Цели: прививать любовь к творческой деятельности, развитие воображения. Использование приёмов графики в изображении предметов. Знакомство с разновидностями натюрмортов. Воспитание чувства прекрасного, расширение кругозора учащихся. Воспитание усидчивости и терпения.
Оборудование: Постановка натюрморта, музыка с голосами птиц, магнитофон, гелевая чёрная ручка, бумага, репродукции картин художников, детские работы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Стихотворение Д.П.Шестакова
Какая тишина и нежность,
Как далеко от пылких бурь.
Забыта ты, весны мятежность,
И лета знойная лазурь.
Уж утром медленно и строго
Встаёт неяркая заря,
И шепчет сердцу много-много
Усталый сумрак сентября.
Сегодня мы с вами будем изображать сухой букет с шишками в вазе.
3. Беседа с учащимися.
Давайте вспомним, какие вы знаете 3 основных вида живописи. ( Портрет, натюрморт, пейзаж ). Охарактеризуйте каждый вид.
ПОРТРЕТ - изображение человека или нескольких людей.
НАТЮРМОРТ - изображение 1 или нескольких предметов ( бытовых, цветов, фруктов, предметов интерьера и т.д. )
ПЕЙЗАЖ - изображение видов, картин природы.
И сегодня мы поговорим ещё раз о натюрморте.
В переводе с французского языка слово “ НАТЮРМОРТ” означает “МЁРТВАЯ ПРИРОДА”. Натюрмортом называют изображение вещей, окружающих человека. Вещи многое могут рассказать о его жизни, вкусе, привычках. Разные сочетания тканей, посуды, цветов, овощей и фруктов, даров моря, дичи, предметов быта говорят о красоте и богатстве окружающего нас мира, создают впечатление печали или радости. Художники разных времён и народов создавали натюрморты в живописи, графике, скульптуре, чеканке.
В истории искусства сложилось 2 основных типа натюрморта. В одном вещи говорят прежде всего не о самих себе, а о своём хозяине. Человек незримо присутствует на картине, и порой кажется, будто он только отошёл и тотчас может вернуться.
В другом типе натюрморта вещи изображаются как что-то самостоятельное. Они говорят прежде всего о самих себе, словно предлагая зрителю полюбоваться их собственной красотой, красотой их облика, формы, цвета.
Особенно распространился натюрморт в 17 веке.
Давайте попробуем определить на репродукциях натюрмортов к какому типу они относятся, и к какому типу относится наш натюрморт с сухими шишками.
“Ветка с шишками” - самостоятельный
тип.
“Натюрморт с бандурой” - о хозяине.
“Букет с цветами” - о себе, самостоятельный тип.
“Букет в интерьере” - о хозяине.
И т.д.
Остановимся немного на акварели “Натюрморт с сухими колосьями”.
Посмотрите, как радует этот богатый и красочный стол! Разнообразны оттенки золотисто- коричневой поверхности хлебов, колосьев. Мы словно чувствуем на ощупь эти предметы: то сухие ломкие колосья, то теплота деревянной чашки, то прохлада глиняного горшка. Художник сопоставляет эти предметы, подчёркивая их индивидуальность.
Мир самых обыденных и простых вещей предстаёт перед нами во всём своём удивительном богатстве.
Если день серый и унылый, ты ждёшь, когда ветер разгонит облака и с ярко-синего неба брызнут ослепительные лучи. Тогда весь мир кажется таким красочным, полным жизни и движения. Повсюду загораются блики, а тени становятся прозрачными, вобравшими в себя отблески окружающих предметов. Запечатлеть это разнообразие красок может живопись.
Тот, кто овладел этим видом искусства, может изобразить и серый, унылый день так, что каждый увидит: он не такой уж и серый, однообразный, а по-своему красив и полон настроения.
Существует немало художественных материалов: масляные краски, акварель, гуашь, темпера, чернила, пастель и даже цветные карандаши.
И даже обыкновенным карандашом можно создать произведение, близкое к живописному, если вдохнуть в него ощущение жизни, игру света и тени, движение.
Рассмотрим несколько работ выполненных в графике:
Пейзаж А.Кравченко ( гравюра на дереве )
“Летний сад. Аллея” А.Кравченко ( чёрный
карандаш )
Пейзаж “Платановая аллея. Кинотеатр”. ( тушь)
Натюрморт “Шишки на столе” ( детские работы)
4. Тема урока. Натюрморт “Ветка с шишками в вазе”. ЗВУЧИТ МУЗЫКА.
Представьте себе: ясное солнышко, лето, зелёная ветка дерева.
А теперь представьте позднюю осень, когда ветер гонит по земле оставшиеся листья. Краски природы уже не те. Нет яркости, нет свежести. Но воспоминание о тепле, лете, красоте осталось.
Стихотворение О.В.Прокопенко:
Какая ж красота?
Ведь он сухой и блёклый,
Увядших красок не видать давно.
В былой красе увидеть постарайся
След лета - листьев яркое пятно.
Лучами в них играло солнце днём,
А ночью засыпало в их постели,
Исчезли тени праздника -
их ветром унесло,
А листья пожелтели, потускнели.
Былого лета больше не вернуть.
Плоды и шишки осень подарила,
И ждут они, когда в последний путь
Их осень за собою б поманила.
И вот они, готовые лететь,
Принять судьбы своей последний вызов !
Казалось бы, им надо умереть,
А в вазе жизнь в них снова возродилась.
5. Творческая работа учащихся.
Сейчас мы будем изображать этот сухой натюрморт на бумаге с помощью гелевой ручки. Наша работа будет называться графической. Чем графика отличается от акварели? ( Она чёрно-белая). Все тона мы будем передавать с помощью света и тени. Рассмотрите, что выглядит светлее, а что темнее, где падает тень, а где шишки наиболее освещены.
Обратите внимание на то, что в отличие от карандаша, линию чернильную исправить уже нельзя, она должна быть чёткой и правильной.
Расположите свой лист бумаги так, как вы будете на нём работать.
Мысленно постройте рисунок на бумаге, расположите предметы: где вы изобразите вазу, где изобразите ветку и шишки. Представьте себе уже готовый рисунок. Теперь приступайте к работе.
6. Физминутка. ЗВУЧИТ МУЗЫКА.
Дайте своим рукам и глазкам отдохнуть.
Закройте глаза и представьте, что вы идёте по лесу или парку.
Поднимите глаза вверх. Там высоко на дереве поёт птица. Постарайтесь её увидеть.
Опустите глаза вниз. Посмотрите себе под ноги. Вот раздался треск сучьев и шорох листьев. Это вы наступили на сухие ломкие веточки.
Посмотрите влево. Кажется , вы спугнули с ветки какую-то птицу и она улетела.
Посмотрите вправо. По вашему лицу пробежал лёгкий ветерок и обдал вас прохладой.
Зажмурьте сильно глазки. Вам, кажется, в глаз попала песчинка. Нужно несколько раз сильно поморгать, чтобы она вышла.
Открыли глаза . Продолжаем работу.
7. Индивидуальная работа с учащимися.
Корректировка работ, исправление ошибок.