Методическое обеспечение темы "Электролитическая диссоциация" в соответствии с требованиями технологии формирования ОУУН

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Содержание

I. Технологическая карта по теме: "Электролитическая диссоциация" (для классов возрастной нормы)

II. Лист учёта знаний учащегося  по теме: "Электролитическая диссоциация"

III. Контрольно-методический тест на определение уровня сформированности ОУУН

IV. Рейтинговая карта

V. Упражнения на развитие познавательных процессов по теме: "Электролитическая диссоциация"

I. Технологическая карта по теме: "Электролитическая диссоциация" (для классов возрастной нормы)

Класс - 9

Учащиеся должны:
Знать: Уметь:
определение понятий:
  • электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, степень электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты, обратимые реакции, химическое равновесие, сфера реакции; определение кислот, оснований, солей с точки зрения электролитической диссоциации;
  • сущность процесса электролитической диссоциации;
  • качественные реакции на анионы.
  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований и солей;
  • проводить реакции ионного обмена, указывать их признаки и условия протекания;
  • соблюдать правила безопасного обращения с реактивами;
  • проводить идентификацию анионов в растворе;
  • решать экспериментальные задачи по теме;
  • решать задачи на "избыток".

Цели развития познавательной деятельности:

  • совершенствование умений планировать свою познавательную деятельность;
  • совершенствование умения обобщать и систематизировать материал в пределах темы;
  • совершенствование умений: сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы;
  • осуществлять самоконтроль и давать самооценку своей учебной деятельности.

II. Лист учёта знаний учащегося по теме: "Электролитическая диссоциация"

(заполняет ученик)

Класс______ . Фамилия, имя учащегося________________________________

Знания, умения Самооценка оценка
Знаю хорошо частично не знаю
  Я буду знать:        
  Определение понятий: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация; кислоты, основания, химическое равновесие, качественные реакции        
  Механизм электролитической диссоциации веществ с ионной связью на примере хлорида натрия        
  Качественные реакции на анионы        
4 Химические свойства кислот, оснований, солей с точки зрения ТЭД и ОВр        
  Я буду уметь:        
  Составлять уравнения ЭД кислот, оснований и солей        
  Пользоваться таблицей растворимости        
  Составлять уравнения реакций ионного обмена        
  Решать задачи "на избыток"        
  Проводить реакции ионного обмена, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами        
  Решать экспериментальные задачи, используя знания химических свойств веществ и знания качественных реакций на анионы        
  ОУУН Умею хорошо С помощью учителя Ещё не умею  
  Планировать свою учебную деятельность:        
  Активно участвовать в организации работы в паре        
  Осуществлять самоконтроль и давать самооценку своей деятельности        
  Уметь выделять главное, делать выводы        
  Слушать объяснение учителя        
  Работать с дополнительной литературой        
  Отвечать на вопросы в соответствии с их характером        
  Составлять и использовать таблицы        
  Вести записи в тетради в соответствии с требованиями        

III. Контрольно-методический тест на определение уровня сформированности общих учебных умений и навыков (для классов возрастной нормы)

I. Анализ

1. Выберите "лишнее" в списке веществ, обоснуйте Ваш выбор:

а) соли, кислоты, щёлочи, дистиллированная вода;

б) НСl; Н2SO4; HNO3; Н2СО3

2. Установите соответствие:

Формулы веществ Классы веществ
1. NaOH; Ca(OH)2; KOH А. Кислоты
2. НСl; Н2S; HNO3; Б. Основания
3. КNO3; СаСl2; Аl(NO3)3 В. Соли

1 - _____________,2 - ____________,3 - _____________

3. Найдите правильное утверждение:

  • электролитическая диссоциация в растворах это -
  • процесс распада электролита на ионы под действием электрического тока;
  • процесс распада электролита на ионы под действием молекул растворителя;
  • взаимодействие кислот и оснований.

II. Синтез:

1. О каких веществах идёт речь:

  • кислые на вкус;
  • изменяют окраска лакмуса в розовый цвет;
  • большинство из них взаимодействуют с металлами, стоящими до водорода, при этом выделяется водород;
  • взаимодействуют с основными оксидами с образованием соли и воды;
  • взаимодействуют с основаниями с образованием соли и воды.

2.Назовите одним словом:

а) НВr; НСl; НNO3; Н3РО4;

б) SO42-; Сl-; NO3-; РО43-;

в) К+; Са2+; Mg2+; Аl3+

III. Сравнение

Даны вещества: Н2SO4; Н2SO3

Сравните их по составу и свойствам.

Сходство________________________________

Различие________________________________

IV. Логика

Выберите ответ по аналогии

Два понятия: (фенолфталеин, малиновая) связаны определённым смыслом друг с другом. Укажите номер слова, которое было бы связано с предложенным тем же смыслом:

Фенолфталеин : малиновая = лакмус : ?

