"Линия как средство стилизации" (занятие из раздела авторской программы дополнительного образования)

Разделы: МХК и ИЗО


Пояснительная записка

Данный конспект занятия является центральным звеном раздела авторской программы дополнительного образования детей «Моя Вообразилия», направленной на изучение интереснейшего вида декоративного искусства – «Художественная роспись ткани».

Целью раздела «Линия в холодном батике» является нестандартный подход к развитию творческой активности детей через игровые процессы в области психологии, мышления и творчества. Предложенный арт-терапевтический подход позволяет раскрывать в ребенке дивергентное мышление, осуществлять переход от повседневного восприятия вещей к пространственно-ассоциативному, вызывая переключение режимов работы головного мозга.

В процессе таких тренировочных упражнений ребёнок учится читать язык батика, осваивать сложный технологический процесс ручной росписи.

Актуальность данного метода работы продиктована личным педагогическим опытом в системе дополнительного образования работой с детьми «безынициативного плана», который заключается в осуществлении внутренней «разгрузки» ребенка от бесконечно мелькающих слайдов окружающего пространства.

Методика интенсивного обучения основана на спонтанных, тактильных, психофизических и когнитивных играх и направлена на решение проблемы социальной адаптации ребенка, его психологически устойчивого положения в общественной среде.

Форма организации – творческая игра

Тип занятия – занятие по комплексному применению знаний и способов действий

Год обучения – 1 год

Возраст детей – 10-11 лет

Продолжительность занятия – 2 часа

Цель – Способствовать формированию гибкости и многоплановости мышления через развития нравственных качеств ребенка по средством психофизических игр.

Основные задачи:

  • Способствовать формированию стилизованного видения на основе закона визуально – образного завершения форм.
  • Создавать условия для развития чувства ритмичности, орнаментальности в работе по методу «на исчерпание воображения».
  • Содействовать воспитанию чуткости, доброго отношения к себе и окружающему миру через восприятие образа Солнца, как источника Добра и Гармонии.

Методы обучения: игровой, репродуктивный, метод эмоционально-психологического воздействия (Рисунок 4) (Рисунок 5)

Приемы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов, психофизическая игра

Форма работы - индивидуальная, коллективная

Образовательный продукт – стилизация образа Солнца в десяти вариациях, на основе сочетания точек, штрихов и линий.

Музыкальное сопровождение – Э.Григ, Э.Морреконе

Наглядный материал – репродукции художников в стилизованной форме (Рисунок 3) выставка детских рисунков с орнаментальными мотивами (домашнее задание), красочная надпись «В каждом человеке есть Солнце»

Оборудование - бумага 10х10 (по 10 листов на каждого), маркеры, мягкая игрушка «Солнышко»; настольный экран с подсветкой для воспроизведения песчаной графики

Тема раздела: Линия в батике

Тема занятия: Линия, как средство стилизации

Ход занятия

Организационная часть

Педагог составляет выставку из детских работ по домашнему заданию.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Теоретическая часть.

Мамент мотивации «Стилизация в холодном батике»

Педагог. По вашим новым изображениям из линий точек и штрихов мы можем увидеть, как все подчинено единому орнаменту. Молодцы. А хотите с помощью орнамента изменить обычный предмет или явление на необыкновенное, не привычное глазу видение?

Дети. Да

Педагог. Давайте посмотрим, как это делают художники.

Мы видим, что обычный предмет видоизменяется. Художник его упрощает, усложняет, или оживляет с помощью линии и, тем самым, меняет стиль. Такое видоизменение называется стилизацией.

Словарное слово помещается на доске.

Мы с вами делаем то же самое: тренируемся, упражняемся в превращении разных образов. Все это не случайно. Может быть, угадаете, для чего мы все время тренируем наши руки, мысли и линии, выражая их на бумаге?

Дети. Чтобы научится рисовать на ткани!

Педагог. Конечно, для создания работы в технике батик. Давайте полюбуемся какие прекрасные фантазии можно создавать, касаясь холодным резервом ткани, где линия стоит на главном месте в изображении любого произведения. И сегодня мы сможем создать любую стилизацию и оживить образ, хотите?

