Открытый урок художественного труда и изобразительного искусства. 5-й класс. Тема "Городецкие узоры"

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи:

  1. Развивать творческую активность
  2. Сформировать познавательный интерес в области искусства.
  3. Воспитывать интерес к традиционной народной культуре.
  4. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру через эстетику простой повседневной вещи.
  5. Формирование практических навыков и приемов работы кистью.

Оборудование и материалы:

  1. Альбом.
  2. Карандаш, ластик.
  3. Краски гуашь.
  4. Палитра, баночка для воды, тряпочка для вытирания кисти.
  5. Кисти №1,2,3, 6(пони).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Ответы на вопросы учителя по пройденному материалу.
  3. Беседа учителя. Знакомство с городецким промыслом росписи по дереву.
  4. Постановка рабочей задачи на урок.
  5. Практическая работа.
  6. Подведение итогов.

Ход урока

I ЭТАП. Организационный момент.

Учащиеся готовят краски, кисти, воду, палитры, берут альбомы и карандаши.

Мы продолжаем знакомство с народными промыслами. На предыдущих уроках я показывала вам произведения народного искусства. Какие центры росписи по дереву вы уже знаете?

Ответ. Северные центры росписи.

Учитель. А точнее?

Ответ. Мезенская и пермогорская.

Учитель. Где находятся Мезень и Пермогорье? Что это за север?

Ответ. Северо-западная часть России.

Учитель. Почему эти росписи называют графическими?

Ответ. Потому что, к примеру, пермогорские росписи выполняли всего двумя цветами – красным и черным по деревянной основе. И в них много линейных прорисовок, как будто мастера прорисовывали свои росписи перышками с тушью.

Учитель. Хорошо. Только, конечно, не тушью, а черной краской, и не стальными перышками, а птичьим. Это Мезенская роспись?

Ответ. В этой росписи рисунок делали вначале черным контуром, а потом заливали внутри контура красками. Использовали при этом всего несколько цветов: красный, зеленый, желтый.

Учитель. Поверхности каких предметов украшали эти росписи?

Ответ. Росписи делали на прялках, сундуках и других бытовых вещах, которые дарили дочерям, женам, невестам.

Учитель. А какие сюжеты были характерны для этих росписей?

Ответ. Например, пермогорские росписи были геометрическими. В них даже изображение животных – лошадей, оленей, лосей – были приближены к геометрическим фигурам и очень упрощенные. Очень много в этих росписях горизонтальных полос с геометрическим орнаментом и часто поверхность украшалась узорами из чередующихся полос геометрического орнамента и полос с геометризированными животными.

А в Пермогорье очень любили фантастических птиц и животных, например, птицу Сирин, а так же сценки катания в конных повозках или санях.

Учитель. Хорошо. Какой еще центр росписи вы знаете: как он называется и где расположен?

Ответ. Мы знаем еще хохломскую роспись. Хохлома расположена в Заволжье в центральной России. Там расписывают деревянную посуду: чашки, миски, ложки, ковши. Узор растительный, из трав, листьев, цветов и ягод. Узор красный и черный по золотому фону.

Учитель. Вот мы и вспомнили с вами те промыслы, с которыми познакомились на прошлых уроках. Сегодня мы рассмотрим образцы городецкой росписи. (Городец – так называется городок на Волге).

II ЭТАП. Беседа (Приложение 1).

Роспись эта возникла еще в XVIII веке. И, хотя, появилась она в деревнях вблизи Городца, расписывали мастера прялки, скамейки, сундучки, поставцы, основные сюжеты ее были связаны с бытом горожан. Приезжая на ярмарки и праздники, деревенские жители видели городские гулянья и праздники. Эта праздничная, яркая жизнь и привлекала деревенских умельцев. Вот и поселились на изделиях сельских мастеров городские праздники, гулянья, чаепития, волшебные птицы-глухари и легкие, изящные коньки. И все это обрамлялось букетами и гирляндами из пышных и разнообразных цветов, которых было так много в палисадниках горожан и на разных приволжских лугах и полях.

Росписи городецкие отличает декоративность, смелость.

