Содержание
I. Технологическая карта по теме: "Электролитическая диссоциация" (для классов возрастной нормы)
II. Лист учёта знаний учащегося по теме: "Электролитическая диссоциация"
III. Контрольно-методический тест на определение уровня сформированности ОУУН
IV. Рейтинговая карта
V. Упражнения на развитие познавательных процессов по теме: "Электролитическая диссоциация"
I. Технологическая карта по теме: "Электролитическая диссоциация" (для классов возрастной нормы)
Класс - 9
Учащиеся должны: | |
Знать: | Уметь: |
определение понятий:
|
|
Цели развития познавательной деятельности:
- совершенствование умений планировать свою познавательную деятельность;
- совершенствование умения обобщать и систематизировать материал в пределах темы;
- совершенствование умений: сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы;
- осуществлять самоконтроль и давать самооценку своей учебной деятельности.
II. Лист учёта знаний учащегося по теме: "Электролитическая диссоциация"
(заполняет ученик)
Класс______ . Фамилия, имя учащегося________________________________
№ | Знания, умения | Самооценка | оценка | ||
Знаю хорошо | частично | не знаю | |||
Я буду знать: | |||||
Определение понятий: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация; кислоты, основания, химическое равновесие, качественные реакции | |||||
Механизм электролитической диссоциации веществ с ионной связью на примере хлорида натрия | |||||
Качественные реакции на анионы | |||||
4 | Химические свойства кислот, оснований, солей с точки зрения ТЭД и ОВр | ||||
Я буду уметь: | |||||
Составлять уравнения ЭД кислот, оснований и солей | |||||
Пользоваться таблицей растворимости | |||||
Составлять уравнения реакций ионного обмена | |||||
Решать задачи "на избыток" | |||||
Проводить реакции ионного обмена, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами | |||||
Решать экспериментальные задачи, используя знания химических свойств веществ и знания качественных реакций на анионы | |||||
ОУУН | Умею хорошо | С помощью учителя | Ещё не умею | ||
Планировать свою учебную деятельность: | |||||
Активно участвовать в организации работы в паре | |||||
Осуществлять самоконтроль и давать самооценку своей деятельности | |||||
Уметь выделять главное, делать выводы | |||||
Слушать объяснение учителя | |||||
Работать с дополнительной литературой | |||||
Отвечать на вопросы в соответствии с их характером | |||||
Составлять и использовать таблицы | |||||
Вести записи в тетради в соответствии с требованиями |
III. Контрольно-методический тест на определение уровня сформированности общих учебных умений и навыков (для классов возрастной нормы)
I. Анализ
1. Выберите "лишнее" в списке веществ, обоснуйте Ваш выбор:
а) соли, кислоты, щёлочи, дистиллированная вода;
б) НСl; Н2SO4; HNO3; Н2СО3
2. Установите соответствие:
Формулы веществ | Классы веществ |
1. NaOH; Ca(OH)2; KOH | А. Кислоты |
2. НСl; Н2S; HNO3; | Б. Основания |
3. КNO3; СаСl2; Аl(NO3)3 | В. Соли |
1 - _____________,2 - ____________,3 - _____________
3. Найдите правильное утверждение:
- электролитическая диссоциация в растворах это -
- процесс распада электролита на ионы под действием электрического тока;
- процесс распада электролита на ионы под действием молекул растворителя;
- взаимодействие кислот и оснований.
II. Синтез:
1. О каких веществах идёт речь:
- кислые на вкус;
- изменяют окраска лакмуса в розовый цвет;
- большинство из них взаимодействуют с металлами, стоящими до водорода, при этом выделяется водород;
- взаимодействуют с основными оксидами с образованием соли и воды;
- взаимодействуют с основаниями с образованием соли и воды.
2.Назовите одним словом:
а) НВr; НСl; НNO3; Н3РО4;
б) SO42-; Сl-; NO3-; РО43-;
в) К+; Са2+; Mg2+; Аl3+
III. Сравнение
Даны вещества: Н2SO4; Н2SO3
Сравните их по составу и свойствам.
Сходство________________________________
Различие________________________________
IV. Логика
Выберите ответ по аналогии
Два понятия: (фенолфталеин, малиновая) связаны определённым смыслом друг с другом. Укажите номер слова, которое было бы связано с предложенным тем же смыслом:
Фенолфталеин : малиновая = лакмус : ?
1) белая;
2) синяя;
3) красная;
4) бесцветная
2. Из веществ, формулы которых приведены ниже, составьте уравнения реальных химических реакций:
а) АgСl; NaCl; АgNO3; Na NO3.
