Цель: развитие устной речи учащихся с ОНР.
Задачи:
- Обобщить знания детей о предложениях.
- Расширять и обогащать лексический запас детей с ОНР.
- Развивать пространственную ориентировку детей.
- Продолжать работать над развитием внимания, памяти, восприятия.
- Добиваться правильного оформления связного высказывания детей.
- Развивать интонационную выразительность чтения.
Ход логопедического занятия
I. Организационный момент.
Здравствуйте мальчики!
Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, все!
Давайте поближе познакомимся с вами и представим друг друга. Начнем свое знакомство словами: "Представляю вам :" (учащиеся по очереди называют свое имя и фамилию)
Вы почти два года проучились в школе и уже многое знаете и умеете. А что именно мы сейчас узнаем. Каждый ваш успех мы будем встречать аплодисментами. Договорились?
Встаньте те, кто любит читать.
Встаньте те, кто учится на 4 и 5.
Встаньте те, кто умет рисовать.
Встаньте те, кто умеет играть на музыкальных инструментах.
Встаньте те, кто любит путешествовать.
II. Введение в тему логопедического занятия.
Сегодня мы не поедем далеко, а совершим увлекательное путешествие по родному городу, во время которого, мы не только узнаем много нового о родном городе, но и покажем, как мы умеем красиво, правильно, четко говорить.
А как называется наш город? (Рузаевка)
Давным давно, а точнее 377 лет назад, русский царь Михаил Федорович подарил татарскому князю земли. Так появился наш город Рузаевка.
Самым важным событием в жизни города стало открытие железной дороги.
Люблю бродить по улицам твоим
В мечтах истории листать страницы
Здесь все мне кажется таким родным
Столетия промчались вереницей.
Рос наш город, развивался,
В современный превращался,
Каким город стал сейчас,
Будет следующий рассказ.
А составим его мы вместе с вами.
III. Повторение пройденной темы.
Вспомним, из чего состоит рассказ?
Представляете, предложения рассыпались. Наша задача, составить предложения из отдельных слов.
Подумайте и скажите, что называется предложением?
Как обозначается начало предложения в письменной речи?
Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
Так, из чего состоят предложения?
Откройте рабочие тетради, внимательно прочитайте все слова, подумайте какое слово должно быть первым, вторым, чем заканчивается предложение. Не торопитесь! Начинаем работать. (У каждого ученика карточки с предложениями. Слова в предложениях расположены хаотично. Задача учащихся из отдельных слов составить предложения.)
Выразительно, по цепочке, прочитайте предложения, так, что бы получился небольшой рассказ.
У каждого человека есть город, в котором родился.
Наш город называется Рузаевка.
Небольшой городок является моей Родиной.
Люблю бродить по улицам родного города.
Пройдешь по старинным переулкам и попадаешь в далёкие времена.
Здесь все мне кажется таким родным.
Старый парк и рядом наша школа.
Наш город тихий.
Вокруг него много лесов.
За последние годы Рузаевка изменилась.
Появились новые стройки.
Город быстро растет.
Становится красивее с каждым годом.
Идешь по улицам радуешься.
Какой он красивый, добрый, родной.
Самый лучший - мой город!
Как вы думаете, что у нас получилось?
О чем этот рассказ?
Придумайте название нашему рассказу.
Вы просто молодцы. Отлично справились с заданием.
А сейчас, немножко помечтаем, о том, каким мы хотим видеть наш город в будущем. Поможет нам новое задание.
Откройте следующую страницу тетради.
Перед вами незаконченные предложения, заканчивая их, вы нам расскажите о своей мечте.
Возьмите ручки и допишите предложения подходящими по смыслу словами. Ответы могут быть разными, но все они будут верными. Таким образом, у каждого получится свой, особенный рассказ.
Приготовились, сосредоточились, начинаем работать.
- Мечтаю о городе, в котором :.
- Мне хотелось, чтобы мой город :.
- Для этого я буду стараться :..
Я прошу вас прочитать свои замечательные рассказы.
IV. Физминутка.
А сейчас, немножко отдохнем, встали ровно, руки на пояс, мы начинаем. (Выполняются несколько упражнений под музыку)
V. Словарная работа.
Мы готовились к путешествию, ждали его, нашли стихи о нашем городе и выучили их. Стихи написали люди, которые живут рядом с нами - наши земляки.
Ребята, а как вы понимаете слово земляк?
Правильно, в словаре С. Ожегова слово земляк объясняется так: это - человек, который родился и живет с нами в одной местности, на одной земле. Внимательно посмотрите и запомните, как пишется это слово. Составим со словом земляк несколько предложений.
VI. Работа по развитию устной речи.
Сейчас мы с вами прочитаем стихи о нашем любимом городе. Помните о том, что самое главное, читая стихи, мы учимся говорить четко, ясно, выразительно, произнося все звуки правильно.
Герман Грацилев. Город, в котором я живу. Есть на этой планете |
Михаил Бычков Станция Рузаевка. Великого Отечества частица, |
Валентина Зуботыкина. Наш город. Как прекрасен город наш весной, |
Любовь Антонова (ученица 9 класса Левжинской школы) Рузаевка. Рузаевка, горжусь тобой, |
С заданием вы справились, молодцы! И из стихотворений мы узнали много нового, интересного о городе.
Так значит, когда мы говорим о нашем городе, о чем вспоминаем чаще всего?
Железная дорога
Поезд
Вокзал
Школа
Завод
Новые дома
Все это символы родного города.
Перед вами конверт. Наша задача составить эмблему Рузаевки. А поможет нам в этом гимн города. (Из отдельных символов города, дети составляют эмблему)
Посмотрите, какие замечательные эмблемы получились у каждого из вас.
VII. Итого урока.
А чем еще мы с вами занимались на занятии?
Что нового узнали?
Что больше всего понравилось?
Прощаясь, мне бы очень хотелось пожелать вам:
Пусть город начинается с тебя, В его объятья ты на свет родился. В народе говорят совсем не зря: "Где ты родился, там и пригодился!" |
Средь дочерей и славных сыновей Учись, взрослей и силы набирайся, И стань хозяином Рузаевки своей, И в реку жизни ручейком вливайся. |
Наше занятие закончилось. До свидания!