Кружковая работа как система подготовки воспитанников к жизни в обществе

Разделы: Администрирование школы


Труд, окрыленный интересом к делу, легче,
а не тяжелее труда, выполняемого по обязанности.

С. Я. Маршак

В последнее время стало традицией упрекать школу в том, что она даёт оторванное от современных реалий представление о мире, не готовит детей к взрослой жизни. Отчасти с этим можно согласиться. В этой связи возрастает роль системы дополнительного образования школьников, которая призвана помочь ребёнку в социализации, научить отстаивать собственные интересы, находить компромиссы, принимать решения и отвечать за свои поступки. При этом необходимо ориентироваться на тот социальный заказ, который формирует современное общество.

Корпоративная молодёжная политика ОАО “РЖД”, изложенная в Целевой программе “Молодёжь ОАО “Российские железные дороги (2006-2010 гг.) ”, определяет основные цели, задачи, в том числе и для обучающихся негосударственных общеобразовательных учреждений как кадрового резерва Компании. Среди них: усовершенствование системы профессиональной ориентации, профильного образования, развития индивидуальных способностей, пропаганды здорового образа жизни и обеспечения занятости подростков в досуговое время. Обозначенные цели стали приоритетными направлениями деятельности в Программе развития, в учебном и воспитательном планах школы-интерната №20 ОАО “РЖД” ст. Омск.

Школа-интернат должна обеспечить не только получение общего среднего образования детьми железнодорожников, но и готовить трудолюбивое и работоспособное молодое поколение с высокими гражданскими чувствами, нравственными понятиями и принципами, активной жизненной позицией, здоровое и физически крепкое, ответственное и инициативное, конкурентоспособное на современном рынке труда. Именно такие требования Компания предъявляет к работникам железнодорожной отрасли. Дороге необходимы информированные, компетентные, творчески мыслящие, социально-активные люди, способные участвовать в решении задач различного уровня.

В школе-интернате №20 ОАО “РЖД” создано целостное образовательное пространство, в котором базовое (общее) и дополнительное образование выступают как равноправные, взаимодополняющие друг друга компоненты. Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, индивидуальные способности. Ребенок в дополнительном образовании постигает самую главную в жизни вещь, ищет смысл жизни и возможность быть человеком. Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации.

Всё свободное время воспитанников заполнено разнообразной досуговой деятельностью. Именно дополнительное образование в школе-интернате органически сочетает все виды досуга с различными формами образовательной деятельности, решая проблему занятости детей. В школе работает 16 кружков по следующим направлениям: - художественно-эстетическое: Мир искусства”, “Палитра рукоделия”, “Волшебная иголочка”, “Родник”, “Школа юного репортёра”, - спортивное: “Волейбол”, “Футбол”, “Баскетбол”, “Теннис”, “Атлетическая гимнастика”, - вокально-хореографическое: “Хорошее настроение”, “Музыкальный калейдоскоп”, “Созвездие”, - техническое: “Юный железнодорожник”, - профориентационное: “В мире железнодорожных профессий”, “Занимательная информатика”

Согласно результатам мониторинга:

  1. Системой дополнительного образования охвачено 100% обучающихся, 49% посещают более 2-х кружков и секций.
  2. 100% воспитанников полностью удовлетворены работой всех объединений.
  3. Фактически у всех обучающихся есть выход полученных знаний и умений: это участие в концертных программах, общешкольных мероприятиях, спортивных состязаниях, конкурсах, выставках.

Взаимосотрудничество связывает школу с другими учреждениями дополнительного образования г. Омска: Центром творческого развития и гуманитарного образования, Домом детского творчества Ленинского АО г. Омска, детскими художественными школами, детскими школами искусств, спортивным комплексом “Авангард”, спортивным обществом “Локомотив”, эколого-биологическим центром и др.

В нашей школе-интернате нет детей неспособных и неуспевающих, даже если у ребенка есть какие-то проблемы в учебе, то в сфере творчества, куда он приходит добровольно, его встречают добрые увлеченные люди, помогающие раскрыть природные задатки. Здесь каждый может найти себе дело по душе, его способности, хоть самые малые, найдут достойное воплощение, а сам он обретет статус успешного человека в глазах сверстников, педагогов и родителей. Каждое, даже незначительное, достижение любого ребенка в школе всегда отмечается, развивая тем самым чувство уверенности в своих силах и способностях.

