Данная разработка в интересной и доступной форме поможет учащимся начальной школы осознать роль головного мозга в организме человека, понять его устройство и принцип работы, заставит задуматься каждого о своем образе жизни, познакомит с полезными рекомендациями. Особенно интересно проходит урок, если проводится совместно с группой заранее подготовленных детей.
Цель: Формирование у детей знаний о головном мозге, осознание роли человека в его развитии.
Задачи:
1. Разъяснить функции и принцип работы головного мозга.
2. Познакомить с особенностями строения больших полушарий.
3. Раскрыть факторы, способствующие лучшей работе головного мозга человека.
4. Формировать мотивационный интерес к ведению здорового образа жизни.
Оборудование:
- Плата компьютера.
- Плакат с изображением головного мозга человека.
- Половинка грецкого ореха без скорлупы.
- Небольшая коробочка со смятым листом бумаги внутри.
- Цветные карандаши и бумага для рисования.
Ход занятия
1. Организационный момент и сообщение темы.
Учитель:
- Здравствуйте, дорогие ребята! Вы уже научились читать, писать, считать, решать очень сложные задачи. А задумывались ли вы над тем, какой орган в вашем теле вам помогает думать, учить, запоминать. Где рождаются ваши мысли?
Конечно же, в голове, а точнее: в вашем мозге. И это известно всем.
Но многие ли из вас знают, как он устроен, как работает, чем нужно питаться, чтобы мозг хорошо работал и какие правила выполнять, чтобы он правильно развивался?
Наше занятие сегодня необычно тем, что готовили мы его вместе с учениками и проводить его будем тоже вместе. Тема занятия звучит так: "Познай себя. Мозг человека и его возможности".
2. Основная часть.
2.1. Знакомство с принципом работы головного мозга человека.
Юля и Альбина:
- Древние греки считали: все, что человек видит, слышит или чувствует, влетает ему в голову в виде каких-то маленьких частиц.
- Как дробь из ружья, что ли?
- Может быть. И что эта дробь оставляет на мягком мозге отпечатки, как на глине.
- Вся же голова от этой дроби была бы дырявая! Ну и смешные эти греки!
- Э-э, не скажи. Все, что мы видим, слышим и ощущаем, наши глаза, уши, кожа, язык и нос превращают в электрические сигналы, которые и влетают в наш мозг.
- Как же нас током не убивает?!
- Этот ток такой слабенький, что почувствовать его могут только очень чуткие приборы.
- И мозг все-все понимает?
- Конечно, да еще и нужные команды дает. Вот, например, к нему от глаз прилетели такие сигналы: "Сидит большая, черная, злая собака". Мозг немедленно предупреждает все мышцы: "Внимание! Опасность! Приготовиться!"
Вдруг собака вскакивает и бросается на тебя! Глаза молниеносно телеграфируют об этом мозгу и он, не спрашивая твоего разрешения, мгновенно скомандовал всем сразу: "Сердцу работать быстрее, легким дышать чаще, рукам напрячься и быть готовыми к обороне, "убегательным" мышцам бежать что есть мочи, а горлу отчаянно кричать "Мама!!!"
- А кожа тоже умеет электрические телеграммы посылать?
- Еще как! На каждом малюсеньком, с ноготь мизинца, участке кожи около ста нервных окончаний, Поэтому, в каком бы месте ты ни прикоснулся иголкой к коже, обязательно попадешь в кончик нерва, который мгновенно телеграфирует в мозг: "Спасите! Больно!" В тот же миг мышцы получают команду: "Руку отдернуть!"
Теперь давайте посчитаем, сколько у нашего главного мозга разных разведчиков-телеграфистов. Глаза - раз, уши - два, кожа - три, язык - четыре, нос - пять. Всего пять помощников, а могут рассказать обо всем, что есть на свете.
- Как же это мозг один со всем справляется? Целый день ему и глаза, и нос, и язык, и кожа, и уши звонят-звонят, а он всем ответить успевает и ничего от страха не путает?
- Он-то ничего не боится, а вот я о нем боюсь рассказывать.
- А почему? Он страшный, да?
- Он страшно сложный. Пусть лучше Рита расскажет.
2.2. Установление сходства и различия мозга и компьютера.
