Лента букв

Разделы: Начальная школа


Уроки обучения грамоте очень важны, потому что в это время дети не только знакомятся со звуками и буквами, приобретают первые навыки чтения. Именно на уроках обучения грамоте формируется умение проводить звукобуквенный анализ слова. Если ребенок в начальной школе научится выполнять звукобуквенный анализ слова, то в старших классах он без проблем будет выполнять фонетический анализ слова.

Проработав в школе несколько лет, я пришла к выводу, что традиционная лента букв несет детям очень мало информации. А информация о звуках и буквах очень обширна, и запомнить ее в полном объеме может не каждый ребенок. Поэтому я решила дополнить традиционную ленту букв (многое я взяла из программы “Школа 2100”) и использовать ее на уроках не только обучения грамоте, но и на уроках русского языка на протяжении всего обучения в начальной школе.

При изучении основных гласных букв – а,о,у,ы,и – на классной доске появляется красочный красный домик, из которого буквы появляются. Почему из красного домика? Так детям легче запомнить, что гласные буквы произносятся при помощи голоса, они умеют петь, они веселые. Но изучаемые гласные буквы разного цвета – зеленого и синего. Когда учимся читать слоги, мы договариваемся с детьми, что гласные буквы а, о, у, ы, обозначающие твердость согласного звука, мы будем называть “ледяными” (на ленте букв они синего цвета и “живут” на втором этаже). Они “замораживают” впереди стоящий согласный звук и он произносится твердо. А гласную букву и, обозначающую мягкость согласного звука, мы будем называть “травяной” (на ленте букв она зеленного цвета и “живет” на первом этаже). Эта буква “смягчает” впереди стоящий согласный звук и он произносится мягко.

Дети в игровой форме легко усваивают, какие буквы “ледяные” и какие “травяные”, при этом сразу же вводится правильная формулировка “Гласная буква а обозначает твердость согласного звука”.

В дальнейшем при изучении букв – е, ё, ю, я – на ленте букв, в красном домике, где живет каждая буква появляется “улыбка”. “Улыбка” обозначает, что эти буквы “хитрые” - в начале слова, после гласных и мягкого знака они обозначают два звука. С опорой на такую наглядность дети это быстро запоминают.

В итоге, часть ленты букв, где расположены гласные буквы, выглядит таким образом.

Рисунок 1.

При изучении согласных букв на классной доске появляется красочный сине-зеленый домик, из него появляются согласные буквы. У них другой домик, потому что в отличии от гласных звуков, согласные не умеют петь, а только шипят, рычат, свистят и т.д. После изучения буквы, она занимает свое место на ленте букв. Все звонкие согласные живут на втором этаже, этот этаж отмечен значком “колокольчик”. А глухие согласные живут на первом этаже, этот этаж отмечен значком “шляпа-цилиндр” (символы обозначения звонкости и глухости согласных взяты из программы “Школа 2100”).

Каждая согласная буква занимает на ленте букв свою “квартиру” определенного цвета. Буквы, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки живут в сине-зеленой квартире. Буквы, обозначающие только мягкие звуки, живут в зеленой квартире, а буквы, обозначающие только твердые звуки – в синей.

Буквы Ь и Ъ, не обозначают звуков и живут в бесцветных квартирах.

В итоге, часть ленты, где расположены согласные буквы и буквы Ь, Ъ выглядит таким образом.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Все уроки обучения грамоте провожу с большим количеством наглядности. Большую помощь при проведении этих уроков нашла в книге В.В.Волиной “Занимательное азбуковедение”.