Цели:
- прививать учащимся любовь к чтению,
- вызывать радость от общения с книгой, внимание к слову;
- развивать интеллект, творческое воображение;
- воспитывать внимательность, ответственность у учащихся;
- приучать детей к аккуратности, бережному отношению к книгам.
Оборудование:
- выставка книг,
- выставка лучших рисунков,
- опорные слова,
- рисунки (Леопольд, книга, золотой ключик, рыбка),
- ложки,
- волшебные палочки (карандаши, обёрнутые фольгой),
- горошина, скорлупка ореха,
- синий шарик,
- красная шапочка,
- яйцо.
Ход урока
1. Организационный момент.
В некотором царстве,
В некотором государстве-
Жили-были…
Как вы думаете о чем пойдет речь на этом уроке?
Почему вы решили, что мы будем говорить о сказках?
Тема нашего урока звучит так: “Герои наших любимых сказок”.
2. Выставка книг.
Посмотрите внимательно на выставку.
Что общего в этих книгах? (Все эти книги – сказки)
На какие группы вы можете разделить эти сказки? (Волшебные, бытовые, о животных).
А еще сказки бывают двух видов: авторские и народные.
Дети, кто прочитает пословицу, записанную на доске?
Сказка – это сокровищница народной мудрости.
Как вы понимаете ее?
А чему учат нас сказки?
Жили-были
Старик и старуха…
Любишь ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Теплая,
Только, что из печи.А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежь ломоть-
И сразу тепло.
В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.Добрую сказку
Помню с детства
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты,
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.
Овсей Дриз.
3. Основная часть
Мы будем путешествовать по сказкам на ковре–самолете.
Возьмите волшебные палочки, скажите волшебные слова: “Крибле–крабле-бумс!” перед вами сказочный конкурс “Узнай предмет!”
(Ученикам дается рисунок или предмет, по которому они должны назвать имя героя сказки, которому принадлежит этот предмет).
- Горошина (“Принцесса на горошине”).
- Скорлупа грецкого ореха (“Дюймовочка”).
- Синий воздушный шарик (“Вини Пух и его друзья”).
- Золотой ключик (“Буратино”).
- Красная шапочка (“Красная шапочка).
- Утиное яйцо (“Гадкий утенок”).
У каждого из вас есть заветное желание, и исполнить его может персонаж сказки, которая начинается так: “Жил старик со своей старухой у самого синего моря”.
Какая это сказка?
Будем кликать Золотую рыбку: “Золотая рыбка появись!” (Рыбка не появляется)
Какое-то слово мы забыли сказать. Какое? (Пожалуйста).
Приплыла рыбка и молвит: “Чего же вам надобно, дети?”
4. Физминутка
5. Конкурс “Из какой это сказки?”
Летела стрела и попала в болото
А в том болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей
Сделался мигом красивой, пригожей?
(“Царевна лягушка”)
Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться.
Очень вкусная вода в ямке от копытца.
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то
(Волк и семеро козлят)
Под окном за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблоко. Оно
Соку свежего полно.
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто.
(“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”).
Наш ковер – самолет пролетает над домом кота Леопольда. А Леопольд расположился в кресле, включил телевизор и смотрит свою любимую передачу (“Самый умный”). Поможем Леопольду ответить на экспресс – вопросы:
-Жилище Бабы Яги? (Избушка)
-Имя мальчика, которого унесли Гуси – Лебеди? (Иванушка)
-Второе название скатерти? (Самобранка)
-Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)
-Аппарат, в котором Баба Яга совершает свои полеты? (Ступа)
-Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)
-Кто смастерил Буратино? (Папа Карло)
-Кого старик неводом вытянул из моря? (Золотую рыбку)
-Сколько голов у Змея Горыныча? (Три)
-Сколько дней пролежали деньги Буратино на Поле чудес? (Нисколько)
Леопольд благодарит вас и произносит: “Ребята, давайте жить дружно!”
6. Беседа о бережном отношении к книге.
Отгадайте загадку:
Я все знаю, всех учу.
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться!
Что это? (Книга)
Что вы узнали о книгах, готовясь к нашему уроку? (Дети делятся своими находками: рассказывают пословицы и загадки, стихи.)
1-й ученик.
Книга – лучший друг.
Букварь – мудрости ступенька.
2-й ученик.
Хлеб питает тепло, а книга питает разум.
Ум без книги – как птица без крыльев.
Пишут не пером, а умом.
3-й ученик.
Говорила мышка мышке:
“До чего люблю я книжки!
Не могу я их прочесть,
Но зато могу их съесть”. (С. Маршак)
4-й ученик.
Человечки стали в ряд-
Обо всем нам говорят. (Буквы)
5-й ученик.
Не куст, а с листьями,
Не человек, а разговаривает. (Книга)
6-й ученик. Земля – белая, а птицы на ней черные. (Бумага и буквы)
Много интересного рассказано о книге, а знаете ли вы, что самая большая в мире книга находится в Америке, ее высота – три метра, а толщина – один метр. Перелистывает ее специальный электрический аппарат. Самая маленькая русская книга – это сборник басен И.А. Крылова. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки. Конечно, еще о многом вы узнаете, но для этого нужно дружить с книгой, быть аккуратным и бережно относиться к ней.
Чтобы книги о вас говорили вот так:
“Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри–ка на мои листочки,
На них ты не увидишь точки!
Про кляксы я молчу-
О них и говорить–то неприлично…”
Зато и я его учу
Не как–нибудь, а на “отлично”.
Наш ковер – самолет пролетает над кукольным театром Папы Карло. А на сцене его идет представление сказки. Отгадайте по опорным словам: дед, баба, курочка, яичко, мышка. Вы желаете посмотреть эту сказку? Скажите волшебные слова: “Крибле-крабле-бумс!”. (Дети инсценируют сказку на ложках “Курочка Ряба”.)
7. Подведение итогов урока.
Сказка – путешествие прощается с вами. Но вы, ребята должны помнить слова: “Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок”.
Чему же учили вас сказочные герои? (Научились общаться, прислушиваться к мнению других, доказывать свое мнение, коллективно работать, бережно обращаться с книгами)