Занятие по изобразительно-прикладному творчеству (введение в образовательную программу "Волшебный мир искусства")

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: Формирование мотивации к обучению по программе "Волшебный мир искусства".

Задачи:

  • Образовательная: Создание условий для активизации процесса обучения творческой деятельности.
  • Воспитательная: Воспитание художественного и эстетического вкуса, творческого восприятия окружающего мира.
  • Развивающая: Развитие воображения, фантазии, творческого мышления, живописных умений.

Тип занятия: Сообщение новых знаний.

Форма занятия: Занятие-игра.

Дидактические принципы: Принцип доступности, наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип сочетания различных форм организации обучения.

Наглядно-дидактический материал:

  • иллюстрация с изображением радуги;
  • цветик-семицветик разборный (объемный);
  • таблицы-подсказки с приемами работы кистью;
  • изображение ворот в сказочную страну;
  • изображение сказочной страны;
  • иллюстрации с изображением портрета, пейзажа, натюрморта;
  • цветики-семицветики по количеству детей;
  • ребусы со словами кисточка, краски, карандаш, акварель.

Оборудование:

  • полоски цветной бумаги всех цветов радуги (7 шт.);
  • на каждого ребенка шаблоны цветов белого цвета, краски акварельные, кисточки, баночки с водой, клей-карандаш (5 шт.);
  • магнитофон с аудиозаписями инструментальной музыки.

План занятия

1. Оргмомент.

Цель: Подготовить детей к работе на занятии.

2. Самоопределение.

Сообщение темы и цели занятия.

Цель: Подготовка к активной деятельности на занятии.

3. Усвоение новых знаний.

Цель: Сформировать представление об изучаемом объекте и его сущности, на их основе выработать умения.

4. Упражнения на понимание.

Цель: Применение знаний, их вторичное осмысление на практике.

5. Усвоение новых знаний.

Цель: Продолжение формирования представлений об изучаемом объекте.

6. Самостоятельная работа.

Цель: Стимулирование на усвоение нового материала.

6. Обобщение и систематизация знаний.

Цель: Усвоение понятий по изучаемой теме.

7. Подведение итогов.

Провести анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности.

8. Домашнее задание.

Цель: дать домашнее задание, которое направлено на дальнейшее развитие знаний.

Ход занятия

1. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. Вы сегодня собрались здесь не зря. Я очень люблю детишек: девчонок и мальчишек. А ещё люблю волшебный мир искусства и сказочные путешествия.

2. Самоопределение

Сообщение темы и цели занятия.

- Так как у нас занятие необычное, сказочное - я сегодня буду фея Семицветия. Я фея изобразительного искусства, а живу в стране волшебной, сказочной, радужной под названием "Волшебный мир искусства".

Моя страна волшебная, потому что в ней живут удивительные жители - мастера изобразительного творчества:

- Мастер фантазии;

- Мастер цвета;

- Мастер творчества;

- Мастер Изображения;

- мастер Росписи;

- Мастер вдохновения.

А также их помощники: кисточки, краски, веселые карандаши и палитрочки. Я и жители моей страны, очень рады гостям. И я приглашаю вас в сказочную страну "Волшебный мир искусства", где вы можете получить волшебную силу творчества в подарок. Вы готовы?

3. Усвоение новых знаний

- Для того, чтобы получить волшебную силу творчества в подарок нужно, открыть волшебную дверь. А ключ от замка рассыпался на кусочки (показывает рассыпавшиеся лепестки от цветика-семицветика). Как вы думаете, на что похож ключ от волшебной двери? (на цветик-семицветик).

Чтобы этот ключ собрать, вам нужно выполнить задания. По мере выполнения заданий будем собирать волшебный цветок по одному лепестку.

- Ребята, а вы знаете, как расположены лепестки в цветике-семицветике, в каком порядке? Где можно встретить такое же расположение цветов в природе? (В радуге).

(Показывает книжку с радугой). Посмотрите ребята, над моей страной в любое время года сверкает разноцветная радуга. По какой известной считалке можно запомнить порядок расположения цветов в радуге? (Каждый охотник желает знать где сидит фазан).

