Цели урока:
- познакомить детей с подготовкой диких животных к зиме;
- расширить кругозор учащихся;
- развить умение школьников использовать в учебной работе опыт наблюдений в природе;
- развить логику мышления, речь, творческие способности;
- развить графические и изобразительные навыки;
- установить межпредметные связи с уроками математики, слушания, музыки, ИЗО;
- воспитать любовь к природе, чувство восхищения прекрасным.
Оборудование:
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Учебник для 1 класса. М., "Вентана-Граф", 2005;
- Виноградова Н.Ф. Учимся думать и фантазировать. Рабочая тетрадь для 1 класса. М., "Вентана-Граф", 2005;
- рисунки гномов Загадалки, Забывалки, Путалки;
- маски медведя, ежа, рыбы, пчелы, лисы.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы будем говорить об осени, об осенней погоде, о подготовке диких животных к зиме, будем учиться использовать в учебной работе итоги наблюдений в природе. С нами вместе будут работать гномы Загадалка, Забывалка и Путалка.
Речевая логическая задача.
- Совсем недавно ярко светило солнышко, зеленела свежая травка, манил своей прохладой сказочный лес.
- А что же сейчас происходит в лесу? Послушайте рассказ Н. Сладкова "Эхо".
Стоит на берегу лес. Густой, как стена. Крикнешь - лес ответит.
- Эхо лесное спросить могу.
- Ау, ау, ау.
- Листья лесные, куда пропали?
- Опали, опали.
- Птички - певички, давно ли галдели?
- Мы на юг улетели.
- Лягушки и жабы куда подевались?
- Мы в ил закопались.
- Белки и зайцы, про вас не знаем?
- Линяем, линяем, линяем.
- Так что же творится в лесу - мы спросим?
::::::...::. (Осень, осень, осень).
- Мы с Вами на экскурсии наблюдали изменения в природе. Какие Вы сделали выводы? (Стало холоднее, листья пожелтели, меньше насекомых, птиц).
II. Музыкальная минутка.
- На уроках музыки Вы слушали произведения и представляли различные картины. Послушайте, ребята, осеннюю мелодию. Какие картины предстанут у Вас перед глазами - потом расскажите. (Соло на скрипке ученицы этого класса).
- Что представили?
III. Речевая разминка "Погода и ты".
- Ребята, какая погода была вчера?
- Влияет ли погода на ваше настроение?
- Давайте повесим рисунок солнышка у нас в классе. Пусть оно радует нас и поднимает настроение.
IV. Развитие мелкой моторики.
- Осенью часто идут дожди, мелкие - моросят, сильные - льют. Откройте тетрадь на странице 7, продолжите рисунок. <Рисунок 1>
- Найдите на этой же странице листики. Закрасьте 3-й лист основным цветом осени. <Рисунок 1>
Рисунок 1
У доски индивидуальная работа: два ученика отделяют картинки с изображением лета от осенних.
V. Физминутка.
- Ребята, представьте, что Вы - листики. Подставили ладошки солнышку, подул лёгкий ветерок, листья закачались, закружились. Ветер стих, листья распрямились.
Лесные новости (новый материал).
1) - А что происходит в лесу с животными?
Линька - вместо летней редкой шерсти отрастает новая - густая и пушистая, у зайца и лисы изменяется её окраска.
2) - Послушай загадку, кто он?
Неуклюжий, косолапый,
Он в берлоге лижет лапу.
Знаем, нас не проведёшь -
Этот зверь, конечно, :.. (медведь).
- Как он готовится к зиме? (Много ест, накапливает жир).
3) - Гном Забывалка просит Вас узнать зверя по описанию:
Этот зверь живёт в лесу.
Тело покрыто шерстью. Узнали?
У него 4 ноги, хвост. Догадались?
Два уха, два глаза.
Глаза скошены в стороны. Кто это?
Задние ноги длиннее передних. (Заяц).
Отгадку показать фигуркой из математической игры "Танграм".
- Он запасает еду? Почему?
4) - О ком ещё можете рассказать? Скажите мне на ухо.
5) - Слушал, слушал нас гном Загадалка и спрашивает: "Кто из животных запасает на зиму "консервы"?
Крот. Зимой пропитания меньше, и, чтобы не голодать, он заготавливает пищу на зиму. Крот ловит червей и встраивает их в стены своих нор, иногда сотни штук сразу. Черви уползти далеко не могут, но остаются живыми, не портятся - вот Вам и консервы. Зимой кроты не спят, как ежи, а копаются под снегом, только зарываться им теперь приходится поглубже.
Как землекоп, крот не знает себе равных. Всё у него приспособлено для рытья. Мех короткий, гладкий, ушной раковины нет, крохотные глазки плотно прикрывают веки. Передние лапы - настоящие лопаты, когти на них плоские, а кисть вывернута так, чтобы удобнее было рыть землю. Роет быстро, за день двадцать метров новых подземных ходов.
VI. Физминутка.
- Покажем, как мышка бежит за зёрнышками.
- Как зайчик прыгает под кустик?
- Как хитрая лиса крадётся?
- Как медведь ищет берлогу?
VII. Работа с учебником.
- Откройте учебник на странице 33. Наша тема: "Лесные новости".
- Рассмотрите иллюстрацию. Кого видите? Где? О чём говорят? <Рисунок 2>
VIII. Чтение текста учителем:
Собрались разные животные на лесное собрание и стали рассказывать, кто и как к зиме готовится и как собирается зиму зимовать.
Ёж сказал:
Пчёлы зажужжали:
- А мы, - сказали рыбы:
Похвалялся и медведь:
IX. Сочинялки.
- Давайте поиграем в "Сочинялки", покажем, как это происходит на лесной поляне.
- Кто хочет исполнять роль медведя? (ежа, рыбы, пчелы, лисы)
- Подумайте, что скажет Ваш герой?
Ролевая игра с масками.
X. Логическая задача.
Послушал ребят гном Путалка и вот как соединил животное с местом его зимовки. <Рисунок 3>
Рисунок 3
- А Вы, ребята, как думаете? (Я думаю:)
- Откройте тетрадь на странице 16, соедините животное с местом его зимовки.
XI. Математический рисунок.
Отгадайте:
Эта рыжая плутовка
Кур ворует очень ловко.
Её не скажешь "Ну-ка, брысь!"
Этот зверь, конечно,:(лиса)
- Она запасает корм на зиму? Почему?
- Раскрасьте математический рисунок. <Рисунок 4>
Рисунок 4
XII. Итог урока.