Цель: сформулировать общие способы выражения значения рода у имен существительных.
Задачи урока:
- осознать, что окончание не всегда выражает значение рода и.с.;
- исследовать основные морфемы слова и сделать вывод, что и суффиксы могут выражать значение рода и.с.;
- зафиксировать в табличной форме основные, распространенные суффиксы-выразители значения рода и.с.;
- конкретизировать способы выражения значения рода при решении практической задачи определения рода.
Тип урока: урок конкретизации способа определения рода имени существительного и решения частных задач по применению способа.
Этапы урока
1. Создание учебной ситуации.
какую тему мы изучаем?а) рефлексия изученного
–
– что умеем делать сами и можем научить других?
б) работа над ошибками:
– Хорошо знаете, как определять род
имени существительного. Проверьте ошибки
учеников. (На доске: овощи– ср.р.; восемь– ж.р.;
вчера – ср.р.)
– Чего не знают ученики нашего класса, которые
так определили род И.С.
– Как научить других определять род имени
существительного? (зафиксировать способ
определения рода с помощью местоименных слов он,
мой; она, моя; оно, моё)
в) “Создание ситуации успеха”
– Теперь все умеете определять род имени существительного без ошибок?
– Выполните задание: определите род у имен существительных (1 ряд– выписать слова мужского рода; 2 ряд– женского, 3 ряд– среднего):
– гнев, ярость, бешенство
– дорога, путь, направление
– тишь, штиль, затишье
(Работа над пониманием смысла слов в синонимических рядах)
– Что объединяет слова и в чем их различие?
– Как определяли род?
– Какая морфема выражает значение рода у имен существительных в ваших словах? (Зафиксировать на доске окончания имен существительных).
2. Постановка учебной задачи урока.
– Умеете определять значение рода и делаете это хорошо. Сыграем в игру “Угадай род имени существительного”. (На доске слово закрыто. Открываю только окончание.)
– Определите слово какого рода я задумала: у слова окончание –а. (Дети называют слова ж.р. единственного числа (страна), м.р. (папа), ср.р. в косвенном падеже (нет богатства).
– Почему вы точно не смогли определить род задуманного слова? (недостаточно данных о слове).
Вывод: определить по окончанию род не всегда возможно, так как окончания бывают синонимичны или омонимичны.)
– Я открою другую часть слова: у слова окончание –а и суффикс –их. Теперь сможете определить род имени существительного?
(Дети приводят примеры и убеждаются в том, что все слова называют имена существительные только женского рода.).
Дети ставят задачу, определить есть ли другие суффиксы, которые выражают значение рода.
3. Анализ условий решения задачи.
Задача: определение основных суффиксов– выразителей значения рода имени существительного.
– Чего не достает для решения задачи определения суффиксов– выразителей значения рода? (нужен текст или слова-имена существительные)
(Детям выданы карточки: “Гусь– …, индюк– …, волк – волчица , слон – …. , ученик– …, … – учительница, красноярец– … , цыган– …”)
(В паре доопределяют задачу (найти родовую пару предложенному слову), выделяют суффиксы, определяют род имени существительного и заполняют таблицу)
Суффиксы мужского рода |
Суффиксы женского рода |
Работа в паре > фронтальная работа с классом > заполнение таблицы на доске.
Вывод этапа урока: род имени существительного можно определить по окончанию и иногда по суффиксу, если слова образовано от другого слова и является его родовой парой.
Соотнесение вывода детей с правилом в учебнике Ломакович, Тимченко Русский язык. Часть 1. 4 класс., М., 2007.
с. 103 “Если И.С. образовано от другого существительного, то на его род могут указывать суффиксы.”
4. Конкретизация способа (применение).
– Какие теперь знаете способы определения рода И.С.?
(Зафиксировать способы):
постановка местоименных слов он, мой; она, моя; оно, моё;
Окончания – а, я-, нулевое – ж.р ; Нулевое– м.р.; -о, -е– ср.р.;
- Суффиксы: -их, – ын, -иц, -к – ж.р; -тель, -ец-, -арь, -чик – м.р.;
- На конце слова шипящий +ь– ж.р.; без мягкого знака –м.р.)
а) Определите род известными способами в сказочных словах: корниха, буртель, вилник, парыня, морощь, грубен, лапироч, расутьё.
– определение по суффиксу: корниха–
ж.р., буртель– м.р., вилник– м.р, парыня–
ж.р.,
– определение по ш+ или – ь: морощь-ж.р.,
лапироч– м.р.
– определение по окончанию: расутьё– ср.р.
Учебный диалог-доказательство рода.
б) Сам Самыч тоже учится с нами. Он узнал про суффиксы, которые выражают значение рода и образовал такие родовые пары. Верно, ли он использовал суффиксы для словообразования?
Бык – бычиха,
Баран – баранка
Петух – петушка
Селезень – селезенка
Медведь – медведка
Вывод: способ словообразования верный, но у этих И.С. нет родовых пар.
5. Итоговая рефлексия
– чем занимались на уроке?
– что нового узнали?
– какие существуют способы определения значения
рода?
– где было трудно? Интересно?
– чему можете научить других?
– как вы это будете делать?