания для решения. Внутри кармашка вложен чистый листок с фамилией ученика. Такой кармашек позволяет многократно использовать одну и ту же сетку-решетку кроссворда для индивидуальной работы. Тематические кроссворды можно использовать как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися
Физиологические причины.
Школа - серьезный и сложный этап в жизни каждого ребенка. На сегодняшний день медицинская статистика говорит о том, что лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми. Отмечается тенденция к ухудшению психического здоровья детей и подростков. Основными формами психической патологии являются неврозы, психопатия, девиантное поведение.
Рассмотрим более подробно синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Это медицинский диагноз, поставить который может только врач после проведения диагностического обследования.
Черты, характеризующие синдром гиперактивности, обычно такие
- дефицит активного внимания
- общее двигательное беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений
- недостаточная целенаправленность поступков, их импульсивность.
Синдром гиперактивности встречается при различных заболеваниях и нарушениях развития и сочетается с нарушением памяти, работоспособности. У ребенка снижены объем и концентрация внимания ,чрезвычайно повышена отвлекаемость ,реагирует на любой звук ,на любое движение в классе. Такие дети бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Для лечения синдрома в первую очередь применяются препараты, влияющие на обменные процессы центральной нервной системы, и при оказании своевременной лечебной и педагогической поддержки, при благополучном личностном развитии гиперактивный ребенок способен адаптироваться в обществе.(см. приложение 5 )
Наряду с гиперактивностью есть еще и гипоактивность. Такие дети не мешают учителю, они тихо сидят на задней парте, не нарушают дисциплину. Однако успеваемость таких детей не соответствует ожиданиям. Гипоактивные дети стараются, чтобы их не вызывали к доске, не участвуют в учебных дискуссиях. Многие из гипоактивных детей, как показывает практика, имеют нарушения способности к обучению и пополняют ряды неуспевающих учеников.
Обучение должно строиться на основе принципа индивидуального подхода. Один из путей реализации индивидуального подхода - дифференциация обучения.
Один из видов дифференцированного обучения - внешняя дифференциация, т. е. создание особых видов школ и классов, в которые зачисляются учащиеся с определенными индивидуальными особенностями.
Другой вид дифференцированного обучения - внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы). Организация работы внутри класса соответственно группами учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями.
Формы дифференцированных заданий:
- Индивидуальные карточки
- Задания по уровням сложности
Социальные причины неуспеваемости.
Неблагополучная семья, отсутствие контакта с родителями, низкий материальный уровень семьи, школьная образовательная среда- все эти социальные факторы также могут привести ребенка к неудачам в обучении.
По данным А.М.Матюшкина около 30% американских учащихся, отчисленных из школ за неуспеваемость, составляют дети одаренные и сверходаренные. Безусловно, одаренные дети отличаются друг от друга степенью одаренности и познавательным стилем, и сферами интересов. От него ожидают большей эмоциональной зрелости ,самоконтроля, ответственности. Учителя часто не считают такого ученика нуждающимся в индивидуальном подходе и помощи.
Считается, что если ребенок успешно усваивает предметы программы, то ему должна быть присуща высокая школьная мотивация. Однако практика показывает, что одаренный ребенок может быть по тем или иным причинам негативно настроен к школе, что сказывается на успеваемости. Одаренный ребенок может учиться только на 5, а может и не быть самым сильным в классе.
Многое в судьбе одаренного ребенка будет зависеть от особенностей обучения и воспитания
Одаренные дети нуждаются в специальных программах и специально подготовленных учителях. Однако не у всех детей одаренность выдерживает испытание временем и ходом возрастного развития. Одаренный ребенок, по словам В.М. Слуцкого(1991) не просто носитель талантов, а, прежде всего человек со своими достоинствами и недостатками. Школа должна способствовать как умственному, так и личностному развитию одаренного ученика.
Для таких детей можно проводить внеклассную работу (факультативы по математике). Внеклассная работа направлена в основном на предоставление дополнительных возможностей для развития способностей учащихся и привития им интереса к математике.
При выборе методов и приемов обучения на факультативных занятиях необходимо учитывать содержание факультативного курса, уровень развития и подготовленности учащихся, их интерес к тем или иным разделам математики.
На факультативных занятиях могут использоваться разнообразные формы: лекции, практические занятия, обсуждения задач по дополнительной литературе, доклады учеников, рефераты, экскурсии.
Методические рекомендации по организации математических факультативов:
- Взаимосвязь в содержании, формах и методах организации учебной работы и факультативных занятий;
- Обеспечивать взаимосвязь (по содержанию) уроков и факультативных занятиях
- Единство в содержании факультативных занятий различных разделов математики;
- Активизация самостоятельной работы учеников;
- Построение учебного процесса как совместная исследовательская деятельность учащихся;
- Использование наглядных пособий, применение конспект- таблиц на лекциях;
- Использование системы ключевых задач по темам на факультативных занятиях;
- Использование историко-математического материала на факультативных занятиях;
- Принципы занимательности занятий;
- Построение занятий проблемного изучения материала.
ВЫВОДЫ:
Выдвинутая гипотеза о том, что применяя различные приемы и методы организации обучения можно более эффективно формировать положительные типические особенности учащихся (особенно мыслительной деятельности), которые будут способствовать повышению успеваемости, действительно помогла решить проблему неуспеваемости учащихся.
Для устранения дидактических причин неуспеваемости применялись такие средства:
1) Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация.
2) Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдения за трудными учениками с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
3) Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе - это дополнительные занятия, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения.
4) Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу семьей ученика.
ЛИТЕРАТУРА
- Г.Б Монина "Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником" Речь СПб,2005
- Н.П. Локалова "Как помочь слабоуспевающему ученику" М.,1997
- Н.П.Майорова "Неуспеваемость" СПб.,1998
- В.С. Цетлин "Неуспеваемость школьников и ее предупреждение" М.,1997
- А.М.Шевченко " Коррекция поведения детей с гиперактивностью" М.,1997
- Н.Ю.Скороходова "Психология ведения урока" СПб 2002
- Л.П.Фридман "Изучение личности учащегося" М.,1998
- Т.Г. Богданова "Диагностика познавательной сферы ребенка" М., 1998