Для того чтобы это произошло, вначале, мы увидим новое восприятие и ощущение внутри себя, превратившись в волшебников, хранящих Добро.

Закройте глаза. (звучит мелодия Э.Грига)

Сказка-активизация «Где живет Солнце?»

С. Козлов, Г. Циферов

Все доброе и хорошее сравнивают с Солнцем. Если человек рад человеку, он скажет: «Мир тебе и Солнце!» Один веселый человек однажды даже сказал: «Солнцем полна голова», значит он думал о чем-то добром, хорошем. Издавна все доброе и хорошее сравнивают с солнцем.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Если мы помогаем человеку в беде, он говорит: «Я согрет вашей добротой». Значит, Добротой называют Солнце, которое живет в людях.

Это ничего, что ты маленький, Солнце в тебе может жить самое большое.

Скажите, о каком Солнце говорилось в рассказе?

Дети. О внутренней Доброте. Доброта сравнивается с Солнцем.

Педагог. Конечно она находится в каждом из нас и вот сейчас мы можем прочувствовать нашу внутреннею Доброту.

Игра – активизация «Скажи себе доброе слово»

Педагог. Давайте объединимся в большой общий круг.

Психологическая игра «Скажи себе доброе слово»

Дети становятся в круг. Ведущий игры (педагог) рассказывает о переходящем по кругу предмете (мягкая игрушка «Солнышко»), какое оно ласковое, доброе, светлое и т.п.

Далее предлагает представить себя в роли этого доброго существа. Игрушка передаётся по кругу, напоминая о себе, и каждый, на ком она останавливается, рассказывает, сколько в нём теплоты и дружелюбия.

Игра развивает положительные чувства по отношению к себе, выявляет отрицательные качества через восприятие себя в образе Солнца и Добра.

Педагог. После того, как Солнца в нас стало больше, попробуем представить его в линии таким же ласковым, красивым, добрым, несущим свет и улыбку.

Практическая часть

Момент воображения «Линия и Солнце».

Педагог. Солнце бывает разным, не обязательно таким, какое мы видим в действительности. Давайте посмотрим как его видят художники. (Рисунок 1) Если видоизменить Солнце, мы увидим не просто светящийся шар с лучами, а гармонично меняющийся образ Солнца в орнаментальных Лучах – Линиях!

И становится заметно, как оно начинает вращаться, светить и излучать Радость. Кто желает попробовать выразить это в линии – быстрыми движениями на песке?

(Детям предоставляется возможность по очереди проводить разминочные упражнения по японской методике «песчаная графика», на экране с подсветкой. Лучшие работы фиксируются на фото) (Рисунок2)

Полет в Вообразилию «Солнце в стилизации».

Молодцы. А сейчас, попробуйте оживить образ Солнца орнаментальными мотивами, не один раз, а многократными вариациями, используя линию, штрих, точку, ритм и орнамент. Чем больше вариантов вам предстоит изобразить, тем интереснее будут возникать идеи в вашей «Вообразилии» (метод на исчерпание воображения)

Каждому раздается по 10 листов бумаги формата 10х10.

Звучит мелодия Морреконе.

Подведение итогов занятия

После выполнения задания проводится демонстрационная выставка детских работ. Звуки музыки усиливаются. (Рисунок 3)

Педагог. Как много Света льется от наших Солнца! И от этого всем становится теплее и радостнее на сердце. Что вы испытывали, изображая свое Солнце? (Рассказы детей о своих работах.)

Нашим Солнышком мы начинаем работу над созданием большой сказочной композиции «Времена года» в технике холодного батика, о которой речь пойдет на следующем занятии. Ведь сегодня мы совершили самое главное – смогли уйти от реальности видения. Мы превратили обычное Солнце в какое?

Дети. В стилизованное, орнаментальное.

Педагог. Мы узнали, что Солнце может быть самым разным, но главное – всегда …

Дети. Добрым.

Педагог. До скорой встречи.

Список литературы: Горяева Н. «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека», Копытин А.И. «Практикум по арт – терапии», Фопель К. «Создание команды» Цыферов Г., «Где живет Солнце»

Приложение. Рисунки к занятию