Рита:
- Мозг - это масса нервной ткани, которая находится внутри черепа. Во всем человеческом организме нет более важного органа, чем мозг. Без него мы не могли бы жить.
Миллиарды крошечных клеток, составляющих мозг, наделены поразительными способностями. Они могут запомнить что-либо на многие годы; они в течение всей нашей жизни непрерывно учатся и узнают новое; они удерживают в памяти множество вкусов и запахов, картин и звуков - и никогда не забывают их.
Мозг похож по принципу работы на мощный компьютер. Он принимает самые разнообразные сигналы - звуки, запахи, изображения, распознает и обрабатывает их. Компьютер умеет считать, ты тоже можешь складывать числа. Компьютер хранит в памяти разные сведения, и ты помнишь номер своего телефона и домашний адрес.
Вот посмотрите. (Показывает материнскую плату компьютера) Это плата компьютера. На ней сотни микросхем, которые обрабатывают информацию, поступающую в виде сигналов по тонким проводам от клавиш и кнопочек, на которые воздействует человек. Согласитесь - это очень похоже на те представления древних греков, о которых вы сегодня уже слышали. Каждая микросхема компьютера отвечает за обработку определенной информации и передачу графического изображения о выполненной команде на монитор.
Компьютеру, также как и мозгу, для работы необходимо питание - электричество, поступающее из розетки по проводам в блок питания. А клеточки мозга нуждаются в кислороде, минеральных веществах и витаминах, которые поступают по кровеносным сосудам.
И мозг, и компьютер иногда можно вылечить от болезней (вирусов). Но в отличие от компьютера, мозг нельзя отремонтировать, заменив сломанную деталь или микросхему, купив новую в магазине.
И главное: человек может развивать и совершенствовать свои умственные способности, помогать работе своего мозга, а компьютер без человека не может себя совершенствовать и усложнять.
Интересно, кто-нибудь из вас знает, как выглядят большие полушария нашего головного мозга? На что они похожи?
2.3. Знакомство с особенностями строения больших полушарий головного мозга и его основными функциями.
Лиза:
- Наш мозг похож на половинку грецкого ореха без скорлупы. У каждого из вас на парте лежит такой орех. Рассмотрите его поближе. (Дети рассматривают находящиеся у каждого на парте половинки грецких орехов)
- Белое ядрышко ореха покрывает тоненькая коричневая кожица, а белое вещество мозга - тонкий слой серого вещества, которое содержит в себе все знания человека. Посмотрите на картинку. (Дети рассматривают находящиеся у каждого на парте иллюстрации с изображением головного мозга)
- Серое вещество называют корой головного мозга, и кора эта вся в извилинах и морщинках. Как вы думаете, почему?
- Чтобы в небольшом черепе уместилось как можно больше серого вещества (места скопления наших "микросхем"). Если расправить все складки и морщинки коры головного мозга, она займет несколько столов. Посмотрите, как увеличивается площадь скомканного листа бумаги, когда его расправляешь. (Ученица демонстрирует небольшую коробочку, в которой находится плотно смятый лист бумаги. Затем, она извлекает его из коробочки и расправляет все морщинки и складочки. Площадь листа бумаги при этом увеличивается во много раз).
- Представляете, что было бы, если бы природа не придумала такой фокус с морщинками и складочками? Наши головы были бы похожи на спутниковые антенны. Наш головной мозг устроен очень сложно и об этом вы узнаете в старших классах. А вот кора больших полушарий имеет всего четыре доли: лобную, теменную, две височных и затылочную.
Лобная доля отвечает за поведение, мышление и сознание. Теменная доля - за обработку информации, поступающей от кожи, костей, суставов и мышц. Височные доли обрабатывают информацию, поступающую от органов слуха, обоняния и вкуса. Затылочная - зрительная область, здесь происходит обработка и восприятие сигналов, поступающих от органов зрения.
- Давайте еще раз повторим и потрогаем руками эти доли: лобная, теменная, височные и затылочная. (Дети вместе с рассказчицей выполняют задание)
- Какие они на ощупь, твердые? Никакие бугорки и морщинки не прощупываются? Это природа защитила наш головной мозг таким крепким черепом. Но все равно голову надо беречь. Ведь если ударить тяжелым предметом по голове, то можно повредить и череп, и мозг. Можно нечаянно упасть и разбить голову так, что нарушится деятельность мозга. Как вы думаете, чем еще может быть вызвано нарушение деятельности мозга?