Духовно-нравственное и творческое развитие детей – это ключевые направления в работе педагогов дополнительного образования художественно-эстетического и вокально-хореографического циклов. Изучая на занятиях кружков русское искусство: живопись, литературу, музыку и танцы, дети с удовольствием поют и танцуют, читают стихи, выполняют декоративные панно из кожи, рисуют храмы, знакомятся со славянской орнаментальной символикой и ее историей, изучают народные промыслы, их истоки и современное развитие. Декоративно-прикладное творчество наиболее прочно связано с бытом и повседневной жизнью каждого человека, именно поэтому эстетическое воспитание школьников на примере декоративно-прикладного искусства имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда, культуры человеческих отношений в целом. Работы детей: горьковское шитьё, колье и цветы из бисера, картины, вышитые бисером, салфетки и сумочки с причудливым рисунком из атласной ленты - никого не оставляют равнодушными. Под руководством педагогов дополнительного образования творчество и золотые руки детей создают волшебную красоту. А мелкая моторика ещё и влияет на развитие умственных способностей. Юные художники и мастерицы со своими наставниками с энтузиазмом украшают школу. Здесь и картины из кожи “Древняя Русь”, и “мнимый гобелен ”, и необыкновенные рисунки, посвященные родной школе, железной дороге, городу Омску, и просто детские фантазии. Коллекции витражей: “Город-сад”, “Волшебный мир русской сказки”, “История железной дороги”. декоративные панно из современных материалов – всё это стало частью интерьеров школьного и спального корпусов. Успешный труд приносит позитивные впечатления, повышает самооценку, развивает ответственность, уверенность в себе, способствует социализации ребёнка. Практико-ориентированное и трудовое обучение дают устойчивые знания и умения, обладает огромным воспитательным потенциалом. Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, самое главное, создавать красоту своими руками. Если дети сделали что-то своими руками, они будут беречь это и гордиться своей работой, легче входить в жизнь и принимать условия жизни.

На занятиях кружка “Волшебная иголочка” девочки изготавливают необходимые для школы-интерната в повседневном быту вещи: фартуки и косынки для работников школьной столовой и прачечной, галицы, скатерти, салфетки. Выпускницы шьют себе наряды для школьного бала. На занятиях кружков изготавливаются несложные костюмы для школьных праздников и танцевального ансамбля “ Созвездие ”.

В настоящее время широкую популярность приобрела работа с природными материалами, так называемая флористика. Работа с этими материалами доступна, а общение с природой увлекательно, интересно и полезно. Оно развивает творческое мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус, Аппликативные панно, подсвечники, декоративные бутылки из природного материала являются чудесным украшением интерьеров школы, служат необычными сувенирами.

Важное значение имеет краеведческая работа по изучению и творческому освоению истории родного города. Учащиеся выполнили великолепные витражи с видами г. Омска: драматический и музыкальный театры, Тарские ворота, Никольский собор, пожарная каланча, Омский железнодорожный вокзал. Процесс освоения архитектурных образов города проходил на экскурсиях. Дети предварительно рисовали эскизы, выполняя их в цвете. В то время, когда план-проект строительства нового железнодорожного вокзала города Омска существовал только на бумаге, воспитанники воспроизвели его, выполнив великолепный триптих в технике витража. А когда Омский железнодорожный вокзал предстал перед жителями во всей красе, воспитанники школы с удовольствием сравнивали своё произведение с реальной достопримечательностью города.

Рисунки, посвященные изображению природы, архитектуры, иллюстрирование произведений отечественной и зарубежной литературы, задание на темы русских народных сказок помогли воспитанникам в создании эскизов к росписи бетонного забора, расположенного вокруг школы. С помощью педагогов, масляными красками, дети сотворили чудо, выполнив настенную роспись. Все это великолепие не только эстетически воспитывает, но и развивает трудовые навыки школьников. На занятиях кружков отсутствуют любые формы принуждения. Могу, хочу, умею, делаю, не боюсь ошибиться – эти глаголы определяют позиции детей и позиции педагога. Сотворческий характер занятий, применение проектных технологий (в области дизайна и оформления интерьера), базирующихся на принципе получения нового знания из опыта применения предыдущего – все это успешно используется в работе творческих объединений. В конце каждого занятия анализируется проделанная работа, рассматривается степень продвижения к цели и решение задач, проводится обсуждение работ обучающихся. Дети сами оценивают, находят ошибки. Учащиеся наглядно видят свои успехи и недоработки, итоги работы своих товарищей. Это способствует развитию художественного вкуса и правильной самооценке.