Первые буквы каждого слова означают названия цвета (к-красный, о-оранжевый, ж-желтый, з-зеленый, г-голубой, с-синий, ф-фиолетовый).

4. Упражнение на понимание

- Ребята, я приготовила для вас первое задание.

Посмотрите ворота в мою страну такие радужные, расписные, красивые, а дорога к ним бесцветная.

Чтобы дорога в сказочную страну была яркой и радужной, нужно выложить ее из семи цветов радуги. Чтобы быстрее справиться с заданием будем работать все вместе (приглашает ребят к стенду с изображением сказочной страны).

- Я приготовила для вас цветные бумажные полоски, из которых будем выкладывать дорогу к замку, приклеивая полоски по порядку как у радуги. Какого цвета полоска будет самая первая? (Красная). (Фея намазывает дорожки клеем, и дети по очереди приклеивают полоски).

Дети выполняют задание под музыкальное сопровождение.

- Молодцы! Справились с заданием и потому мы смело можем 1-й лепесток у цветика-семицветика прикрепить к основанию (прикрепляют красный лепесток).

- А теперь, ребята, я попрошу вас занять свои места. Следующие задания я приготовила в виде ребусов и загадки. Отгадав их, вы узнаете, что нужно художнику для рисования.

(Отгадывание загадки и ребусов).

Ребусы (зашифрованные слова в рисунках):

  1. Акварель.
  2. Краски.
  3. Кисточка.
  4. Карандаш.

Загадка:

Если ей работу дашь -
Зря трудился карандаш.
Хоть не прачка, друзья,
Старательно стираю я!
(Стиральная резинка)

(По мере отгадывания ребусов и загадки дети прикрепляют к цветку по одному лепестку - оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий). Наш ключ почти готов, остался последний лепесток - фиолетовый, самый таинственный из всех цветов, волшебный.

Поэтому и задание будет самым интересным.

5. Усвоение новых знаний

(Фея обращает внимание детей на картины с изображением портрета, натюрморта, пейзажа, размещенных на мольбертах).

- Ребята, посмотрите на картину, которую нарисовал Мастер Изображения.

Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней.
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется:пейзаж.

- Запомнили, ребята, значит картина, на которой изображена природа: называется... пейзаж.

- Что забыл нарисовать Мастер Изображения на пейзаже? (Цветы).

- Посмотрите на вторую картину, что на ней изображено? (стол, ваза, чашка с блюдцем, яблоко):

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
|Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу.
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу -
Знай, что это: натюрморт.

- Запомнили ребята, значит картина, на которой нарисованы ваза и фрукты и посуда называется: натюрморт.

- Что забыл нарисовать Мастер изображения в натюрморте? (Цветы).

- Посмотрите, ребята, на третью картину, кого вы видите на ней? (Девушку).

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина.
Или Колька, твой сосед.

Обязательно картина называется : портрет.

- Запомнили ребята, значит картина, на которой изображен человек называется: портрет.

На этой картине чего-то не хватает. Что забыл нарисовать Мастер Изображения и на этой картине? (Цветы).

Видимо не хватило красок и времени Мастеру Изображения, чтобы сделать эти картины по-настоящему красивыми. Ну а мы с вами сможем это дело поправить?

6. Самостоятельная работа

- Я приготовила шаблоны цветов. Смогут ли белые цветы-шаблоны украсить картины? (Дети отвечают). (Фея прикладывает цветы к картинам). Нет, цветы должны быть яркими, радужными, красивыми, и ваше задание будет - украсить цветы линиями, точками, узорами так, как подскажет вам ваша фантазия. А помогут вам кисточки и краски. И еще я предлагаю в помощь таблички-подсказки, которые лежат у вас на столе. На них показано как кисточка умеет танцевать, какие она умеет делать узоры, линии и точки. Посмотрите, если кисточка встанет на носочки - получается аккуратная точка, а если кисточкой провести по листу - получается тоненькая линия. А если кисточка ляжет на бочок - получаются удивительные листочки, капельки, можно провести линию прямую, волнистую, тонкую, толстую. Но не забывайте на кисточку набрать нужного цвета краску. Чтобы краски были яркими, нужно не забывать промывать кисточку в воде.

