Тип урока: итоговый урок.
Образовательные задачи:
- Обобщить знания о водах Земли;
- Закреплять умения работать с картой и атласом;
- Выявить качество знаний учащихся по изученной теме.
Воспитательные задачи: формировать научное мировоззрение, воспитывать бережное отношение к природе.
Развивающие задачи: развивать логическое мышление, коммуникативные навыки, познавательный интерес.
Оборудование: карта, атласы, задания по этапам, «Лист ответов» для жюри, тестовые задания для учащихся.
Ход урока
Эпиграф к уроку: Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!.. Нельзя сказать, что ты необходимо для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете.
1. Орг. момент
Изучив тему «Гидросфера», мы многое узнали о воде, ее свойствах, об объектах гидросферы. На сегодняшнем уроке мы обобщим изученное, проверим насколько хорошо вы усвоили материал. Правила игры вам известны и мы можем начинать…
Класс делится на 5 команд. Команда выбирает капитана, название, связанное с темой урока. Каждая команда должна пройти пять этапов. По сигналу учителя команды начинают выполнять задания.
2. Прохождение этапов марафона
1 этап: Дополни схему 1 «Круговорот воды в природе.»
Дополни схему 2.
2 этап: Расшифруй контурную карту.
На контурной карте расставлены цифры.
Подсказки.
- Самый большой океан
- Самое соленое море
- Самый большой остров
- Самая длинная река
- Пролив, названный в честь человека, совершившего первое кругосветное путешествие.
- Самое глубокое озеро
- Самое большое по площади озеро
- Самый высокий водопад Земли
- Японское море
3 этап: Игра «Трио».
Собери слова по темам:
Русло, снеговая линия, Енисей, сточное, паводок, морена, водораздел, котловина, дождевое питание, Антарктида, паводок, мертвое, тектонические, мертвое, покровные.
4 этап: Отгадай загадки.
1. Я реке и друг и брат,
Для людей трудится рад.
Я машинами построен, сократить пути могу
И от засухи, как воин,
Лес и поле берегу (Канал)2. Сколько граммов соли можно получить из 1 тонны черноморской воды, если ее соленость 18 ‰?
3. Определи, какие объекты гидросферы загаданы:
А) 28º с.ш., 137º в.д. (озеро Эйр)
Б) 2º ю.ш., 52º з.д. (устье Амазонки)
5 этап: Разгадай кроссворд
- Непрерывное движение воды в природе.
- Группа островов.
- Выход на поверхность подземных вод.
- Часть океана, отличающаяся свойствами воды, течениями, организмами.
- Падение реки с уступа.
- Плавающая ледяная гора.
- Самое мощное теплое течение на Земле.
- Скопление воды в природном углублении на суше.
- Единица измерения солености.
- Волны, распространяющиеся со скоростью 700-800 км/ч.
По вертикали должно получиться слово «Гидросфера»
3. Итоговый контроль
После прохождения всех этапов, пока жюри подводит итоги, учащиеся выполняют тестовое задание на индивидуальных карточках.
Вариант 1
- Водную оболочку Земли образуют:
А) мировой океан и воды в ледниках
Б) пресные подземные и поверхностные воды
В) воды океана, суши и атмосферы - Соленость воды в океане зависит от:
А) испарения и поступления пресной воды
Б) возможности легко растворять соли
В) скорости перемешивания вод. - Подземные воды, содержащие большое количество растворенных веществ
А) межпластовые
Б) грунтовые
В) минеральные - Река - это
А) скопление воды в природном углублении на суше
Б) участок земной поверхности сильно переувлажненный и поросший влаголюбивой растительностью
В) поток воды, текущий в выработанном им углублении. - Активное изучение океана началось в 40-е годы с изобретением
А) батискафа
Б) водолазного костюма
В) акваланга - Горные ледники отсутствуют только в
А) Африке
Б) Австралии
В) Южной Америке - Как называют искусственные водоемы, созданные в долинах рек с целью снабжения населения водой?
А) пруды
Б) каналы
В) водохранилища
4. Подведение итогов
Значение гидросферы в жизни человека огромно. Воде нет замены. Люди должны бережно к ней относиться, не загрязнять и не расходовать попусту. Вода – самый ценный минерал на нашей планете.
5. Награждение победителей