б) СО2; Н2О; К2СО3; НСl; КСl
V. Вывод
Внимательно прочитайте текст:
"Для снижения кислотности желудочного сока при язвенной болезни желудка, гастритах с повышенной кислотностью в арсенале врачей есть такие препараты, как бикарбон (одна таблетка содержит 0,1 г сухого экстракта красавки 0,01г и гидрокарбоната натрия (NaHCO3), оксид магния (MgO)); альмагель (смесь специально приготовленного геля Аl(OH)3 с МgО и сорбита) и др.
Многие больные до сих пор, если нет этих лекарств, используют для устранения изжоги обычную питьевую соду (гидрокарбонат натрия NaHCO3). Попробуйте сравнить механизм действия названных препаратов и объяснить, почему врачи отдают предпочтение альмагелю и категорически не рекомендуют использовать пищевую соду?" (Изжогой называют ощущение жжения в области желудка, оно вызвано действием соляной кислоты, которая содержится в пищеварительном соке, на слизистую желудка).
IV. Рейтинговая карта по теме: "Электролитическая диссоциация"
№ | Виды деятельности | Баллы | Кол-во | Сумма | Форма учёта |
Rn | N | Rn N | |||
Определения основных понятий темы (см. Лист учёта знаний) | 0,5 | 10 | 5 | Устный ответ, химический диктант | |
Умение составлять уравнения ЭД | 0:.5 | 5 | Самостоятельная работа | ||
Умения составлять уравнения реакций ионного обмена | 0:.5 | 5 | Самостоятельная работа по карточкам | ||
Домашнее задание а) самостоятельная работа; б) индивидуальная работа |
0:.5 0:.5 |
1 1 |
5 5 |
Письменное задание | |
Решение задач на "избыток" | 0:.5 | Не менее 2 | 10 | Самостоятельная работа по карточкам | |
Практическая работа | 0:.5 | 1 | 5 | Практическая работа | |
Ведение тетради | 0:.3 | 3 | Проверка тетрадей | ||
Творческое задание | 0:.5 | 1 | 5 | Сообщение, доклад | |
Контрольная работа | 0:15 | 1 | 15 | разноуровневые задания | |
Максимально количество: | 63 | Проценты 100% | |||
Высокий уровень усвоения темы (оценка - 5) | 57-63 | 90-100% | |||
Средний уровень усвоения темы (оценка - 4) | 50-56 | 71- 89% | |||
Удовлетворительный уровень (оценка -3) | 35-49 | 56- 70% |
V. Упражнения на развитие познавательных процессов по теме: "Электролитическая диссоциация"
I. Упражнения на развитие внимания
1.В приведённом списке обведите кружком формулы кислот, подчеркните одной чертой формулы оснований, зачеркните формулы оксидов:
НСl; Н2О; КОН; Са(ОН)2; МgCl2; Н2SO4; СаО; Н3РО4; Р2О5; NaOН; Аl2 (SO4)3
Это упражнение нужно выполнять быстро, просматривая каждую формулу один раз. В ходе выполнения упражнения тренируется переключение и распределение внимания.
2.Определите на слух верные утверждения:
- электролиты - это вещества, которые в растворах и расплавах проводят электрический ток;
- все соли взаимодействуют со щелочами, при этом образуется новая соль и новое основание;
- все основания реагируют с кислотами, при этом образуются соль и вода;
- все кислоты взаимодействуют с металлами, при этом образуется соль и выделяется водород.
В ходе этого упражнения идёт тренировка концентрации внимания.
II. Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза
1. Исключите "лишнее" по Вашему мнению, уравнение реакции:
НCl + Zn ->
НCl + СаО ->
НCl + КОН ->
HCl + Na2SO4 ->
2. Установите соответствие:
1. Дистиллированная вода, этиловый спирт, сахар, глицерин | А. Электролиты |
2. Соляная кислота, хлорид натрия, гидроксид натрия, сульфат меди (II) | Б. Неэлектролиты |
3. О каком веществе идёт речь, если известно, что это вещество:
- бесцветная жидксть, без запаха и вкуса;
- хороший растворитель;
- не проводит электрический ток;
- необходима для жизни.
III. Упражнения на развитие логического мышления
1. В цепочке превращений:
Р -> X -> Н3РО4
вещество Х это:
а) Н2О
б) Р2О5
в) Na3РО4
г) РСl5
2.Продолжите ряд веществ:
С; СО2; Н2СО3; К2СО3; S; SO2; ::.; ::.
IV. Упражнения на развитие операции классификации
1. Разделите вещества, формулы которых приведены ниже, на 2 группы. Какой принцип Вы положили в основу классификации?
НСl; НВr; НмnO4; Н2S; НClO4; Н2SiO3
2. На сколько групп, и по каким признакам можно разделить вещества, формулы которых приведены ниже:
NaOН; Н2SО3; SO2; НСl; F2O3; Fe(OH)3; Na2CO3; FeCl3