Цель: Познакомить со сложными высказываниями с логической связкой "или".
Задачи:
- Закрепить знания о ложных и истинных высказываниях.
- Развивать умения самостоятельно делать выводы при знакомстве с новым материалом.
- Познакомить с логической связкой "или".
Оборудование:
- мультимедиа,
- "Пособие для 4 класса" (презентация),
- компьютеры, 2 листа бумаги формат А-4.
Ход урока
I этап.
А)
1. Прочитайте тему урока ("Пособие для 4 класса", слайд 2).
- Что вы знаете и умеете делать по этой теме урока?
(Определять ложные и истинные высказывания)
Сейчас вы поработаете с простыми истинными и ложными высказываниями. Перед каждым из вас на столах лежит таблица. Заполните её, сравнив пары высказываний.
А В 1) 2) 3) 4)
В "Пособии для 4 класса" на слайдах 2, 3 для детей предложены пары высказываний.
2. Взаимопроверка.
Поменяйтесь таблицами, проверьте друг друга.
3. Проверочка.
Давайте посмотрим, как вы выполнили задание ("Пособие для 4 класса", слайд 4).
Б) Фиксация успеха.
- Как вы оцениваете свою работу?
Дети оценивают свою работу, используя выражения:
Я считаю, что :
По моему мнению :
Выполняя работу, я увидел (а), что :
- Я с вами согласна. Вы отлично умеете определять истинные и ложные высказывания
("Пособие для 4 класса", слайд 5).
В) Физпауза.
1. "Волшебное превращение" с полиэтиленовым мешочком.
- скомкать мешочек в руках так, чтобы его не было видно;
- комкать мешочек правой и левой рукой попеременно, при этом руки сначала расположены внизу, затем, по часовой стрелке совершаем вращательные движения;
- высоко подбросить и поймать мешочек, как мяч;
- размахивать пакетом так, чтобы он набрал воздух.
2. Комплекс упражнений для снятия напряжения глаз.
Поморгать глазами 10 раз, посмотреть вдаль, посмотреть на указательный палец вытянутой руки (счет до 6), посмотреть вдаль, зажмуриться (счет до 4), закрыть глаза, повращать глазным яблоком.
II этап.
А)
- Что же вы не знаете по теме урока? ("Пособие для 4 класса", вернуться к слайду 1)
- Какую задачу вы поставите перед собой?
(Познакомиться со сложным высказыванием с логической связкой "или")
- Давайте рассмотрим каждую группу высказывания в отдельности.
- Составьте из 1 группы простых высказываний одно сложное с союзом "или" ("Пособие для 4 класса", слайд 7).
Дети составляют из двух высказываний одно сложное с логической связкой "или".
- Сложное высказывание, которое вы получили, можно записать на математическом языке так: А В ("Пособие для 4 класса", слайд 7), где знак ? будет обозначать логическую связку "или". Как можно прочитать это высказывание?
(Столица России - Москва или Санкт-Петербург, А или В)
- Каким получилось сложное высказывание: истинным или ложным?
(Истинным)
- Доказать.
(Дети высказывают свои точки зрения)
Запишите в последнем столбике, первой строке высказывание А?В, запишите, каким получилась первая группа высказываний:
А В А В 1) И Л Л 2) Л Л 3) Л И 4) И И
Аналогично разбираются остальные пары высказываний, представленные в "Пособии для 4 класса", слайд 8.
Посмотрите на получившуюся таблицу ("Пособие для 4 класса" , слайд 8). Сделайте вывод.
А В А В 1) И Л И 2) Л Л Л 3) Л И И 4) И И И
(Если хотя бы одно из простых высказываний ложное, то и сложное высказывание с логической связкой "или" тоже ложное)
Б) Возникли ли трудности при составлении сложных высказываний с логической связкой "или"?
(Ответы детей)
- Значит, вы готовы самостоятельно составить подобные высказывания?
(Ответы детей)
III этап.
А) Работа в группах.
- Сейчас вы разделитесь на 3 группы. Первая группа будет работать на компьютерах (компакт-диск "МИР ИНФОРМАТИКИ", компании "Кирилл и Мефодий "), а 2, 3 составит сложные высказывания с логической связкой "или" для первой. Через 5 минут за компьютеры садится 2 группа, остальные придумывают высказывания для 2 группы, через следующие 5 минут - 3 группа, остальные составляют высказывания для них.
Каждой группе дается лист бумаги, форматом А-4, разделенный на 2 части, в каждую из которых дети вписывают сложные высказывания. В конце работы листы разрезаются.
группа 3 | группа 1 | группа 2 | ||||
1 группе | 2 группе | 1 группе | ||||
2 группе | 3 группе | 3 группе |
Б) Сейчас каждая группа получит сложные высказывания. Задача: определить, какие это высказывания - истинные или ложные.
Работа с заданиями. Вывешивание работ. Оценка.
IV этап. Рефлексия.
- Какую учебную задачу решали?
- Удалось ли ее решить?
- В чем возникли проблемы?
- Появилось ли желание и дальше работать с высказываниями?