Танцевальный ансамбль “Созвездие ” - большая и дружная семья. Ни один школьный праздник не обходится без его выступлений. Яркие костюмы, интересные хореографические композиции (танец “Проводницы”, “Хоровод”, “Омская полечка”, “Гномики”, “Бусинки”, “Испания” и др.) восхищают зрителей. Занятия в кабинете хореографии помогают в коррекции осанки, укрепляют опорно-двигательный аппарат, способствуют растяжке мышечной системы, профилактике сколиоза и сутулости.

В школе есть два очень интересных вокальных коллектива: вокальная студия “Хорошее настроение” и ансамбль современной песни “Музыкальный калейдоскоп”. На занятиях дети учатся правильной постановке голоса, дыхания, культуре пения, знакомятся с творчеством известных композиторов. Репертуар вокальных коллективов настолько разнообразен, что позволяет участвовать в концертных программах к каждому школьному празднику.

Кружок художественного слова “Родник” начал свою работу только в 2007 году, но уже приобрёл популярность, а его участники стали самыми активными участниками конкурсов поэтического мастерства, приуроченных к знаменательным датам. Владение живым словом, знакомство с литературным творчеством русских прозаиков и поэтов стимулирует ребёнка к познанию и творчеству, воспитывает чувства и эмоции, даёт нравственные ориентиры деятельности, формирует мировоззрение.

В Школе юного репортёра ребята выпускают школьную газету “Радуга”. Название возникло не случайно. Так называется детская организация школы-интерната № 20, да и каждая буква в слове значима – “Радость, активность, дружба, уверенность, готовность и аккуратность здесь живут!”. Все интересные события школьной жизни, встречи и экскурсии, поездки, достижения, пробы пера, да и просто размышления – всё есть в газете. Равноправное сотрудничество со взрослыми в работе над газетой помогает ребёнку постепенно овладевать социальной информацией, учит видеть проблему по-взрослому, развивает коммуникабельность, активность, готовит к взрослой жизни.

И в решении задач гражданско-патриотического воспитания в школе-интернате большая роль принадлежит системе дополнительного образования. Кружковцы стали организаторами и самыми активными участниками внеклассных мероприятий, открытых уроков, общешкольных праздников, встреч, спортивных соревнований, посвящённых Великой Отечественной войне, Дню защитника Отечества. Ветераны – железнодорожники, ветераны войны и труда, проработавшие много лет в школе, с удовольствием смотрят выступления участников детских творческих объединений, общаются с коллегами, учениками.

Важное место в школе-интернате заняли коллективные творческие дела, в которых вместе с непосредственными организаторами принимают участие ученики фактически всех классов, воспитатели, педагоги дополнительного образования, ребята из танцевальных и вокальных коллективов, кружков художественно – эстетического цикла. С первого класса ученики вовлекаются в активную деятельность (праздник “Посвящение в школьники”, “Прощание с букварем”, “Русские былинные богатыри”), что позволяет раскрыть будущих организаторов, лидеров, выявить разнообразные способности и склонности воспитанников. Каждый школьный праздник превращает детей в настоящих артистов, мастерство которых шлифуется от спектакля к спектаклю.

А праздников в школе проходит очень много, они разнообразны тематически и каждый неповторим. Это и литературные гостиные: “Русские женщины” по творчеству Н.А. Некрасова, “Фантазии на тему Чехова”, “Марина Цветаева”; и традиционные праздники: “День знаний”, “Последний звонок” и “Выпускной бал”, День Победы, День матери, “Осенний бал”, сказки под новогодней ёлкой, спектакли: “Сказочный мир Ш.Перро”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”; КВНы. Неистощимая выдумка, безграничное творчество, неуёмная фантазия, умение сделать костюм и реквизит, уверенность в своих силах, защищённость в своём школьном доме и поддержка друзей – всё это формирует человека, свободно и легко смотрящего в будущее, конкурентно способного, с активной жизненной позицией, человека, способного в любой нестандартной ситуации всегда принять верное решение. Технология коллективных творческих дел обеспечивает демократичность поведения всех участников воспитательного процесса, особый школьный дух, школьный патриотизм, сотрудничество во взаимодействии “учитель – ученик - родитель”, создаёт корпоративный дух “своей” школы, воспитывает чувство гордости за нее и в итоге формирует детский школьный коллектив.