Но так было не всегда: ранние изделия прялки – украшались резными узорами и инкрустацией: это была долгая и трудоемкая работа и на ярмарках не каждый мог позволить себе купить хотя и красивую, но дорогую вещь. Но однажды в Городец приехал иконописец поновлять росписи в церкви и показал местным умельцам несколько иконописных приемов: обводки, оживки. И по-новому зазвучала роспись у сметливых деревенских умельцев. Не пропали уроки зря. Яркие, нарядные праздничные изделия нравились и деревенским жителям и горожанам. Это и было началом промысла.

Свободная кистевая роспись, наблюдательность, народный беззлобный юмор вдохнули новую жизнь в промысел, расширили тематический ряд росписей.

Как работали мастера? Так же, как в других промыслах, росписи по дереву делались на загрунтованной доске темперными красками. Кисточки делали сами. Часто использовали штампики для наведения узора каймы. Характерна была для росписи легкая линейная рамка, в которую заключали изображение. Чаще всего фон оставался незакрашеным, но современный городецкий промысел допускает разноцветные фоны.

Итак, доска подготовлена, фон закрашен. По фону сразу кисточкой наносятся цветные пятна будущих цветов и листьев, собранных в букеты и общие пятна сюжетного изображения. Затем тонкой кистью прописывается контур и идет подетальная прописка отдельных элементов. И завершают работу оживки и бликовки. Разнообразные по форме динамичные мазки белой краски, вносящие в изображение живость и нарядность. Рассмотрите, пожалуйста репродукции с изделиями Городецких мастеров, которые здесь представлены, а так же обратите внимание на работы ребят, которые в прежние годы расписывали разделочные доски: на то, что изображено, какие сюжеты, как расположено изображение на плоскости разделочной доски и какое цветовое решение использовано в работе.

III ЭТАП.

Нашей задачей на несколько последующих уроков будет роспись кухонной доски. За основу росписи мы берем приемы Городецких умельцев. Образец доски висит перед нами на стенде. Итак, вам знакомы сюжеты, характерные для промысла – кто мне повторит, что любили изображать мастера?

Ответ. Птиц, лошадок, чаепития, гулянья.

Вопрос. А собак, и котов, и других животных можно?

Учитель. Кошки изображались, но чаще они присутствуют в детских ученических росписях. Собачки обычно сопутствуют всадникам – охотникам.

Вопрос. А просто букеты можно рисовать?

Учитель. Можно, но цветов должно быть много, а ваза небольшая и занимает немного места, или вовсе отсутствует.

Сейчас вы начинаете работать над эскизами для будущей работы. В начале вы делите альбомный лист на 4 части и в каждом окошке делаете наброски тех сюжетов, которые хотели бы изобразить.

Следующим этапом – выбранный лучший сюжет мы делаем цветом. Так же делим лист на 4 части и каждое окошко закрашиваем каким-нибудь цветом. Цвет может быть как чистым, из баночки, так и составным. Затем кисточкой на каждом фоне подбираем цветовую гамму нашей будущей цветовой композиции. Работа должна быть схематичной как набор цветовых пятен и линий. И чем больше вы успеете сделать таких цветовых вариантов, тем проще нам будет выбрать подходящее окончательное решение композиции. Выбранный вариант эскиза вы увеличиваете в размер разделочной доски, прорабатываете его на листе бумаги и затем переносите этот эскиз на доску. И выполняете окончательную работу на разделочной доске. Последовательность выполнения этих работ рассчитана на 5 уроков. Сегодня вы занимаетесь только первым этапом.

Приступайте!

IV ЭТАП. ИДЕТ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

По ходу практической работы даю рекомендации по составлению отдельных цветов, напоминаю, что такое холодная, или теплая цветовая гамма, контрастные цвета и сближенные, вспоминаем, где они находятся в цветовом круге и как их использовать при решении той или иной цветовой задачи. А иногда прошу решить только в теплой или холодной цветовой гамме.

Окончание урока.

Прошу учащихся завершать работу. Оставить исполненные эскизы на отведенном для их просушки месте и прибрать свои рабочие места. Обсуждение работ (Приложение 2).

СПАСИБО ЗА УРОК!