2.4. Выявление факторов, способствующих лучшей работе головного мозга.
2.4.1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
Юля:
- Деятельность мозга может быть нарушена и из-за недостатка кислорода. Поэтому пора научить наших друзей упражнениям, улучшающим мозговое кровообращение.
Физкультминутка. (См. Приложение 1)
(Дети выполняют упражнения вместе с ведущей, после чего сравнивают свое самочувствие до и после выполнения упражнений)
2.4.2. Умное питание.
Валентина:
- Да! Кислород - это хорошо. Но не меньшее значение для деятельности мозга имеют и продукты питания, которые мы употребляем. Нужно обязательно соблюдать режим питания и включать разнообразную пищу в свой рацион. Вот интересная информация о некоторых полезных продуктах: (См. Приложение 2)
Практическая работа в группах.
Тамара:
- А сейчас мы проверим, какой ряд был самым внимательным. Кто сможет вспомнить и нарисовать за 5 минут как можно больше полезных для ума продуктов? На первой парте каждого ряда лежит большой лист бумаги. Ваша задача: вначале посоветоваться с командой и решить, кто какой продукт будет рисовать, а потом приступать к рисованию. Наши помощники-консультанты вам помогут. Итак, время пошло!
(Дети выполняют задание, после чего подводятся итоги и называется число нарисованных каждой командой продуктов).
Объявляется победитель, вручаются призы каждой команде за активное участие.
2.4.3. Позитивное влияние на работу мозга.
Лера:
- Еще нужно вспомнить один очень важный момент. Ведь покупая в магазине любой прибор или компьютер, вы обязательно должны прочитать инструкцию к нему, то есть правила, которые нужно выполнять при использовании этого прибора. Я хочу вас познакомить с правилами, которые нужно соблюдать, чтобы ваш мозг правильно развивался и хорошо работал. (См. Приложение 3)
3. Закрепление.
Рита и Лиза: (поочередно)
- И в заключение нашего занятия давайте с вами поиграем в игру "Правильно - хлопок, неправильно - молчок".
- Мы будем вам зачитывать какое-нибудь утверждение, если вы считаете, что оно верно - хлопните в ладошки, если нет - не хлопайте. Итак, начали!
- Полезно пить чай с лимоном. (Хлопок)
- Лучше ни с кем не дружить. (Молчок)
- Полезно читать много хороших книг. (Хлопок)
- Полезно есть рыбу и морепродукты. (Хлопок)
- Полезно ссориться и драться. (Молчок)
- Полезно есть яблоки и апельсины. (Хлопок)
- Полезно есть мясо и молочные продукты. (Хлопок)
- Полезно есть чипсы и пить "Кока Колу". (Молчок)
- Спать ложиться нужно очень поздно. (Молчок)
- Полезно есть салаты из свежих овощей. (Хлопок)
- Полезно стукнуть соседа тяжелым портфелем по голове. (Молчок)
- Полезно есть гречневую кашу. (Хлопок)
- Зелень укропа и петрушки очень вредны. (Молчок)
- Полезно есть морковь и зеленый горошек. (Хлопок)
- Полезно смотреть ужастики и дрожать от страха. (Молчок)
- Полезно есть орехи, особенно грецкие. (Хлопок)
- Полезно завести много друзей и общаться с ними. (Хлопок)
- Полезно толкаться и падать, ведь шрамы украшают мужчин. (Молчок)
- Нельзя слушать учителей и родителей - ничему хорошему они не научат. (Молчок)
- Полезно учить стихотворения. (Хлопок)
- Примеры лучше решать на калькуляторе, чтобы не перегрузить свой мозг. (Молчок)
- Полезно тренировать свой мозг: решать задачи и примеры самостоятельно. (Хлопок)
- Молодцы! Давайте похлопаем друг другу за хорошую работу.
4. Итог урока.
Учитель:
- Наш урок подходит к концу. Все сегодня замечательно поработали.
- Вам было интересно?
- Что нового вы узнали?
- Что понравилось вам больше всего?
- О чем вы сможете рассказать сегодня своим родителям дома?
- Есть ли у вас какие-то дополнения или пожелания?
(Дети отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, пожелания)
- Спасибо всем за прекрасную работу! На этом урок закончен.