Цель мероприятия:
- закрепить знания о птицах, о пользе которую они приносят человеку.
- формировать у учащихся чувства любви к родной природе, бережное отношение к птицам в разные времена года.
Оформление:
- плакаты "Птицы - наши друзья" и "Человек - друг природы".
- рисунки птиц.
- выставка детских рисунков, поделок, аппликаций.
- компакт-диск "Голоса птиц".
Ход занятия
(Выходит мальчик. Он одет в пальто, шапку, галоши.)
Мальчик:
Идут куда-то облака,
Идут:
Идут:
И тронулась река:
И ручейки бегут!
И, распустив волосики,
Стоят девчонки-сосенки,
И, растопырив пальчики,
Глядят кусты, как мальчики!
Они бы тут не ждали, если бы могли,
Как бы побежали!
Да ноги приросли:
(Э. Мошковская)
(Выбегают две девочки . Одна из них в костюме "Солнышко". Девочки обходят мальчика, смеются, удивляются. Читают стихотворение .)
Девочка: - Знаете что, снимите пальто!
Солнышко: - Ваши галоши снимите тоже.
Девочка: - А то знаете что? Они надоели.
Солнышко: - Знаете что? Дни потеплели.
Девочка: - Знаете что? Они прилетели.
Солнышко: - Знаете что? Они просвистели.
Девочка: - Знаете что? Снимите пальто. (Э. Мошковская )
(Девочка и Солнышко помогают мальчику снять пальто и галоши.)
Мальчик:
Солнце ласково смеётся,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льётся
Разговорчивый ручей.
(Я. Колас)
Девочка:
С приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелётные птицы.
И кажется, весна сама в разведку
Послала птицу, и, пригнувши ветку,
Ей грач дорогу верную открыл.
Все: - Грачи прилетели.
Девочка:
Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают скворчики, а за ними через несколько дней самки-скворчихи. К их прилёту самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поёт, поджидая подружку.
(Под фонограмму "Голоса птиц" появляется мальчик в чёрном костюме и в маске скворца.)
Скворец:
Здравствуйте, ребята! Вы меня узнаёте? А тем, кто не узнал, разрешите представиться.
Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня:
Все: - Скворец!
Скворец:
Верно! Вы угадали. Я очень полезная птица, с которой вам надо сдружиться. Из года в год, из века в век живу там, где живёт человек. Селюсь с колхозником я рядом, слежу за его полем и садом - очищаю от вредных букашек, поедаю бабочек, жучков. И поэтому я не просто скворец, а скворец-молодец!
А знаете ли вы весенние приметы? Вот сейчас мы это и проверим. О приходе весны свидетельствуют многие факты, среди них - прилёт птиц. Я начну, а вы закончите:
- Ранний прилёт грачей и жаворонков - к: (тёплой весне)
- Если синицы долго остаются человеческого жилья - : (весна будет холодной)
- Жаворонок летит - к теплу, зяблик - к: (стуже)
- Журавли летят низко, быстро, молча - жди: (скорого ненастья)
- Трясогузка-ледоломка прилетит - через 12 дней: (река пойдёт)
- Грачи летят прямо на гнездо - к: (дружной весне)
- После прилёта дроздов морозы случаются очень: (редко)
Девочка: - Март - первый месяц весны.
Мальчик: - Март - утро года, начало прекрасной весенней поры.
Девочка: - В марте пробуждается природа от долгого зимнего сна.
Солнышко:
Но в марте бывает и так: вдруг тучи закроют небо, подует холодный ветер, пойдёт снег большими хлопьями, метель закружит позёмкой, будто вновь вернулась зима. Но это не надолго . И опять появляется солнце.
(Под фонограмму выходит девочка в костюме Весны . В руках у неё цветы .)
Весна:
Я весна - красна,
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду в поле и в лесу -
Людям радость я несу:
(Весна разбрасывает цвет . Солнышко кружится вокруг неё . Входит мальчик в костюме Сугроба .)
Сугроб:
Я отсырел! Едва дышу! Закройте солнце, я прошу!
Девочка (подходит к сугробу):
Молчи сугроб! Весна пришла!
Не спрячешься от тепла!
Ты был ворчливым стариком,
А станешь звонким ручейком.
Покинешь ты лесную тишь
И прямо в речку убежишь!
Сугроб:
А что мне делать старику?
И в самом деле утеку!
Помогите мне ребята,
Разгадать загадки надо:
1.
На шесте - дворец,
Во дворце - певец
Скворец
2.
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
Воробей
3.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Синица
4.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это?
Соловей
5.
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
Сова
6.
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Сорока
7.
Мать-отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду -
Чужим их сбуду.
Кукушка
8.
Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя чёрная птица
Прямо на трактор чуть не садится.
Грач
(Сугроб сбрасывает белое одеяло и набрасывает голубое . Он стал ручейком. Звучит песня "Здравствуй, весна!" . Слова О. Высотской, музыка А. Островского. Выходят дети с рисунками птиц в руках .)
Ученик 1(в руках изображение гнезда жаворонка):
Порой, почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдёт жаворонок ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травкой, - вот и его гнездо. Такие же гнёзда-ямки у перепёлки среди лугов и у серой куропатки в полях. И яички у этих птиц под цвет травы и хлебов.
Ученик 2 (изображение гнезда ласточки):
С юга ласточки явились,
Прилетели к нам весной,
Хлопотливо закружились
Над беседкой вырезной.
Твить-ти-вить - снуют проворно.
День, другой, ещё денёк, -
И под крышею узорной
Вырос ласточкин домок.
Слышен писк и щебет птичий.
Кто там смотрит из гнезда?
Мчатся ласточки с добычей -
Малышам нужна еда.
Ученик 3 (изображение гнезда иволги):
Гнёзда у птиц очень разнообразны. У многих птиц гнездо представляет собой детскую колыбель, в которой выкармливаются беспомощные птенцы. Например, птица иволга строит вот такой гамачок для детишек.
Ученик 4 (изображение гнезда грача):
Грач строит своё гнездо на вершине дерева. Также просто устраивают свои гнёзда ближайшие родственники грача - вороны и галки.
Весна:
К встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться. День прилёта птиц - весенний праздник. Его называют День птиц.
А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?
Ученик 1:
Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц жуков и улиток.
Ученик 2:
Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. А семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
Ученик 3:
Ушастая сова способна съесть за день до 10 полевок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2-3 кг зерна, а суслик - до 16 кг. Значит каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.
Ученик 4:
Кроме того, многие птицы - овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы и другие - склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость полей.
Мальчик:
Многие птицы - санитары. Вороны, галки, сороки, коршуны и некоторые другие, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.
Девочка:
Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы, тогда для наших пернатых друзей наступают голодные дни. В это время им просто необходима наша помощь.
Весна:
Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей обширной, чудесной Родины. Чтобы создать хорошие условия нашим пернатым друзьям, надо каждому из нас принять активное участие в озеленении нашего города. Мы должны сделать всё, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.
Все:
Нас много, ребята!
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас!