Цели:
- создать целостный образ М.И.Платова как великого полководца;
- развивать мышление, познавательный интерес младших школьников;
- формировать чувство гордости за наших земляков, для которых «честь дороже жизни».
Оборудование:
- книга для чтения «Природа и история родного края» авт.М.П.Астапенко,Е.Ю.Сухаревская, остов-на-Дону,изд. «БАРО-ПРЕСС»,2006г.;
- портрет М.И.Платова;
- презентация «Матвей Иванович Платов – «вихорь-атаман» (Приложение 1);
- карточки с деформированными пословицами;
- В.И.Даль «Толковый словарь русского языка»;
- индивидуальные рабочие листы с текстами.
Основные знания: Платов – казачий атаман, герой Отечественной войны 1812года; М.И.Платов – основатель г.Новочеркасска.
Словарная работа: лава (казачий строй к нападению охватом, дугой), полководец, кавалерия.
Ход занятия
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Внимание, девчонки!
Внимание, мальчишки!
Готовы ли ручки?
На столе ли книжки?
Недосуг сейчас
Дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
2. Объяснение нового следует начать с выяснения:
1) - Что такое Родина? (Родной дом, улица, город, милый сердцу край)
2) - Подберите пару каждой части пословицы. (работа в парах на карточках)
За Родину-мать | чем Родина наша | |
Нет ничего краше, | чем с родной земли сойдёт | |
Казак скорее умрёт, | не страшно умирать |
- Кто и как защищал нашу Родину? (Ответы детей)
- Какими были русские воины, одержавшие победу над врагами во многих войнах? (Ответы детей)
3) С опорой на портрет М.И.Платова (Слайд 1)
- Ребята, известен ли вам этот человек? Если да, то кто он и что вам о нем известно? (Ответы детей)
- Сегодня каждый донской казак, а уж тем более житель города Новочеркасска, знает имя Матвея Ивановича Платова.
- Какова судьба М.И. Платова? Какие качества характера были ему присущи? Чем отличился он за свою жизнь? Об этом мы и узнаем сегодня (Слайд 2).
3. Рассказ учителя (Слайды 3-5)
Матвей Иванович Платов родился 6 августа 1751 года в Старочеркасской станице. Отец его был заслуженный войсковой старшина. Народное преданье сохранило следующий рассказ о рождении Платова. В этот день отец его, занимавшийся судоходством, пошел на протоку посмотреть свое судно. Вдруг птица, летевшая над ним, уронила ему на шапку кусок хлеба. Почтенный старик перекрестился, взял этот кусок и положил к себе в карман. Когда же он подошел к берегу, то к ногам его из воды выпрыгнул громадный сазан. Взволнованный этими происшествиями идет Платов домой и тут узнает, что у него родился сын. Он собрал своих друзей, помолился с ними перед образом, угостил хлебом, сброшенным птицей, и жареным сазаном, так чудесно ему доставшимся.
(Слайд 6) Мальчик рос необыкновенным. Он быстро схватывал всякую науку, сразу запоминал то, что ему говорили, был ловок и проворен. С любовью занимался он верховой ездой, рыбной ловлей и охотой. Никто не умел так ловко и красиво ездить, никто не был так проворен и искусен в рубке или в стрельбе из лука, как сын войскового старшины Платова Матвей Иванович.
Ему минуло всего тринадцать лет, когда отец зачислил его на действительную службу урядником.
- Смотри, Матвей, - сказал ему отец, - служи государю и Тихому Дону примерно. Помни меня. Из простых казаков дошел я до чина войскового старшины - храбростью да примерной службой. Береги отцовские обычаи: будь казаком! Уповай на Господа Бога, и Он тебя не оставит. Слушай начальников. Будь внимателен к равным тебе, снисходителен к низшим и строг, более всего, к самому себе. Но помни всегда: никогда, Матвей, и думать не моги забыть наш Тихий Дон, вскормивший и взлелеявший тебя.
Сел мальчик на коня, отец подал ему пику - и началась суровая полевая служба молодого казака. Рано тогда начинали служить и долго служили казаки.
4. Работа со словарем (В.И. Даль «Толковый словарь русского языка»)
- Выясните значение слов полководец, кавалерия, лава.5. Поиск ответов на вопросы (с опорой на Презентацию)
- Кто такой М.И.Платов?
- Над кем одержали победу казаки под его предводительством?
(Слайды 7-10)
- Из какой семьи вышел Платов? Какое образование получил?
6. Работа с текстом на рабочем листе (Приложение 2)
Каждый ученик получает отдельный лист с текстом.
Задание: Прочитай текст. С помощью специальных знаков произведи разметку в пустых скобках.
! – удивлен, возмущен;
? - думал иначе;
+ - это новое для меня;
√ - это я знал.
