Цели:
- Познакомить учащихся с самой крупной рекой Пермского края.
- Развивать информационную культуру учащихся, умение работать в группе; развивать устную речь детей.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной реке.
Оборудование:
- карта Пермского края,
- карточки с названиями (с.Карпушата, г.Пермь, г.Чайковский, р.Чусовая, р.Вишера),
- для детей контурная карта - Пермский край,
- диск СД (видеофрагменты: "г.Пермь", "Река Чусовая", "Река Вишера", "Река Кама")
- презентация "Исток Камы"),
- тексты на листочках о притоках Камы,
- карточки (филворд).
Ход урока
1.Орг.момент | В школе слышится веселый звонок:
|
2.Введение в тему. | - Почему наш край называют Прикамье? - Посмотрите на карту Пермского края. Видите там большую голубую извилистую линию? Что это? Верно, это наша главная река - Кама. Она течёт через весь край. Поэтому и назвали его Прикамье. - Каму называют символом Пермского края, "голубой дорогой" Прикамья. Впадает Кама в великую реку Волгу. - Сегодня мы совершим путешествие по Каме. (Просмотр видеофрагмента "Река Кама", одновременно ученица рассказывает стихотворение).
- Что нужно взять с собой? (карту, знания, хорошее настроение) |
3. Название реки | - Почему Каму так назвали? - Некоторые ученые считают, что ее название произошло от удмуртского слова "кема" - долгий, т.е. "долгая, длинная река". Действительно, Кама велика по длине - 1882 км. - Интересна коми-пермяцкая легенда о том, как река появилась. (рассказывает ученик - приложение №1) - Расскажите, что вы запомнили? |
4. Начало реки | - Откуда начнем наше путешествие? - Что такое исток? (начало реки) У каждой реки обязательно есть родничок, с которого она начинается, откуда истекает. - А где находится исток Камы? Об этом нам расскажет Саша Б., потому что в этом году она побывала в этом месте. (Приложение №2) - Где начинается Кама? - У кого возникло желание побывать в этом месте? Почему? - Обозначим на карте: с.Карпушата (учитель прикрепляет карточку на карту, учащиеся пишут на контурной карте) |
5. Притоки Камы. | - Течет Кама по лесам сотни километров,
вбирает в себя множество рек - притоков. - Назовите самые крупные притоки Камы. (проблема) - Прочитайте первый текст на листочках о реке Чусовая (приложение№3). О чем узнали? - Что составляет главную красоту реки Чусовая? Убедимся в этом, посмотрев видеофрагмент об этой реке. - Прочитайте второй текст. Что интересного можете рассказать про Вишеру? Как понимаете слово " утесы"? Что можно увидеть на скалах? (видеофрагмент) - Обозначим на карте крупные притоки Камы. |
6. Физкульминутка |
|
7. Города | - Вьется голубая лента Камы по
территории Пермского края. Она связывает все
районы нашего края. - Какие города стоят на Каме? (Пермь, Березники, Соликамск, Усолье, Краснокамск, Оханск, Оса, Чайковский) - А сейчас мы отправимся на экскурсию в г.Пермь. Кама - главная достопримечательность Перми. Слово нашим экскурсоводам - Ане и Андрею. (Приложение №4) - Посмотрим видеофрагмент. - Но это еще не все. Поговорим о нашем родном городе. Маша будет нашим экскурсоводом. (Приложение №5) - Обозначим на карте эти города. - Как люди используют Каму? - Какие чувства испытывают люди к родной реке? Почему? - Реки и другие водоемы являются чудесным даром природы. К ним надо относиться особенно бережно. Вода необходима всем: и растениям, и животным, и людям. Без воды невозможна жизнь на Земле. Какую помощь могут оказать школьники в охране вод? |
8. Закрепление | 1) филворд "Кама" (приложение
№6) - дети работают в группах 2) сценка "Рождение Камы" Б.Ширшов (приложение №7) 3) - О Каме написано много стихов. Издавна называли Каму матушкой, кормилицей. Давайте послушаем некоторые из них.
|
9. Итог | - Что вам понравилось в путешествии? - Какое желание возникло? - Что значит для вас Кама? Дополнительное задание: - Как называют Каму? (матушка, труженица, красавица, голубая дорога Прикамья, символ Пермского края) |
10. Домашнее задание | Сочинить стихотворение о Каме, красиво оформить. |