Для решения проблемы профессионального самоопределения школьников необходимо воспитывать в детях уважение к традициям профессии железнодорожника, ориентировать их на выбор специальностей железнодорожной направленности, осуществлять преемственность поколений. Большая работа в этом направлении ведется на занятиях кружков.

Начиная с 2005–2006 учебного года, в школе созданы учебные группы юных железнодорожников на Детской железной дороге. В течение трёх лет ребята знакомятся с железнодорожными специальностями, ежегодно проходя учебно – производственную практику на Детской железной дороге в городе Новосибирске.

Много лет в школе-интернате работает кружок “Юный железнодорожник”. На занятиях кружка ученики вместе с руководителем завершают работу по созданию макета железной дороги. На школьной железной дороге все как на настоящей: и мосты, и тоннели, прорезающие горы, и города, и даже маленький домик путевого обходчика, в котором горит свет. Постоянно действующая выставка детских рисунков “Моя железная дорога”, серия витражей, посвященных истории отрасли, участие в дорожных и отраслевых выставках рисунков и поделок помогают воспитывать в детях гордость за школу, гордость за магистраль.

Вся эта разноплановая работа позволяет нашим воспитанникам понять, что свою жизнь, свою судьбу они выстраивают, создают сами, и ни когда-нибудь потом, а уже сейчас. Привычка к осмысленному труду и выбору отчасти формирует и ориентиры будущей карьеры. Обычно дети плохо представляют реалии взрослого труда, поэтому выбирают профессии публичные или модные. Этого нельзя сказать о наших воспитанниках, так как они хорошо знакомы с профессией своих родителей, многое знают о специальностях железнодорожной направленности.

Активно включилась система дополнительного образования в формирование здорового образа жизни. В школе-интернате № 20 создана мощная спортивно-оздоровительная база: спортивный и тренажерный залы, стадион с футбольным полем, баскетбольной и волейбольной площадками, беговой дорожкой, легкоатлетическая площадка, детский городок для детей младшего и среднего возраста, теннисные столы.

Значительный вклад в формирование валеознаний вносят спортивные секции. Традиционными стали Дни здоровья. Праздник “Мама, папа, я – спортивная семья!” любят и дети, и родители. Азарт и поддержка царят в семейных командах, ведь именно семья обеспечивает чувство защищенности и душевного комфорта, именно в семье закладываются основы социального поведения ребенка. Группа ребят занимается в секции рукопашного боя в Областном центре детского творческого развития. Хорошая спортивная база, упорство в достижении цели, целеустремленность и дисциплинированность наших воспитанников позволяет им занимать призовые места не только в городе Омске и Омской области, но и в Сибирском федеральном округе. Общешкольные марафоны, турслёты, спортивные эстафеты, соревнования по игровым видам спорта внутри школы и между школами города, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе, занятия в тренажёрном зале – эти и другие физкультурно-спортивные мероприятия воспитывают у детей нормы здорового образа жизни. Спортивно-оздоровительная работа обеспечивает развитие физических способностей, нравственных качеств, способствует формированию спортивного стиля жизни, совершенствует культуру двигательной и спортивной активности, повышает физическую работоспособность.

Дополнительное образования - это система, комплекс, социосфера, работающая в одном направлении: воспитании достойного члена общества, гражданина, уважающего не только свои права, но и права другого человека, образованного, творчески и новаторски мыслящего, способного не только адаптироваться в условиях современной жизни, но и преобразовывать её, физически и нравственно здорового, готового трудиться на благо своей страны. Вся система воспитательной работы в школе-интернате № 20 основана на взаимосвязи отдельных её компонентов – гражданско – патриотического и духовно - нравственного воспитания, профориентационного и трудового воспитания, спортивно-оздоровительного воспитания.

Дополнительное образование раскрывает таланты и способствует личностному росту воспитанников школы-интерната.