Родился он, в 1751 году в городе Черкасске (ныне станица Старочеркасская) [], с 13 лет начал военную службу. [] За храброе участие в войне с турками (1768-1774) Платов был произведен в офицеры и назначен сотенным командиром. [] В 1771 году он стал полковником, командиром казачьего донского полка. []
Платова высоко ценили и по заслугам награждали Суворов и Потемкин. [] Пользовался он уважением и у императрицы Екатерины П. [] А вот при Павле 1 Матвею Ивановичу пришлось побывать в ссылке, а потом несколько недель отсидеть в сыром каземате Петропавловской крепости по ложному обвинению в заговоре против царя. [] Когда все выяснилось, Платова оправдали, наградили орденом и назначили сначала помощником атамана, а с 1801 года и донским войсковым атаманом. []
- Объясни твой выбор знака. (Обмен мнениями)
7. Рассказ учителя
В 1806-1807 годах он отличился в тяжелых боях с наполеоновскими войсками и был даже самим Наполеоном представлен к высшему французскому ордену Почетного Легиона, но отказался принять его от недруга России Наполеона.
В 1808-1809 годах Платов, командуя несколькими казачьими полками, отличился в сражениях против турок в Молдавии, за что был произведен в полные генералы русской армии.
Ярчайшей страницами жизни Матвея Ивановича, как и для всей России, стали тяжелые годы Отечественной войны 1812года.
8. Работа с текстом книги для чтения и иллюстрациями
- Какое участие приняли казаки в Отечественной войне 1812года?
- Как были отмечены боевые заслуги?
- За что М.И. Платов получил свою первую награду?
(Слайды 11-15)
Дополнительно (учителю на заметку)
Платов носил высший генеральский чин, имел титул графа, носил ордена:
Св. апостола Андрея Первозванного,
Св. Александра Невского, украшенного алмазами,
Св. Георгия Победоносца 2-й степени,
Св.князя Владимира 1-й степени,
Св. Иоанна,
Австрийский крест Марии-Терезии 3-й степени,
И несколько наград других государств,
А также саблю с надписью «За храбрость» с алмазами от Екатерины II,
брильянтовое перо на кивер от Александра I,
Саблю от города Лондона,
три медали: за взятие Измаила, за 1812 и дворянскую.
- С какими полководцами свела судьба М.Платова?
- Внимательно рассмотри портрет атамана М.И. Платова. Выбери из предложенных слова, которые, по-твоему, наиболее точно характеризуют его (слова записаны на доске).
Грозный, умный, строгий, кроткий, внимательный, слабый, мужественный, смелый, решительный, красивый, грустный, сильный, храбрый, гордый.
9. Сообщения детей (материал готовится заблаговременно)
В весенние дни 1814 года бурная радость охватила всю Европу: страны и народы старого континента праздновали окончание эпохи кровопролитных наполеоновских войн.
В это время русская делегация во главе с императором Александром I получила от английского правительства приглашение посетить Британские острова.
В состав делегации был включен и донской атаман Платов. Его имя еще до вступления русских в Западную Европу и приезда атамана в Лондон было известно в Англии.
Платова давно знали и ждали приезда на Британские острова, где широко продавались картинки с изображением донского атамана. Среди неумолчного шума и ликования англичан Платов обратился к переводчику, тот произнес несколько приветственных слов по-английски от имени атамана. Это вызвало новую бурю восторга. Выдержанные англичане на сей раз изменили своей национальной черте и наперебой громко восхваляли подвиги Платова и его казаков.
Современник М.И.Платова английский писатель Вальтер Скотт так отзывался об атамане: «Вид истинного казака предубеждает в его пользу. Черты лица его благородны, в глазах блестит огонь мужества и целеустремленности, в оружии и одежде его, часто вышитой серебряными узорами, виден вкус уже довольно образованный».
10. Рассказ учителя (Слайды 16-19)
Матвея Платова уважали и ценили его соотечественники. С его именем тесно связано заложение города Новочеркасска.
Платов умер 3 января 1818 года. Несмотря на жестокий мороз, все войско Донское, генералы, офицеры и очень много казаков явилось проводить до могилы своего «вихря-атамана». Дрогнул и заколыхался морозный воздух, и полились горькие слезы по лицам генералов, офицеров и простых рядовых казаков. Не стало у них отца-атамана, грудью отстаивавшего их дела, любившего их, как своих «детушек»...
Прах его покоится в усыпальнице Новочеркасского Вознесенского Кафедральноro собора.
185З году в г. Новочеркасске, против атаманского дворца, донцы, на деньги, собранные по добровольной подписке, поставили своему атаману, графу Платову, бронзовый памятник. Платов изображен пешим, в кивере, в донском чекмене, за которым висит раздуваемая ветром короткая бурка, в руке у него обнаженная сабля. На гранитной подставке золотыми буквами написано: «Атаману графу Платову за военные подвиги 1770-1816. Признательные донцы». Вокруг памятника стоят отбитые у французов в 1812 году пушки.
Его именем на Дону была названа станица Платовская, сооружен величественный памятник в Новочеркасске, заново открытый 16 мая 1993 года.
11. «Проверь себя». Итог урока
- Заполните правильно кроссворд и узнайте, какое имя дали казаки своему атаману М.И.Платову. (Слайд 20)
12. Рефлексия урока (Слайд 21)
Выберите тот значок, который соответствует вашей работе на уроке: Скучно или Интересно
13. Домашнее задание
Написать мини-сочинение «Разговор в музее медали и сабли М.Платова».