Цели урока:
- Обобщить знания детей по прочитанной сказке Г.Х.Андерсена.
- Расширить представление учащихся о творчестве великого сказочника Андерсена.
- Развивать речь, мышление, умение работать с текстом.
- Воспитать любовь к литературному чтению.
Оборудование: глобус, фрагменты иллюстраций по сказке Г.Х. Андерсена.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель: Дети, у нас урок внеклассного чтения. Уточните.
Дети: Урок домашнего чтения.
Учитель: Что это означает?
Дети: Мы самостоятельно дома читаем произведение - сказку "Огниво" Г.Х. Андерсена.
Учитель (показывает на глобус): Дети, есть на севере Европы страна Дания, столица которой Копенгаген. Вот сюда и предстоит нам сегодня совершить увлекательное путешествие. Почему именно эта страна заинтересовала нас? Догадались?
Дети: Эта страна связана с именем великого сказочника Ганса Христиана Андерсена.
III. Выступление ученика.
Далее детям предлагается прослушать биографию писателя. Ученицей подготовлен в качестве домашнего задания реферат. Вот краткое его содержание:
- Датский писатель Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он о многом. Чего он только не переделал за юные годы - и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев.
В 1819 году он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но директора театра привлек не актерский талант, а писательский дар Г. Андерсена.
В 1835 году он издает три сборника своих произведений "Сказки, рассказанные для детей". Так постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки "Стойкий оловянный солдатик", "Гадкий утенок", "Дюймовочка" и многие другие.
Андерсен достиг своего!. Он стал всемирно знаменит. Всего Андерсен написал 170 сказок.
IV. Проверка домашнего задания.
Учитель: Вы дома прочитали сказку "Огниво". Проверить, как вы поняли содержание сказки, мне поможет цифровой диктант. Условимся: Я читаю предложение - утверждение. Если вы "согласны" - то ставите цифру "1", не согласны - "0". Будьте внимательны. Вот этот тест:
- Солдат шел домой с войны.
- Солдат встретил на дороге фею (ведьму).
- Деньги находились в реке (в дупле дерева).
- Внутри дупла было три комнаты.
- Сундуки охраняли солдаты (собаки).
- Во второй комнате хранилось золото (серебро).
- Солдат достал из дерева огниво.
- Солдат набрал серебра (золота).
- Солдат хотел посмотреть на принцессу.
- Фрейлина следила за принцессой.
- Король сшил маленький мешочек (королева).
- В мешочек насыпали риса (гречку).
- Мальчик помог солдату и принес огниво.
- Собаки спасли солдата.
Ответы на этот тест: 100100101110011 записанные на доске - открыть. Тест предложить проверить детям взаимопроверкой (в парах). Работы собрать в конце урока.
Физминутка.
V. Заочное путешествие в "Художественный салон".
- Дети представьте себе художественный салон, в котором вы видите иллюстрации к сказкам Г.Х. Андерсена. Ваша задача: узнать сказку и составить по фрагменту устное мини-сочинение. (Учитель показывает иллюстрацию, дети отвечают).
- "Снежная королева". В тот вечер, когда Кай вернулся домой и уже почти совсем разделся перед сном, он вскарабкался на стул у окна и стал смотреть сквозь круглые окошечки. Он увидел женщину, закутанную в белый тончайший тюль. Женщина эта, необычайно прекрасная была вся изо льда, и живая.
- "Стойкий оловянный солдатик". Мальчику в день рождения подарили 25 оловянных солдатиков. Лишь один отличался от своих братьев. Мальчик расставил свои игрушки на столе. Игрушек было много, но красивее всех были чудесный замок из картона и красавица-танцовщица. Она стояли на одной ножке. "Вот бы мне такую жену" - подумал оловянный солдатик
- "Русалочка". Когда Русалочка очнулась, перед ней стоял красавец принц. Она потупилась и увидела, что рыбий хвост исчез. Русалочку разодели в шелк и муслин.
- "Дюймовочка". В саду протекал широкий ручей. Здесь жила жаба со своим гадким и противным сыном. Когда Дюймовочка проснулась рано утром и увидела куда попала, то горько заплакала. Кругом куда не посмотришь вода, и ей никак не перебраться на берег. - Вот мой сынок! Он будет твоим мужем.
- "Гадкий утенок". Гнездо было уже пустым. Осталось последнее яйцо. Наконец, треснула скорлупа самого большого яйца, и из него вывалился огромный безобразный птенец.
-"Огниво".
VI. Работа по содержанию сказки "Огниво" (рисунка 6).
Учитель: - Дети по содержанию этой сказки я буду задавать вопросы, а вас попрошу поделиться своим мнением по прочитанному.
Словарная работа: "огниво" - словарь русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой определяет его как кусок камня для высекания огня.
Вопросы по содержанию сказки "Огниво":
- Дети понравилась ли вам сказка? Какой эпизод запомнился особенно?
- Кто главный герой сказки?
- Кто встретил солдата на дороге?
- Что ведьма предложила солдату?
- Согласился ли солдат на предложение ведьмы?
- Почему солдат не согласился отдать ведьме огниво?
- Расскажите, как зажил солдат в городе, имея много денег?
- Кого захотел увидеть солдат? (Подтвердите текстом, стр. 5)
- Как солдат раскрыл тайну огнива?
- Как собака помогла солдату снова стать богатым?
- Какой сон рассказала принцесса родителям? (Найдите в тексте ответ и прочитайте его, стр. 7)
- Расскажите, почему фрейлине не удалось выследить собаку?
- Что придумала умная королева?
- Прочитайте в тексте то место, как солдат оказался в тюрьме и кто помог солдату добыть огниво? (стр. 8-9)
- Какое последнее желание произнес солдат?
- Как солдату удалось избежать смерти?
Итог урока
Учитель: - Дети, подведем итог урока! На ваш взгляд, к какому виду сказок можно отнести сказку "Огниво"?:
- Правильно, сказка волшебная.
- Огниво - это выходит, что за штучка?
И в заключение урока, я хочу, чтобы вы дали оценку главному герою сказки. Каков он - солдат?
Ответы детей:
- Ради любви, счастья.
- Наш герой много пережил в жизни - были неудачи. Но он был находчивым, щедрым, смелым, добродушным.
Учитель: А деньги, много денег - всегда ли это в жизни важно? (Следует размышление учеников)
Учитель: И так дети, главный вывод урока.
- Победа любви и добра - это главная мысль сказки.
Используемая литература
- Андерсен Г.Х. Сказки / Г.Х. Андерсен. - Лениздат, 1990г.
- Словарь русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой. - М.: "Просвещение", 1985г.