1) белая;

2) синяя;

3) красная;

4) бесцветная

2. Из веществ, формулы которых приведены ниже, составьте уравнения реальных химических реакций:

а) АgСl; NaCl; АgNO3; Na NO3.

б) СО2; Н2О; К2СО3; НСl; КСl

V. Вывод

Внимательно прочитайте текст:

"Для снижения кислотности желудочного сока при язвенной болезни желудка, гастритах с повышенной кислотностью в арсенале врачей есть такие препараты, как бикарбон (одна таблетка содержит 0,1 г сухого экстракта красавки 0,01г и гидрокарбоната натрия (NaHCO3), оксид магния (MgO)); альмагель (смесь специально приготовленного геля Аl(OH)3 с МgО и сорбита) и др.

Многие больные до сих пор, если нет этих лекарств, используют для устранения изжоги обычную питьевую соду (гидрокарбонат натрия NaHCO3). Попробуйте сравнить механизм действия названных препаратов и объяснить, почему врачи отдают предпочтение альмагелю и категорически не рекомендуют использовать пищевую соду?" (Изжогой называют ощущение жжения в области желудка, оно вызвано действием соляной кислоты, которая содержится в пищеварительном соке, на слизистую желудка).

IV. Рейтинговая карта по теме: "Электролитическая диссоциация"

Виды деятельности Баллы Кол-во Сумма Форма учёта
Rn N Rn N
  Определения основных понятий темы (см. Лист учёта знаний) 0,5 10 5 Устный ответ, химический диктант
  Умение составлять уравнения ЭД 0:.5   5 Самостоятельная работа
  Умения составлять уравнения реакций ионного обмена 0:.5   5 Самостоятельная работа по карточкам
  Домашнее задание

а) самостоятельная работа;

б) индивидуальная работа

0:.5

0:.5

1

1

5

5

Письменное задание
  Решение задач на "избыток" 0:.5 Не менее 2 10 Самостоятельная работа по карточкам
  Практическая работа 0:.5 1 5 Практическая работа
  Ведение тетради 0:.3   3 Проверка тетрадей
  Творческое задание 0:.5 1 5 Сообщение, доклад
  Контрольная работа 0:15 1 15 разноуровневые задания
  Максимально количество:     63 Проценты 100%
  Высокий уровень усвоения темы (оценка - 5)     57-63 90-100%
  Средний уровень усвоения темы (оценка - 4)     50-56 71- 89%
  Удовлетворительный уровень (оценка -3)     35-49 56- 70%

V. Упражнения на развитие познавательных процессов по теме: "Электролитическая диссоциация"

I. Упражнения на развитие внимания

1.В приведённом списке обведите кружком формулы кислот, подчеркните одной чертой формулы оснований, зачеркните формулы оксидов:

НСl; Н2О; КОН; Са(ОН)2; МgCl2; Н2SO4; СаО; Н3РО4; Р2О5; NaOН; Аl2 (SO4)3

Это упражнение нужно выполнять быстро, просматривая каждую формулу один раз. В ходе выполнения упражнения тренируется переключение и распределение внимания.

2.Определите на слух верные утверждения:

  • электролиты - это вещества, которые в растворах и расплавах проводят электрический ток;
  • все соли взаимодействуют со щелочами, при этом образуется новая соль и новое основание;
  • все основания реагируют с кислотами, при этом образуются соль и вода;
  • все кислоты взаимодействуют с металлами, при этом образуется соль и выделяется водород.

В ходе этого упражнения идёт тренировка концентрации внимания.

II. Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза

1. Исключите "лишнее" по Вашему мнению, уравнение реакции:

НCl + Zn ->

НCl + СаО ->

НCl + КОН ->

HCl + Na2SO4 ->

2. Установите соответствие:

1. Дистиллированная вода, этиловый спирт, сахар, глицерин А. Электролиты
2. Соляная кислота, хлорид натрия, гидроксид натрия, сульфат меди (II) Б. Неэлектролиты

3. О каком веществе идёт речь, если известно, что это вещество:

  • бесцветная жидксть, без запаха и вкуса;
  • хороший растворитель;
  • не проводит электрический ток;
  • необходима для жизни.

III. Упражнения на развитие логического мышления

1. В цепочке превращений:

Р -> X -> Н3РО4

вещество Х это:

а) Н2О

б) Р2О5

в) Na3РО4

г) РСl5

2.Продолжите ряд веществ:

С; СО2; Н2СО3; К2СО3; S; SO2; ::.; ::.

IV. Упражнения на развитие операции классификации

1. Разделите вещества, формулы которых приведены ниже, на 2 группы. Какой принцип Вы положили в основу классификации?

НСl; НВr; НмnO4; Н2S; НClO4; Н2SiO3

2. На сколько групп, и по каким признакам можно разделить вещества, формулы которых приведены ниже:

NaOН; Н23; SO2; НСl; F2O3; Fe(OH)3; Na2CO3; FeCl3

Приложение.