Дети выполняют практическое задание под музыкальное сопровождение, по окончанию работы дети выходят к мольбертам и приклеивают готовые цветы на картины (по выбору).

7. Обобщение и систематизация знаний

- Молодцы! Справились с заданием. Все цветы прилучились яркие, нарядные и картины сразу ожили.

- Ребята, а вы запомнили, как называются картины?

(Портрет, пейзаж, натюрморт).

- Ну, а теперь мы смело можем приклеить последний фиолетовый цветок к цветику-семицветику.

(Дети все вместе подходят к цветку с помощью Феи приклеивают фиолетовый лепесток к цветку).

-У нас получился замечательный цветок, запомнили в каком цветовом порядке расположены лепестки у цветка-семицветика? Назовем их еще раз (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Теперь мы сможем открыть нашу волшебную дверь с помощью "ключа" (Фея вместе с детьми подходит к изображению волшебной двери, прикладывает "Ключ" к замку и произносит волшебные слова).

- Раз, два, три! Ключ ворота отвори!

Фея открывает дверь, и ребята видят изображение сказочной страны с ее веселыми жителями (красками, карандашами, палитрами и т.д.).

8. Подведение итогов

- Ребята, сегодня вы все молодцы. Вы выполнили все мои задания и открыли двери в программу "Волшебный мир искусства".

Ребята, посмотрите, какая у меня замечательная сказочная страна. В ней живут удивительные жители. Вы их узнали? (Карандаши, краски, кисточки, палитрочки). Ребята, моя страна очень большая и, путешествуя по ней, вы можете увидеть различные замки, домики, избушки. В каждом домике живет мастер (Мастер Цвета, Мастер Вдохновения, Мастер Творчества, Мастер Фантазии, Мастер Скульптуры, Мастер Росписи). В дальнейшем, обучаясь по программе "Волшебный мир искусства", в течение трех лет мы с вами побываем в каждом домике этой волшебной страны, в гостях у каждого мастера. Они научат вас секретам и тайнам изобразительного искусства, познакомят с разными художниками и их картинами. Мастер Цвета научит вас создавать яркие, красочные картины, познакомит с тайнами цвета и научит их смешивать, создавать новые оттенки и цвета. Мастер Изображения научит изображать портреты, пейзажи, натюрморты, познакомит вас с секретами изображения разнообразными художественными материалами. Мастер Росписи познакомит вас, ребята, с удивительным миром народного орнамента и научит украшать и расписывать посуду, сувениры, подарки. Мастера Творчества, Фантазии и Вдохновения научат вас фантазировать, творить и создавать необыкновенно интересные картины. Мастер скульптуры научит вас лепить из соленого теста различные сувениры, делать картины. Ну, а когда вы станете старше, вы можете посетить Дом Фантазии, где все мастера любят собираться вместе и творить красоту. Там, вы научитесь создавать сказочно необыкновенные картины не только красками, гуашью, акварелью, карандашами и пастелью, но и из ткани, бусинок, камешек, научитесь красиво и декоративно оформлять подарки, сувениры, создавать творческие проекты с помощью художественной фантазии.

А сегодня за ваше старание, я и жители моей страны мастера изобразительного творчества приготовили для вас подарки (показывает корзинку с цветиками-семицветиками). Эти подарки - цветики-семицветики. Они обладают волшебной силой творчества и принесут вам счастье и удачу. Они будут основной для вашего любого творческого замысла. С помощью цветка вы сможете творить прекрасное.

9. Домашнее задание

- Ребята, дома я предлагаю вам нарисовать сказочную страну "Волшебный мир искусства" и её жителей. А также расскажите родителям, друзьям и знакомым об этой стране, что вам особенно понравилось и запомнилось. Ну, а мы с вами будем часто встречаться на занятиях волшебного мира искусства и постигать все таинства изобразительного творчества. А мне пора с вами прощаться, у меня ещё много дел в моей сказочной стране.

До свиданья!