Цели:
- Формировать умение находить безударные гласные в корне и проверять их.
- Расширять кругозор учащихся, развивать речь.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к деревьям, к животным.
Наглядность и оборудование:
- Интерактивная доска.
- Слайды.
- Программа “Школа России” Т.Г.Рамзаева. Русский язык.
- Учебник для 3-го класса четырехлетней начальной школы.
1 .Вступительная беседа
На краю зеленого поля, возле тропинки, ведущей в густой лес, стоят березки. Белые березы склонились друг к другу, переплелись шелковистыми ветвями, образуя полукруглые воротца. Сколько деревьев в лесу! И березы, и осины, и сосны, и ели, и клены. Каждое представляет интерес.
– Какие деревья встречали нас? (Березы) Слайд 1. Приложение
– Что знаете о березе?
(Ответы детей)
1-й ученик: У березы серебристо – белый ствол.
2-й ученик: После лесных пожаров на пепелище первой вырастает береза.
3-й ученик: Звери и птицы с удовольствием пьют сок березы.
4-й ученик: Из бересты люди плетут лукошки и туески. Береза живет 150–180 лет. Слайд 2. Приложение
На Руси всегда любили белоствольную красавицу - березу. Ее называли деревом счастья. Береза считается символом девичьей нежности и красоты.
2. Чистописание.
Слайд 3 (Десятое декабря. Классная работа.)
Откройте тетради, запишите число и вид работы.
Слайд 4 (лишнее слово)
Прочитайте слова, (береза, подберезовик, березовый) Запишите их в тетради. Найдите лишнее слово.
- Лишнее слово – березовый. Это слово отвечает на вопрос какой? Все остальные слова отвечают на вопрос что?
- Лишнее слово – подберезовик, в нем есть приставка, а в остальных словах нет.
- Лишнее слово – береза, оно заканчивается гласной буквой, а остальные согласной буквой.
- Лишнее слово – подберезовик, в нем нулевое окончание, в слове береза – окончание а, в слове березовый – окончание ый.
- Лишнее слово – береза, в нем нет суффикса, а в остальных словах есть. Выделите корень и назовите его. (Берез). С какой буквы он начинается? (С буквы б.) Что знаете о букве Б и звуках, которые она обозначает?
Слайд 5
Бб – [б] – [б']
(Учитель ставит звуки в квадратные скобки маркером)
Назовите согласные буквы корня, (брз) Какую букву нужно запомнить в слове береза? (е) Запишите, меняя местами буквы брзе. (Учитель пишет на доске маркером брзе.)
3. Словарная работа
– Оказывается, дружат не только люди, но и деревья.
– Хотите узнать, какое дерево дружит с березой? Слайд 6 (Осина)
Осина является подруженькой березки. Оба дерева любят яркий солнечный свет, поэтому растут рядом на лесных опушках и полянках. Необыкновенно красива осина осенней порой: листья то розовые, то огненно - красные, то лиловые с багрянцем. Вспомните, от чего листья краснеют?
В листве осенью появляется красящее вещество, для его образования нужно, чтобы стало прохладнее и, чтобы замирала жизнь растения.
Слайд 6 (словарная работа)
Демонстрируется карточка: _____сина
Разбор слова. На доске вставить букву О или а.
Запись слова осина в тетради. Запомнить написание слова.
4. Работа над .новым материалом.
1) Отгадайте загадку.
Слайд 7 (Снегирь на ветке)
Прилетает в гости к ней,
Стайка алых снегирей.
По ветвям они снуют,
Красны ягодки клюют. (Рябина)
Слайд 8 (Рябина)
Словно девица-красавица стоит в осеннем лесу рябина среди темных елей и белоствольных берез. Накинула она на плечи шаль, расшитую резными золотисто -красными листьями, надела ожерелье из алых ягод.
Слайд 9 (На дереве “висят” буквы)
Перед вами “дерево с ягодами - буквами”. “Ягоды - буквы” рассыпались. (Р Я Е И Б И Н А) Давайте соберем слово рябина. Ученики выходят к доске и “срывают ягоды – буквы”.
– Какую гласную букву написали в первом слоге? Как проверить безударный гласный в корне слова?
Слайд 10 (Развитие речи)
Работа на доске и в тетради:
– Кто назовет тему нашего урока?
– Сегодня будем учиться писать проверяемую гласную в корне слова.
2) Упражнения
– Откройте учебник и прочитайте задание к упражнению 282.
Чтение вслух учеником.
– Кому приносит пользу рябина? (Людям и животным)
Слайд 11 (Развитие речи)
– Каким животным? Слайд 12 (Животные) Приложение
3) Работа на доске и в тетрадях
– Почему рассказ назван “Дерево – кормушка”?
(Ответы детей)
– Ребята, вы любите сюрпризы? В конце этой работы вы получите сюрприз.
Слайд 13 (выборочное письмо)
Сейчас вы будете учиться писать проверяемую букву в корне слова. Выходите к доске и записываете слова с безударными гласными в корне слова, а рядом - проверочное слово.
Образец работы:
– Как проверить безударный гласный в корне слова?
(Ответы детей)
Слайд 14 (Сюрприз)
– Ну, а сейчас сюрприз! Вы справились с работой? Молодцы!
За хорошую работу вы получаете сладкий приз. (Под листьями “спрятаны” за хорошую работу – торт, за плохую – лук и чеснок.)
Слайд 15 (Дуб)
4. Физминутка “Дует ветер”, “Мы листики осенние”.
5. Закрепление
Слайд 16, ширма (деление деревьев по группам )
– На какие две группы делятся деревья? Какие деревья относятся к хвойным? (Ель, сосна, кедр, лиственница, можжевельник.)
Слайд 17 (Хвойные деревья)
– Давайте познакомимся с сосной.
Слайд № 18 (текст)
Чтение текста с доски.
С _ сна стр _ йна и красива. Словно стрелы, уходят ввысь пр_ мые с _ сновые ств - лы. Св _ тло и вес _ ло в с _ сновом б _ ру.
Выполнение задания по группам.
1-я группа (сильные): списать текст, вставить пропущенные буквы и выделить корень в словах.
2-я группа (слабые): Выписать слова с пропущенными буквами, подбирая проверочное слово устно.
– Чему учились? (Учились проверять безударные гласные.)
– Как проверить безударный гласный в корне слова? (Рассказывают правило.)
6. Подведение итогов. Слайд 19
– К нам залетел какой-то листочек. С какого он дерева? (Это лист дуба.)
– Это не просто листочек! Давайте сорвем его и прочитаем запись.
Вопрос: Ребята, чему вы учились на уроке? (Ответы детей.)
– Дуб – могучее дерево с мощным стволом, крепкой древесиной, густой кроной и сильными корнями, которые уходят далеко в землю.
Слайд 20
– Объясните, пожалуйста, пословицу: “Дерево ценят по плодам, а человека по делам” Если дерево дает щедрые плоды и их много, значит, это полезное дерево. И если человек хорошо трудится, значит, он приносит пользу. Его уважают и ценят. Вы тоже хорошо потрудились, получили знания и оценки.
7. Домашнее задание
– Какие плоды дает дуб? (Желуди.) Слайд 21
– Ребята, давайте “сорвем желудь” и узнаем домашнее задание.
Упражнение 283.
Слайд 22 (Лес)
– Как нужно относиться к лесу? (Ответы детей.)
Лес дарит нам волшебную красоту, дает тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, прочную древесину. Любите и берегите наших зеленых друзей, таких могучих и щедрых, но таких беззащитных.