Обоснование темы проекта.
В современном обществе всё более стала заметна тенденция разделения функций воспитания в семье и в школе. Педагоги считают, что родители не уделяют должного внимания своему ребёнку. Родители, в свою очередь, жалуются, что в школе их ребёнок не получает тех знаний и навыков поведения, которые они ожидали от данного учебного учреждения.
Одной из актуальных проблем в воспитании ребёнка является партнёрство семьи и школы. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в различных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развития и способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров, преодоления негативных поступков и проявлений в поведении.
По мнению педагогов, родители должны быть готовы всегда поддерживать их, прислушиваться к их советам, а в случае необходимости пересматривать свои собственные взгляды и действия. Именно такое отношение и становится источником постоянных разочарований. Мы чаще всего идентифицируем себя со всезнающим взрослым, и поэтому нам трудно понять позицию родителей. В результате мы не относимся к ним с пониманием, а лишь осуждаем и марализуем.
Когда педагог говорит о том, что ребёнок в классе " послушнее", чем дома, или наоборот, что ребёнок совершенно неуправляем, то родители чувствуют себя, как нашалившие дети. Ощущение себя одновременно взрослым и несостоятельным ребёнком создаёт внутренний конфликт, который провоцирует либо нежелание родителей посещать образовательное учреждение, либо открытую конфронтацию с педагогом.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что только устранение подобных отношений позволит педагогам организовать сотрудничество с родителями и приобщить их к педагогической деятельности. Основа взаимодействия педагогов и семьи состоит в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств.
Проект направлен на то, что воспитательная работа с детьми не будет достаточно содержательной и эффективной, если активно в ней не будут принимать родители, которые являются полноправными субъектами организации воспитательного процесса.
Проект разработан с опорой на общие принципы: актуальности, системности (подход к воспитательной работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы.) комплексного характера (единство и взаимосвязь всех сторон и направлений воспитательной работы.); последовательности, преемственности, непрерывности и массовости (превращение воспитательной работы в часть системы образования.); конкретности, направленности (выделение главного, существенного в воспитательной работе.); оперативности, мобильности, коллективного характера (при разумном сочетании групповых и индивидуальных форм и методов работы.)
Анализ исходной ситуации.
В нашей школе педагоги стремятся помочь родителям и детям преодолеть имеющиеся трудности. Через использование системного подхода в воспитании и обучении мы формируем у учащихся чувства родства и долга перед родителями, заботы о младших и престарелых, мудрости отношений между мужчиной и женщиной. Проводятся беседы о значении семьи в жизни человека, об уважении к матери и отцу, бабушки и дедушки, братьям и сёстрам. Дети охотно разучивают песни и стихи на эти темы. Своими руками делают подарки родителям к праздникам, пишут поздравления. Проводятся спортивные праздники, выходы в природу совместно с родителями.
Следует заметить, что самыми активными формами сотрудничества с родителями являются классные мероприятия: спортивные соревнования "Мама, папа, я - спортивная семья", "Весёлые старты", "А ну-ка, мальчики". На праздниках и во время подготовки к ним много возможностей для общения детей и родителей. Выявляются способности детей. Подготовительная работа способствует расширению знаний учеников, создаёт атмосферу творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии. Воспитание на лучших народных традициях способствует созданию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей, сплочению класса, развитию творческих способностей, любознательности и гордости за свой народ, своих родителей, семью. " Творческие мастерские", " Художественные мастерские", в которых родители с детьми познают радость совместного творчества (вышивают, лепят из глины, рисуют, сочиняют стихи и частушки), вечера сказок, посиделки, творческие семейные выставки, конкурсы чтецов родителей и детей, конкурсы рисунков родителей и детей, совместные выходы в театр, конкурсы сочинений "Моя семья" стали настоящими праздниками. Многие мероприятия заканчиваются сладким столом с ароматным чаем, заваренным по рецептам бабушек и мам с различными лекарственными травами.
С первых дней знакомства с родителями своих учеников педагоги доводят до них мысль о том, что источником благополучия ребёнка в семье, условием его счастливого детства является любовь к нему. И с первого дня работы родителям сообщается, что необходим постоянный контакт с учителем. Родительское собрание одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив.
В конце учебного года вместе с родителями и учащимися проводится анализ работы за год, отмечаются положительные моменты, выявляются лучшие мероприятия с точки зрения их организации, воспитательного воздействия на ребят, повышения их культурного уровня.
Результатом такой работы стала активность в классных и школьных делах самых скептически настроенных родителей. На общих праздниках дети учатся общаться со сверстниками и взрослыми, а родители имеют возможность увидеть детей со стороны..
Привлечение родителей к общественной работе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе. Вовлечённость в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания его познать. Общие дела и интересы объединяют детей и родителей, помогают найти общий язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка.
Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями являются хорошие отношения к школе, желание учиться и быть активным участником школьных дел. Но тем не менее хотелось бы больше привлечь и заинтересовать родителей воспитательным процессом в жизни класса и школы.
Методическое сопровождение реализации проекта.
Для осуществления своего проекта, я изучаю научно-методическую литературу. Проведён обзор литературы по данному направлению.
Эффективность реализации проекта определяется оптимальным функционированием системы методического сопровождения, которая реализуется в направлениях.
1. Информационно-методическое обеспечение деятельности в рамках реализации проекта. Накопление и систематизация методической литературы, разработки по данному направлению.
2. Обобщение и организация распространения опыта работы.
3. Реализация многоуровневой системы повышения квалификации и профессиональной компетентности.
Устойчивость проекта.
На данный момент накоплен богатый материал. Разработан воспитательный комплекс по данному направлению. Всё это определяет устойчивость настоящего проекта.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
Результатом реализации проекта является достижение поставленных целей и задач, а также создание фонда методического материала и работ (рефераты, доклады, фотоальбомы), которые можно использовать в учебном процессе и воспитательной работе.
Распространение результатов проекта.
Распространение опыта через работу с родителями, через проведение классных, общешкольных мероприятий, родительских собраний.
Объект исследования.
Родительский и ученический коллективы 2 "Б" класса
Предмет преобразования.
Преемственность в совместной работе педагогов и родителей.
Ресурсное обеспечение.
1. Методическое обеспечение реализуемых досуговых программ.
2.Специализированные помещения и оборудование согласно условиям реализуемых программ.
Цель проекта.
1. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, участие во всех формах внеурочной деятельности.
2. Совершенствовать профессиональное мастерство в работе с родителями.
3. Установить партнёрские отношения с семьёй, создать атмосферу взаимопонимания, взаимоподдержки и общности интересов.
Этапы реализации.
Этапы | Содержание работы | Сроки реализации |
Подготовительный | 1. Выбор теоретической модели воспитательной работы в рамках реализации проекта. | сентябрь - октябрь 2008г. |
2. Определение ресурсного обеспечения реализации проекта | ||
3. Подбор форм воспитательной деятельности, необходимого педагогического инструментария. | ||
4. Накопление и систематизация методической литературы. | ||
5. Разработка досуговых программ, сценариев мероприятий. | ||
Содержательный | 1. Реализация досуговых программ согласно плану проведения. | ноябрь 2008г - апрель 2009г |
2. Составление мониторинга по результативности воспитательного процесса. | ||
Завершающий | 1. Представление опыта работы. | май 2009 г |
2. Определение перспектив развития воспитательной работы в рамках разработанного проекта. | ||
3. Оформление результатов реализации проекта. | ||
4. Распространение опыта работы. |